Ключевые слова: С. П. Боткин, история, медицина, Российская империя, биография.
Сергей Петрович Боткин родился 5 (17) сентября 1832 года в Москве в семье известных русских торговцев чаем. Первые шаги к образованию мальчик сделал в частной школе Эннес [3, c. 601]. В 1850 году С. П. Боткин был принят в Московский государственный университет. В 1855 году Сергей Боткин с отличием окончил университет и получил степень доктора медицины. Вскоре, однако, он был мобилизован по призыву, назначенным в качестве военного хирурга и отправился прямиком в Севастополь, во время, когда Крымская война была в полном разгаре. Там Боткин работал под руководством Николая Ивановича Пирогова, широко признанного ученого-медика, известного как пионер полевой хирургии (медицинской отрасли, связанной с лечением раненых комбатантов на месте, даже несмотря на продолжающиеся военные действия). Н. И. Пирогов также известен в этой области как человек, впервые выполнивший операцию под наркозом на поле боя. По окончании военной службы С. П. Боткин получил лестный отзыв от своего начальника. Впоследствии он выехал за границу, стремясь улучшить свои навыки и смог получить ценный профессиональный опыт работы в некоторых из самых престижных учреждений в Европе. По возвращении в Россию С. П. Боткина пригласили работать с профессором П. Д. Шипулинским в Медико-хирургической академию (Высшее медицинское учебное заведение Российской империи), а в следующем году Боткин занял должность Шипулинского в возрасте 29 лет [3, c. 601]. Получение профессорского звания обеспечило С. П. Боткину базу для развития профессиональных навыков, высокий социальный статус и достаточный уровень материальных доходов.
Б. В. Гайдар и Ю. В. Лобзин отмечают, что на формирование особенностей общественных взглядов и научной деятельности С. П. Боткина оказали большое влияние процессы, характерные для исторического периода в истории развития отечественной медицины 1860-х гг. [4, c. 6]. В первую очередь, эти процессы определили характерные для того времени стремления С. П. Боткина поставить свои исследования на естественнонаучную основу, внедрить в свою научную деятельности передовые открытия в области экспериментальной физиологии и химии. С. П. Боткин сместил акцент своей деятельности на развитие медицинской науки и её приближение к точности естественных наук, что и предопределило исключительную важность его трудов для становления российской научной медицинской школы.
С. П. Боткин и И. М. Сеченов выдвинули ряд важнейших предположений, сыгравших важную роль в последующем развитии медицинских знаний, в том числе:
1) о главенствующем значении среды в формировании приобретаемых и наследуемых качеств живого организма;
2) об основополагающей роли среды в происхождении болезней [1, c. 122].
С. П. Боткин в труде «Курс клиники внутренних болезней» отметил, что: «изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать составляет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под именем медицины» [2, c. 102]. Как отмечают исследователи, данное определение имеет и один недостаток, так как не обозначает наряду с влиянием физической среды воздействия среды социальной [1, c. 122]. С. П. Боткин как и многие ученые того времени, отстаивая естественнонаучные основы медицины, в полной мере не брал во внимание важность влияния социального развития человека и условий его существования на состояние его здоровья.
С. П. Боткиным были сформулированы основные задачи медицины: «Главнейшие и существенные задачи практической медицины — предупреждение болезни, лечение болезни резвившейся, и, наконец, облегчение страданий больного человека» [2, c. 104]. Ученый стремился преобразовать клиническую медицину в точную науку, он считал, что «неизбежный для этого путь есть научный… если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя».
В 1860–1861 годах Сергей Петрович Боткин открыл клинико-исследовательскую лабораторию, и организовал систематические работы в области исследования клинической фармакологии и экспериментальной терапии, что было новшеством в российских медицинских исследованиях того времени. Он был первым, кто предположил, что катаральная желтуха (гепатит) вызвана инфекцией. В начале 1860-х годов Боткин был назначен членом медицинской комиссии Императорского Министерства внутренних дел [4, c. 7].
С 1870 г. С. П. Боткин стал домашним врачом семьи Александра II Сначала он лечил императрицу Марию Александровну, затем и всю семью Александра II, а впоследствии и Александра III, вплоть до своей смерти в 1889 г. Придворная служба, безусловно, отнимала много времени, практически полностью отрывая С. П. Боткина от преподавательской деятельности: «число лекций, прочитанных Боткиным в течение учебного года было очень невелико… не превышало 30, максимум 40… Бывало, открывал курс в начале ноября, а закрывал их (вынужденно) в половине февраля» [1, c. 44], но вместе с тем именно придворная служба поставила С. П. Боткина в особые условия и позволила создать терапевтическую клинику, имевшую особые привилегии (ни в какой иной клинике Академии не числилось столько ассистентов и не было замещающего директора в лице экстраординарного профессора). Ему удалось создать собственную терапевтическую школу, в которой активно развивалась медицинская наука. Из терапевтической клиники С. П. Боткина вышло 60 докторских диссертаций и около 400 научных работ.
Кроме того, в 1873 г. С. П. Боткин был избран президентом Медицинской ассоциации Санкт-Петербурга. В 1886 г. С. П. Боткин возглавлял комиссию, созданную для координации национальной системы здравоохранения, а также комиссию, созданную для исследования причин необычно высокой смертности Российской империи. Тем не менее, результаты деятельности комиссии нельзя считать однозначными. Например, Ф. Ф. Эрисман указывал на то, что предложения комиссии по вопросу смертности в России не были достаточно полными. Он говорил: «Нищета — наиболее генеральное бедствие русского народа, и как ни важны те или иные санитарные влияния на здоровье нашего населения, но они весьма часто подавляются влиянием еще более мощного экономического фактора» [1, c. 78]. Действительно, материалы, собранные в ходе работы комиссии свидетельствуют о высокой детской смертности, недостаточности медицинской помощи, плохом санитарном положении на производствах и т. д. Тем не менее, результаты работы комиссии были сугубо теоретическими, так как на практике, отсутствовали механизмы и средства для существенного изменения сложившегося положения.
Боткин был одним из основателей отечественной клинической медицины. Как писал Д. Д. Плетнев: «Захарьин, Боткин, Остроумов — основоположители русской клинической медицины. От них пошли дальнейшие ветвления, и другие клиницисты в большей или меньшей степени эволюционно вырастали от указанных трех» [6, c. 7].
С. П. Боткин отличался умением тонко диагностировать состояние больного, он стремился найти индивидуальный подход к каждому пациенту. Как врач и естествоиспытатель, С. П. Боткин отличался наблюдательностью, умением правильно определять значение разнообразных проявлений различных заболеваний, что делало одним из лучших диагностов своего времени. «Для Боткина не было здоровых людей, и каждый человек, которого он видел, интересовался им в первую очередь как пациентом... диагностика была его страстью», — характеризовал эту профессиональную черту С. П. Боткина его современник — И. М. Сеченов. С. П. Боткину принадлежит анализ многочисленных клинических явлений, их симптомов и комплексов с точки зрения рефлекторной теории, в том числе, ему удалось выявить неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, на что указывали такие симптомы как потоотделение на одной стороне тела, сократительность селезенки и др. Важным достижением отечественной терапии стало определение С. П. Боткиным понятия патологический рефлекс. Новым этапом в развитии клинической медицины стало формулирование ученым неврогенной теории. С точки зрения медицинской науки, он создал теорию организма, работающего как единая, независимая система с различными органами, взаимодействующими внутри данной системы. До этого времени медики отдельно лечили различные заболевания, уделяя мало внимания работе организма в целом. Если проанализировать ключевые предположения С. П. Боткина и современные положения отечественной медицинской научной школы, можно во многом прийти к выводу, что именно он заложил основы современной теории клинической медицины. Взгляд «вперёд» позволил С. П. Боткину определить основные направления развития отечественной терапевтической школы на многие десятилетия.
Одной из заслуг С. П. Боткина является основание научной школы отечественной геронтологии — медицинской науки, занимающейся изучением различных аспектов старения живых организмов, в том числе и человека, а также особенностей лечения заболеваний у людей престарелого и старческого возраста, проблемы омоложения организма и т. д. Достижения С. П. Боткина в данной области, его научные труды и гипотезы подробно проанализированы в коллективной статье В. И. Одина, В. Н. Богданова, В. Н. Цыгана и др. [5] Исследователи отмечают, что под руководством С. П. Боткина в 1889 г. в Санкт-Петербурге впервые было проведено первое в истории России специализированное широкомасштабное научное исследование проблем старения [5, c. 177]. В рамках данного исследования было обследовано 2620 лиц старческого и пожилого возраста. В следующем году результаты получили систематизацию и были опубликованы в специальном труде. Публикация содержала большое количество статистических данных, собранных в процессе изучения людей пожилого, старческого возраста, отдельное внимание было уделено долгожителям. Данные статистики были оформлены в таблицы. Эта работа стала первой научной работой в данном направлении и определила ключевые направления развития данной области знаний на многие десятилетия вперёд.
Вклад великого российского медика был достойно оценён как современниками, признававшими его выдающиеся открытия и достижения в области медицины, так и потомки. Сергея Петровича не стало во время съезда врачей, проходившего за границей 24 декабря 1889 года [3, c. 601].
С. П. Боткин был в числе тех врачей, благодаря которым отечественная клиника вышла к концу XIX века на передовые рубежи мировой медицинской науки, завершив тем самым длительный период своего «ученичества». Она вступала в XX век по проложенному Боткиным пути, провозглашая функциональный клинико-экспериментальный подход к проблемам патологии.
Литература:
- Бородулин В. И. История медицины России. Клиника внутренних болезней во второй половине XIX — первой половине XX века: цикл лекций. — М.: МЕДпреcс-информ, 2011. — 144 с.
- Боткин С. П. Курс клиники внутренних болезней. — СПб., 1889. — 747 с.
- Боткин Сергей Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 3: Бари — Браслет. — С. 601.
- Гайдар Б. В., Лобзин Ю. В. С. П. Боткин и Военно-медицинская академия // Вестник Российской военно-медицинской академии. — СПб., 2007. № 1 (17). — С. 4–10.
- Один В. И., Богданов А. Н., Цыган В. Н., Князькин И. В. С. П. Боткин — Основоположник отечественной клинической геронтологии // Успехи геронтологии. — СПб., 2008. Т. 21. № 2. — С. 177–180.
- Плетнев Д. Д. Русские терапевтические школы. — М.- Пг., 1923. — 104 c.