Станица Новоминская основана в 1821 году. Название произошло от соседнего куреня Минского (ныне — станица Староминская, основанная в 1794 году). Новоминская формировалась из небольших хуторов, первыми поселенцами которых были казаки Староминского, Канеловского и Старощербиновского куреней. Местом поселения избрали среднее течение реки Албаши, что на татарском языке означает «Красная голова». [1, c. 259]
Бурное развитие нашей станицы приходится на начало 1911 года, когда возле Новоминской проложили железную дорогу, связавшую ее со многими регионами и городами страны. В тот период численность достигла 16413 человек, для земледелия использовалось 42700 гектаров сельскохозяйственных угодий.
Мужчины в возрасте от 20 до 35 лет вносились в списки казачьего сословия и несли службу в собственном конвое Великих князей России. Ейском полку, Кубанском дивизионе и других воинских частях. Несколько десятков казаков несли внутреннюю службу в станице. Петенко Федор Яковлевич в 1912 году числился первым адъютантом царя Николая Второго. Три казака новоминчанина: Фальчевский, Цвиринько, Зубарь были полными кавалерами Георгиевских крестов. Тимофей Ксенофонтович Ящик с 1912 году служил в конвое Николая Второго, а с 1916 года лично царем был назначен камер-казаком к Ея Величеству Императрице Марии Федоровне и до самой ее смерти (1928 год) находился при ней неотлучно, являясь телохранителем и летописцем царицы. В 1917 году вдовствующая царица Мария Федоровна Романова с двумя сестрами Николая Второго гостили в станице Новоминской в доме казака Тимофея Ящика. [2]
В 1932–1933 годах население станицы Новоминской, вместе с населением десятков других станиц Кубани пережило массовый голод. Точное количество жертв голода в станице Новоминской на данный момент неизвестно, однако оно может исчисляться в несколько тысяч человек. Сценарий организации голода в станице Новоминской был такой же самый, как и во всех остальных станицах Кубани. У населения изымались абсолютно все запасы продуктов питания, станица была окружена войсками, вход в станицу и выход из неё был запрещён. Попасть в станицу или выйти из неё можно было только нелегально. Вся почтовая корреспонденция перехватывалась.
С 1935 по 1953 годы станица Новоминская была районным центром. В ее административный состав входили станица Копанская и Новодеревянковская, а также все близлежащие хутора. 22 августа 1953 года Новоминской район вошел в состав Каневского района. Председателем объединенного района избрали теперь уже бывшего председателя Новоминского райисполкома Мылько Нестора Даниловича.
Станица Новоминская впериод фашистской оккупации
К началу 1941 года в Новоминской насчитывалось 14 коллективных хозяйств. Поступала новая техника. Заметно поднялась урожайность зерновых и овощных культур. Лучше стали жить колхозники.
Первая половина 1942 года. Идет война. Враг приближается к Кубани. В то тревожное раннее июльское утро на ферме уже никто не спал: все старые и малые суетились по всему двору, сгоняли в гурт скот, грузили домашние пожитки на арбы и подводы, собирались в дальнюю и трудную дорогу. Эвакуация. Чуткие животные, слыша плач детей и растерянные людские крики, озирались, мычали, понимая, что придется уходить с постоянного места в пугающую неизвестность. Вдоль степной дороги от самой фермы до шоссе, несмотря на ранний час, стояла пыль, взбитая уходящим стадом, сквозь которую далеко вокруг разносились рев и топот, преждевременно будя уснувшую на ночь природу. Казалось, опустела и притихла станица. Не стало шума, смеха детворы, казалось, замерла жизнь. Начались черные дни оккупации. Некогда было болеть. Да и куда было обращаться. Больница была разрушена. Медработники — кто эвакуировался, а кто ушел в армию.
Главный врач больницы Чуев Василий Порфирьевич на прощанье сказал: «Мы еще вернемся! Берегите и сохраните больницу!» И все же даже в период оккупации, в трудных случаях обращались к медработникам, фельдшерам — Кучер Тимофею Федоровичу, Донцу Алексею Васильевичу, Волику Георгию Ивановичу, которые оказывали посильную помощь.
В августе 1942 года, перед оккупацией (август 1942 — февраль 1943 гг.) в Новоминском районе из партактива создается партизанский отряд «Защита Родины». Во главе отряда становятся Петр Гордеевич Шкареда и Бежанов Петр Захарович (Приложение А, рис. 5, 6) вместе с первым секретарем Новоминского района партии Матвеем Николаевичем Таракановым. Партизаны нападали на вражеские обозы, освобождали пленных, подрывали мосты и коммуникации. С приближением фронта к району в спешном порядке создаются секретные продуктовые и оружейные склады, ведется подготовка к подпольной работе. 5 августа отряд ушел на Кавказ, двигаясь по улице Красной в сторону станиц Крыловской и Пашковской. По пути движения приходилось вести бои с наседавшими фашистами. Краснодарский куст, куда входили партизаны «Защиты Родины», состоял из 22 отрядов — 1054 бойца. Результаты боев куста: взорваны три железнодорожных моста, 4 километра железнодорожной насыпи, пущено под откос семь воинских эшелонов, уничтожено 62 автомашины и автобус, пять мотоциклов, 20 велосипедов. Сожжено 27000 пудов зерна и подсолнечника, подлежащих отправке в Германию, 700 тонн нефти, снято до 10 километров телефонного провода. Добывалась информация о дислокации врага для Красной Армии. Ряд отрядов полтора месяца занимал линию обороны на фронте и вел бои. Из нейтральных зон собрано свыше двух тысяч голов крупного рогатого скота и передано Красной Армии. За период боев партизаны вывели из строя около двух тысяч солдат и офицеров противника, уничтожили 4089 немецких солдат и их приспешников. [3, c. 26–27]
За период партизанской жизни добыто трофеев: четыре ручных пулемета, 35 автоматов, 400 винтовок, 38 минометов, большое количество мин, гранат, взрывчатки, продуктов питания. Поймано 30 шпионов и 400 дезертиров. Отправлено в тыл врага 117 партизанских групп. Погибли 32 партизана, ранены 65 человек. Из отряда «Защита Родины» 21 человек получил боевые награды. Партизаны готовили листовки и распространяли их среди населения. В период оккупации в Новоминском районе работали 3 группы партизан численностью 16 человек.
При выполнении боевых заданий в тылу из 39 членов «Защиты Родины» 19 погибли в борьбе с врагом. Все они попали в руки фашистов, были подвергнуты страшным пыткам и истязаниям, их жгли огнем, держали раздетыми на морозе, протыкали штыками, отрубали ноги и руки. На льду озера после нечеловеческих пыток был казнен заместитель командира партизанского отряда, председатель Новоминского райисполкома Лука Кузьмич Черняев, а командиру разведки партизану Петру Гордеевичу Шкареде изверги сначала отрубили ноги и левую руку, а уже потом убили выстрелом в голову. Особенно усердствовал на допросах Шкареды сотрудник гестапо фельдфебель Кемфлер, который применял к арестованному самые изощренные пытки: иглы под ногти, раскаленный металл, обливание на морозе холодной водой и другое. Не меньше мучений перенесли и другие партизаны, погибшие от рук карателей, но не дрогнувшие и до конца выполнившие свой долг. [4, c. 67]
В ноябре 1942 года перед освобождением Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков в бывшем Новоминском районе на территории колхоза «Молот» был высажен десант разведчиков Красной Армии. К месту высадки прибыл усиленный наряд немецкой конной жандармерии. Красноармейцы были окружены, завязался смертельный бой. Большинство наших солдат погибло, а часть была пленена и доставлена в Новоминской полицейский участок, располагавшийся по улице Котовского (сейчас там детсад № 6). В подвале этого здания велись допросы и издевательства над разведчиками. Затем их вывели на расстрел, обессилевших, еле державшихся на ногах. Трупы сбросили в колодец во дворе. Гитлеровские бандиты не останавливались перед грабежами, разрушениями, поджогами. Они организовывали массовые убийства мирных, ни в чем не повинных советских граждан. В Новоминском районе они убили 113 человек. За каждым именем стоит человеческая жизнь, в которой были свои радости и печали, свои трудности и счастье. Все это зачеркнула война.
В декабре 1942 года настроение у станичников поднялось: части Красной Армии вели наступление. Люди ждали Нового года, никто не думал, что для многих он станет последним. В десятых числах месяца, выданные провокатором, светлой морозной ночью были арестованы Поповы, Варивода и Сулим. А через несколько дней пришла группа партизан из Новоминского отряда «Защита Родины» во главе с Ниной Берестовской. Без проводников путь в отряд они найти не смогли, идти через оккупированную местность люди не рискнули. Было принято решение: разойтись по домам и через пару дней возвращаться в Горячий Ключ. Сама Нина домой не пошла: вместе с семьей жили чужие люди. Приютила ее учительница Дарья Константиновна Бут. Ночью отогрела, накормила и отвела к Варваре Тихоновне Чугунной, а та — к Вариводе. [5, c. 31–34]
Через день начались повальные обыски и аресты. Немцы, видимо, как-то узнали о приходе группы. Не желая ставить под удар семью Вариводы, Нина ушла домой. Вырваться из станицы ей, которую все знали в лицо, было немыслимо. В полночь 19 декабря в дом ворвались полицейские. Отбросив цеплявшуюся за Нину мать, он приказали ей собираться. Она переступила порог родного дома спокойная, с гордо поднятой головой, в потрепанном, видавшем виды пальтишке и галошах. Всю ночь Нина провела в ледяном карцере. Утром ей удалось передать сестре Наташе записку: «Ночью хотела выбить раму и попытаться бежать, но тогда схватили бы всех вас». Днем арестованных повезли в Ленинградскую. Н. Берестовская провела в подвалах гестапо месяц. За это время сестра пять раз ходила к Нине.
22 января 1943 года Наташа увидела сестру в последний раз. Просунув в щель забора руку, Нина сумела передать крохотную записку: «Я умру с гордостью за свой народ, за свою партию». Печально улыбнувшись, отказалась взять свой хлеб, сказав: «Не нужно. Прощай, Наташа, сегодня нас будут казнить»! И пошла в камеру, синеглазая, красивая, несломленная, такая, какой знали и любили ее в районе: комсомолка, первый секретарь райкома ВЛКСМ, затем коммунистка, второй секретарь райкома партии.
Ночью родственники арестованных пытались подойти к воротам гестапо, но их отогнали. Утром они увидели залитый кровью снег и поняли, что все кончено. Было это в ночь на 23 января 1943 года. А через десять дней Новоминской район был освобожден от немцев. [6, c. 168–171]
Литература:
- Азаренкова А. С., Бондарь И. Ю., Вертышева Н. С. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793–1985 гг.). — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1986. — 395 с.
- Жизнь и необычайные приключения казака Тимофея Ящика // Ростовский словарь. URL: http://rslovar.com/content/жизнь-и-необычайные-приключения-казака-тимофея-ящика (дата обращения 25.11.2015)
- Н. Султханов. Расскажи мне о станице. — Краснодар. — 1999. — 121 с.
- Н. Султханов. Улицы твоего детства. — Краснодар. — 2006. — 96 с.
- Н. Султханов. Земляки, пропахшие порохом. — Краснодар. — 2005, 74 с.
- Н. Султханов. Помни, мир спасенный. — Краснодар. — 2006, 178 с.