Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 1724 раза

Библиографическое описание:

Подлесных, В. А. Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом / В. А. Подлесных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 217-221. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2520/ (дата обращения: 16.12.2024).

В литературе мировоззрение часто рассматривают с позиции научного знания или отождествляют с идеологической составляющей сознания человека. В современном мире представляет интерес взгляд на мировоззрение через творческий аспект, который проявляется в культуре и характеризуется созидательной направленностью деятельности человека.

Изучение понятия «творческое мировоззрение» личности является актуальной проблемой. Это объясняется тем, что данный феномен важен при освоении культурно-исторического опыта, получении образования и играет большую роль в познании мира и себя, в выборе стратегии поведения в мире. Творческое мировоззрение непосредственным образом влияет на рост созидательной функции сознания человека.

Любое творческое мировоззрение имеет ценностный смысл. Мировоззрение не бывает анонимным, безличным, оно всегда чье-то, потому что в него включены не только знания, но и ценности, идеалы, чувства. Ценность как сложный многоаспектный феномен, характеризует вектор мировоззренческой направленности личности и является источником мотивации ее поведения и поступков, а также формируется при активности эмоциональной сферы.

Обзор научной литературы говорит о неисследованности феномена «творческое мировоззрение»: на сегодняшний день, однако те или иные аспекты данного понятия затрагивались многими специалистами как в России, так и за рубежом. Чтобы наиболее полно раскрыть суть понятия «творческое мировоззрение», необходимо провести аксиологический анализ феномена творчества, а именно ответить на вопросы, имеет ли феномен творчества ценностный статус и если имеет, то какова сущностная природа этой ценности. Надо ли заниматься творчеством и стоит ли творение того, чтобы его творить? В процессе развития истории человечества науки по-разному отвечали на эти вопросы.

События, происходящие в истории, влияют на развитие и тенденции науки. Методы и темпы изучения понятия «творческое мировоззрение» различаются в западной и российской школах. Рассмотрим западные традиции изучения данного понятия.

В немецкой классической философии творчество описывали как деятельность, рождающую мир. И. Кант рассматривал творчество как предметно-преобразовательную деятельность, которая изменяет мир и создает новый [7]. Для данного периода времени характерно усиление интереса ученых к истории культуры как продукту прошлого творчества. История стала выступать сферой реализации человеческого творчества независимо от какого-либо трансцендентного смысла. Подобный подход к истории получил наиболее глубокое развитие в философии Г.В.Ф. Гегеля [4]. Продолжая рассуждения на эту тему, Ф.В. Шеллинг описывал творчество, особенно творчество художника и философа, как высшую форму человеческой жизнедеятельности [24]. История самосознания проходит путь от теоретического Я, созерцающего мир, через практического Я, приводящего мир в порядок, к художественному Я - творящему мир. Также и К. Маркс, говоря о предметно-практической деятельности и производстве, которые преобразуют природный мир в соответствии с целями и потребностями человечества, утверждал, что творчество является деятельностью человека, созидающего самого себя в ходе истории [9]. История совершенствует предметно-практические способы человеческой деятельности, определяющие виды творчества.

Что касается зарубежной философии конца ХIХ − начала ХХ веков, где в целом творчество анализировалось учеными в противоположности механически-технической деятельности, то произошло разделение. Такое направление как философия жизни противопоставило техническому рационализму творческое биоприродное начало, а экзистенциализм подчеркивал духовно-личностную сущность творчества. Например, представитель философии жизни А. Бергсон считал, что творчество как рождение нового составляет сущность жизни и является объективно совершающимся в отличие от деятельности интеллекта, которая только комбинирует уже существующее [2]. Представители философии жизни В. Дильтей [6] и Х. Ортега-и-Гасет [16] рассматривали творчество как творчество культуры и истории. В. Дильтей, говоря об уникальном характере творческого процесса, был посредником в понимании творчества между философией жизни и экзистенциализмом.

При анализе экзистенциального направления философии Б.Ф. Сорокин пишет о представителях экзистенциализма, которые писали, что личность носит творческое начало и является экзистенцией, иррациональным началом свободы, прорывом разумной целесообразности [19]. Религиозные экзистенциалисты были убеждены, что через экзистенцию человек соприкасается с некоторым трансцендентным бытием, а иррелигиозные − с ничто. Экзистенция как экстатический порыв вносит в мир творчество. Творчество истории выступает в таких сферах творчества, как религиозная, философская, художественная и нравственная.

Рассмотрим аспекты творческого мировоззрения в трудах неофрейдистов. А. Адлер пришел к изучению роли творчества и креативного Я достаточно поздно, когда уже разработал многие важные концепты. Он описал креативность Я как состояние свободы выбора между альтернативными жизненными стилями и финальными целями [1]. Уникальность индивидуальности проявляется в том, что цель возникает благодаря креативной силе индивидуальности, а не инициируется наследственностью и культурными факторами. Часто люди не осознают до конца свои цели, однако через анализ ситуации в семье и воспоминания о раннем детстве психотерапевт способен помочь человеку определить цель, помогая полному функционированию и креативной жизни индивидуальности.

Продолжая рассуждения на эту тему, основоположник аналитической психологии К.Г. Юнг, говоря о том, что тайна творчества − это загадка, которую можно описать, но нельзя разрешить [25], считал, что развитие личности происходит не само по себе, а по определенным причинам, по внешней или внутренней необходимости [27]. Решиться на собственный путь не просто потому, что творческой личности необходимо для этого не подчиняться конвенции, быть свободным, смелым и идти по собственной тропинке, а также иметь предназначение и веру в него. Не все доходят до цели, многие погибают на собственном пути, однако те, кто имеет предназначение, обречены [26].

О. Ранк так же подчеркивал мысль о том, что творчество представляет собой единственную подлинную стихию свободы [17]. Он выделил нормальный, невротический и творческий психологические типы людей. Нормальные люди − те, кто отказался от своей воли и принял волю группы, невротики с одной стороны не могут принять волю группы, а с другой − не способны сформулировать свою волю. Творческая личность сама устанавливает для себя закон, она может не следовать воле авторитетов, у нее формируется не компромисс, а вновь воссозданное целое, это сильная личность с автономной волей, выражающая высшую интеграцию духа.

Подобные идеи были и у Э. Фромма, который писал о непродуктивном и продуктивном типах ориентации, отличающихся направленностью на различные системы ценностей [22, с. 45-99]. В современном обществе бывают такие типы непродуктивной ориентации как рецептивный или получающий, эксплуататорский или берущий, накопительский или сохраняющий и рыночный или обменивающий. Продуктивная ориентация характеризуется подчинением усилий человека целям роста и развития всех его потенций. Также Э. Фромм утверждал, что творя и создавая свой мир, отношения и ценности, человек может от жажды иметь прийти к наполненности своего бытия [23].

Эту линию рассуждений дополнили социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая социальные ценности, и выделившие несколько типов личности, а именно мещанский, ориентирующийся на традиционные ценности, богемный, характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости и творческий − единственный определяющий развитие общества и культуры [5, с. 351].

В период второй половины XX века исследования творчества носили неравномерный характер. В Америке Д. Гилфорд [29] в 1950 г. призвал психологов уделить особое внимание проблеме творчества. В течение последующих двадцати лет в США было осуществлено много новых проектов, касающихся разработки творчества. Однако Д. Гилфорд в большей степени рассматривал творчество как способность, а не мировоззренческую ценность.

Для нашего исследования представляют большой интерес представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Мей, В. Франкл, Д. Бюдженталь и др.), которые в качестве основной побудительной силы творчества рассматривали самоактуализацию как стремление человека наиболее полно реализовать себя в пространствах бытия.

В частности, К. Роджерс создал концепцию актуализирующейся тенденции, в которую входят не только мотивация, потребности, редукция напряжения, но и креативность как поиск тенденций к удовольствию [31]. Самые лучшие условия жизни человека создаются из-за полного функционирования личности, а именно, когда личность беспрепятственно выражает чувства, креативна, независима и живет, так называемой, хорошей жизнью, которая является процессом, направлением, а не местом назначения. Неприспособленный человек как защищающийся, поддерживающий свою жизнь, а не улучшающий, живущий по плану, манипулируемый, зависимый конформист с отсутствием креативности, противопоставляется полностью реализующей себя личности, свободной, открытой опыту и творчеству.

Поддерживая мнение своего отца, Н. Роджерс писала о том, что «творческий процесс есть жизненная энергия, сущность человека» [18, с. 165]. Творческая личность, как свободная личность, способна быть самой собой, слышать свое «Я». Как трансформирующий, исцеляющий процесс, творческость подобна свободе, попробовав однажды, уже трудно жить без нее. У любого человека есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Однако уже на ранних стадиях развития человека происходит подавление его творчества окружающими людьми путем критики, запретов и ограничений, поэтому необходимо создавать благоприятные условия для развития творческости. Н. Роджерс практикует «центрированную на личности экспрессивную терапию». Она создает «безопасный, доверительный климат общения, организует виды работ, которые стимулируют творческость и где личность почувствует себя свободно настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир, и в этом случае сам человек выберет наиболее оптимальное направление своего развития как личности и пробьется к своей интуитивной и творческой энергии» [18, с. 166, 168].

Эти же идеи развивает американский философ и психотерапевт В. Франкл, считавший, что основным двигателем развития личности является врожденная мотивационная тенденция стремления к поиску и реализации человеком смысла своей жизни [21]. Если человек находит смысл своей жизни, то это призвание, а если нет, то оказывается в экзистенциальном вакууме. Смысл жизни каждого уникален и неповторим, это творческий поиск своего пути и следование ему. В. Франкл заметил, что люди только думают, что они заняты зарабатыванием денег или славы, а на самом деле они заняты поиском счастья. Творческий взгляд на мир представляет собой способность найти свой смысл в мире, причем важно понимать, что смысл можно найти только самостоятельным путем. Отсюда появляется необходимость развивать качества творческого человека, а именно способность меняться, способность установить новые связи и взаимоотношения, гибкость взглядов, терпимость к другому мировоззрению, способность противостоять авторитетам, общепринятому мнению, упорство в поиске своих путей, своего счастья. Главное стремиться к цельности, подлинности и самоидентичности. Очевидно, что В. Франкл в отличие от Э. Кречмера [8] выступал против идеи наследования способности к творчеству.

Также В. Франкл описал три группы вечных ценностей: ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества, ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь, и ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу [21, с. 299-300].

Поддерживая идеи коллеги, А. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукта творческого самовыражения и описал группу людей, которую назвал метамотивированными или трансцендерами, это те, кто вовлечен в какое-либо дело и предан чему-то для него очень ценному − призванию [12]. Трансцендеры посвящают свою жизнь поиску высших предельных ценностей, которые не могут быть сведены к каким-либо другим, и полностью отдаются своим переживаниям, раскрывая человеческую сущность. Трансцендеры могут не быть конформистами, не стремятся нравиться другим и стараются хорошо делать свое дело.

А. Маслоу также выделил две группы ценностей, а именно Б-ценности или ценности бытия − высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям, например, истина, красота, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, справедливость и др. А также Д-ценности или дефициентные ценности − это низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности, например, мир, покой, сон, отдых, безопасность и т.д. [10]. Д-ценности или регрессивные ценности выбираются людьми, чтобы выжить и обладают необходимостью, а также являются предпосылкой для высших Б-ценностей или «ценностей развития» [11, с. 213-214].

Самоактуализирующаяся личность проявляет интегрированность, становится более открытой опыту, спонтанной и независимой от низших потребностей, раскрывает свои возможности, как считал А. Маслоу [13]. Креативность выступает как важная характеристика самоактуализации и понималась ученым широко, как качество, которое может быть применено к любой жизненной задаче. Понятие творческого человека и понятие здоровой, полностью человечной личности очень сильно сходятся и возможно это одно и то же. Существует первичная (фаза вдохновения), по сути озарение, инсайт и вторичная творческость (фаза разработки), требующая упорства, терпения и тяжелой работы. Первичная креативность зависит от интегрированности нашей личности и способности услышать, что не совсем похоже на то, чему мы учились. По терминологии Р. Мэя это называется встречей, интенсивной встречей с миром, людьми, самим собой [14]. Под встречей понимается не просто физический акт в материальном мире, а состояние восхищения, очарования, восторга при встрече с чем-либо. М. Бубер назвал такие отношения с миром Я-Ты, тайной, где человек не накапливает опыт, знания, а поглощен исключительностью этой частицы мира [3].

Продолжая рассуждения по этому вопросу, Р. Мэй писал, что мы обычно живем в управляемом, рациональном и предсказуемом мире, поэтому необходимо мужество, чтобы оторваться от всего знакомого и встретиться с миром [14]. Эта встреча изменяет нас, и мы не знаем, что нас ждет дальше, нет гарантий и подпорок. Мужество творчества, как наивысшее из всех видов мужества, ориентировано на создание новых форм, символов, принципов, это мужество восстания против авторитета, мужество иметь собственный взгляд, часто отличный от общепринятого. Причем в итоге, несмотря на наказания и отчуждение, творцы удостаиваются наград, их уважают за творческий вклад, который они приносят в развитие общества.

Среди современных исследований творческого мировоззрения, опирающихся на необходимость выхода творчества за рамки индивидуальности и вступления в диалог с внешним миром, кроме экзистенциальной теории Р. Мэя, описавшего творчество как встречу человека с его миром, стоит отметить системную модель М. Чиксентмихайи [28]. Ученый считает, что творчество − это специфическое состояние человека, приносящее радость и удовлетворенность и возникающее, когда он прорывается через свои собственные границы и приобретает себя в других или другом, когда его собственный мир начинает расширяться. Состояние, способствующее творчеству, не зависит полностью от объективной природы возможностей или объективного уровня способностей, а определяется восприятием своих способностей и возможностей для их реализации, что позволяет открыть новые возможности и ведет к развитию личности.

Проблему связи творчества с преодолением изучает современный представитель экзистенциальной психологии С. Мадди [30]. С. Мадди через критику традиционного исследования творчества, в том числе теории самоактуализации, где он выступает против излишней демократичности творчества и описания его как просто безмятежного состояния вдохновения, приходит к убеждению, что творчество представляет собой нарушение существующего положения вещей. Любая социальная структура стремится к сохранению стабильности, поэтому общество всегда противодействует этому нарушению.

В 1970 г. в области изучения творчества произошел спад, однако в последнее десятилетие прошлого века появилась новая волна интереса к данной проблеме. Причиной этого являются требования современного общества и сама логика развития науки. Творческое мировоззрение предстает в качестве основы общественного прогресса. Как пишет Д.В. Ушаков «В сфере самого знания способность к инновации начинает приобретать большее значение, чем репродукция готовых форм. Компьютеры берут на себя значительную часть умственной, рутинной работы, освобождая время и интеллектуальную энергию людей для инновационной деятельности…при этом люди не всегда готовы для такого освобождения, оказываются недостаточно творческими для решения встающих проблем» [20, с. 54].

Несмотря на достаточно слабый уровень изученности феномена «творческое мировоззрение» на сегодняшний день, стоит отметить постоянный интерес со стороны западных исследователей к данной проблематике. Сложность изучения данного понятия продиктована также разносторонностью взглядов и отсутствием единой позиции по отношению к природе составляющих его аспектов − творчество и мировоззрение. Однако, какие бы аспекты и стороны творческого мировоззрения не изучали ученые, все они подчеркивают важность созидательной направленности деятельности человека, повышения ценности человека с творческим взглядом на мир и самого себя. Для решения большого количества проблем современного мира по-прежнему недостаточно освоения и накопления возрастающего объёма знаний − необходимо их творческое осмысление и применение модернизированных воззрений в повседневной жизни. Поэтому необходима дальнейшая разработка этого многоаспектного понятия.


Литература:
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

  2. Бергсон А. Творческая эволюция: Пер. с франц. − М., 1998.

  3. Бубер М. Два образа веры. − М., 1995.

  4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, тт. 1-14. М. − Л., 1929-1959.

  5. Давыдов Ю.Н. и др. Современная западная социология: Словарь − М., 1990.

  6. Дильтей В. Собрание сочинений в шести томах. − М., 2000.

  7. Кант И. Сочинения в шести томах. − М., 1963 – 1966.

  8. Кречмер Э. Гениальные люди. – С-Пб., 1999.

  9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. тт.1-50. − М., 1955-1981.

  10. Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М., 1982. − С. 208-118.

  11. Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. − М., Киев, 1997.

  12. Маслоу А. Мотивация и личность. − СПб., 1999.

  13. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Пер с англ. − М., 1999.

  14. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества - М., 2008.

  15. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп./Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича − 2-е изд. − М., 2000.

  16. Ранк О. Миф о рождении героя. – М., Киев, 1997.

  17. Роджерс Н. Творчество как усиление себя//Вопр.психол. 1990.№ 1. − С.164-168.

  18. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества: науч.-метод. пособие для аспирантов и молодых преподавателей. − Орел, 2000.

  19. Ушаков Д.В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2. № 4. − 2005. − С. 53-56.

  20. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. − М., 1990.

  21. Фромм Э. Психоанализ и этика: пер. с англ. − М., 1993.

  22. Фромм Э. Душа человека: пер. с англ. − М., 1992.

  23. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. − М., 1999.

  24. Юнг К.Г. Собрание сочинений в 19 томах. Т.15. Феномен духа в искусстве и науке − М., 1992.

  25. Юнг К.Г. Конфликты детской души. − М., 1995.

  26. Юнг К.Г. О становлении личности/Юнг К.Г. Бог и бессознательное: − М., 1998.

  27. Csikszentmihalyi M. Implications of a Systems Perspective for the Study of Creativity // Handbook of Creativity / ed. by R. Sternberg. − Cambridge, 1999. − P. 313-335.

  28. Guilford J. P. Personality. − New York, 1959.

  29. Maddi S. Creativity is strenuous//The University of Chicago Magazine, 1973, vol.66, #2, P. 18-23.

  30. Rogers C.R. On Becoming a Person: a Therapist’s View of Psychotherapy. − Boston, 1961.


Основные термины (генерируются автоматически): творческое мировоззрение, творчество, мир, ценность, личность, способность, творческая личность, собственный путь, современное общество, современный мир.


Задать вопрос