«Войну нельзя забывать. Хотя бы ради памяти тех, кто ценой тяжких страданий, мук даже собственной жизни даровал нам день сегодняшний. Вечная им слава!»
Организационный момент Уважаемые ученики, так сложилось, что именно сегодня самые близкие для меня люди — это вы. Надеюсь на наше сотрудничество.
1. 1. Актуализация знаний
Мы с вами живем в мирное время, на планете Земля, в могучей и огромной стране России, в чудесном крае под названием……. (КУБАНЬ). Наш край имеет многовековую историю, сложенную из разных событий. Но как в любой истории, так и в истории нашего края есть события, над которыми не властны ни время, ни переменчивая память людская, ни повседневная суета.
На сегодняшнем уроке попробуем выяснить, какие именно события нашего края можно отнести к таковым. Для решения задач сегодняшнего урока предлагаю вам групповую форму работы. Сегодня таких групп у нас три. Напоминаю вам правила работы в группе:
Правила работы вгруппе:
- Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
- Внимательно выслушивать мнения каждого.
- Говорить тихо, чтобы не мешать.
- Найти общее решение.
- Определиться с выступающими.
1.2. Постановка учебной задачи. Чтобы понять, о чём конкретно мы будем говорить на сегодняшнем уроке, предлагаю группам решить первую учебную задачу.
Задание №1.
Возьмите конверт № 1 (в нем …картинки для расшифровки слов).
Расшифруйте по картинкам слова и попробуйте связать в предложение. Время 1 минута. Демонстрирую слайды. Выслушиваю ответы детей. Формулирую тему.
Хронология событий освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков. (Открываю тему на доске)
1.3. Выполнение пробного действия. Выявление затруднения.
Я предлагаю вам заполнить таблицу:
Краткая хронология освобождения Кубани |
|
Дата |
События |
Освобождение первого района Краснодарского края — Успенского. |
|
Освобождение города Краснодара |
|
Освобождение города Новороссийска |
|
Освобождение Тамани |
|
1.4. Построение проекта выхода из затруднения
— Посмотрите внимательно на таблицу. Чего в ней не достает? (выяснить даты)
— Как нужно решить данную проблему? (найти информацию в разных источниках. Сегодня такими источниками (которые пока засекречены) станут те пакеты, которые лежат у вас на столах, презентация и рассказ учителя, наши знания. Посредством выполнения заданий мы сможем раскрыть тему (показать на неё), ответить на главный вопрос урока: Какое значение имеет освобождение Кубани в исторической памяти народа?
1.5. Реализация проекта выхода из создавшегося затруднения
Рассказ учителя
Дата 22 июня 1941 года вошла чёрной датой в историю нашей Родины
Счастливая мирная жизнь советских людей была прервана нападением фашистской Германии. Серьезное место в захватнических планах Гитлера занимала Кубань. Фашисты пытались завладеть портовыми городами Черного моря. Мечтали использовать плодородные почвы края, чтобы обеспечить себя продовольствием, их манила нефть Майкопа и цемент Новороссийска.
Летом 1942 года фашисты начали наступление на край. К сентябрю им удалось занять почти всю территорию Кубани. Оккупация немецко-фашистскими захватчиками кубанских городов, станиц, сел и хуторов длилась более полугода. С первых дней оккупации началось методичное уничтожение местных жителей.
Советское командование начинает готовить план освобождения. Он состоял из двух частей:
- Операция «Горы» (освобождение Краснодара)
- Операция «Море» (освобождение Новороссийска и Таманского п-ва).
Наступательную операцию «Горы» планировалось провести в три этапа и главной целью было прорвать оборону противника в районе Горячего Ключа и Крепостной, выйти на р. Кубань, овладеть Краснодаром или блокировать его.
А сейчас группам предлагается решить вторую задачу.
2. Работа вгруппах по составлению диафильма
Задание №2
Вскройте пакет № 2. В нём находятся схематические изображения операции по освобождению Краснодара.
Задание: Расположить события в хронологическом порядке, используя даты, указанные на изображениях, скрепить их скотчем по вертикальной границе. Время 2 минуты. (Контролирую правильность составления фрагмента)
— Что у вас получилось? На что это похоже?
— Это, действительно, фрагмент плёнки. Но из этих фрагментов мы составим диафильм.
— Ребята, кто из вас знает, что такое диафильм?
— Диафильм — расположенные в определенной последовательности фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей темой. Покажите, что у вас получилось. (Обратить внимание, что у всех разные фрагменты.) Давайте оживим наш фильм.
Демонстрация ролика.
3. Первичное закрепление нового знания.
Вопросы после просмотра:
— Когда началась операция по освобождения города? (16 января)
— Назовите дату освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. (12 января)
4. Самостоятельная работа по изучению нового материала (интегрирована сработой вгруппах)
— За каждым временным промежутком стоит история событий, связанных с историей освобождения Кубани. Это исторические рассказы о времени, когда героизм стал массовым явлением, рассказы о воинах-освободителях и датах, когда фашистов изгоняли из больших и малых кубанских станиц.
Для более подробного знакомства с некоторыми значимыми историческими событиями по освобождению нашего края предлагаю вновь поработать в группах.
Задание №3
Вскройте конверт № 3. В нём найдите текст и задания, карту
Изучите текст.
Ответьте на вопросы, опираясь на предложенный текст. (проговорить, что тексты и задания разные)
3. Отметьте освобождённый район на карте
Работа в группах
Первичное закрепление.
Вопрос группе 1. Об освобождении какого района Краснодарского края идет речь в тексте? Назовите дату освобождения. Покажите, как вы обозначили на карте
Вопрос группе 2. Об освобождении какого города идет речь в тексте? Назовите дату освобождения -Покажите как вы обозначили на карте
Вопрос группе 3. Об освобождении какой части Краснодарского края идет речь в тексте? На какую дату приходится полное освобождение Краснодарского края? -Покажите, как вы обозначили на карте
5. Самостоятельная работа ипроверка по эталону
Ребята, мы прослушали с вами выступления групп, теперь попробуем расположить полученную информацию в хронологической последовательности.
Задание №4
Из конверта № 4 достаньте шаблоны таблиц. Знакомы? (по 6 шт. на каждого). Давайте совместно их восстановим.
Итак, -Когда был освобождён Успенский район? (дети отмечают) -Назовите дату освобождения Краснодара? (дети отмечают) Может, кто-то запомнил, когда был освобождён город-герой Новороссийск? (отметьте) — Скажите, пожалуйста, когда Краснодарский край был полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков? (дети отмечают) Проверим, что получилось…
Краткая хронология освобождения Кубани |
|
Дата |
События |
23 января 1943 года |
Освобождение первого района Краснодарского края— Успенский. |
29 января 1943 года |
Освобождение городов Майкопа, Кропоткина |
30 января 1943 года |
Освобождение города Тихорецка |
5 февраля 1943 года |
Освобождение города Ейска |
12 февраля 1943 года |
Освобождение города Краснодара |
16 сентября 1943 года |
Освобождение города Новороссийска- |
9 октября 1943 года |
Освобождение Таманского полуострова |
ВЫВОД: Таким образом, освобождение Кубани началось 23 января 1943 г. с изгнания фашистов с территории Успенского района. 12 февраля советские войска освободили Краснодар. Полностью Краснодарский край был очищен от немецко-фашистских захватчиков к 9 октября 1943 г.
6. Формулировка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы прикоснулись только к крошечной части истории Военного времени. Говоря об освобождении Кубани, мы не затронули освобождение города –героя Новороссийска только потому, что это история заслуживает отдельного урока.
Предлагаю вам узнать самостоятельно, используя литературу и современные технологии о героической операции по освобождению Новороссийска.
7. Подведение итогов
Мне было приятно видеть ваши заинтересованные глаза, наблюдать за энтузиазмом, с которым вы брались за задания. Я хочу подарить каждому из вас крохотную искру огня. Пусть эта искорка зажжёт огонь в ваших сердцах. Пусть вечно в них живет память о войне, о тех, кто жил и воевал, и тех, кто без вести пропал!
В память о погибших во время Великой Отечественной войны в каждом городе нашего края горит Вечный огонь.
«Вечный огонь — людских судеб огонь. Это вечная память народа живая».
Попробуем и мы сегодня зажечь вечный огонь. На наш имитированный «вечный огонь» в дань памяти об освободителях нашей малой родины-Кубани сейчас каждый желающий может прикрепить свою полученную «искорку». (Фон «Журавли»)
Спасибо за урок