Понятие «возбуждение уголовного дела» является многоаспектным. Во-первых, возбуждение уголовного дела — это уголовно-процессуальный институт, то есть совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих правоотношения, возникающие при приеме, регистрации, рассмотрении, проверке и разрешении сообщения о преступлении. Во-вторых, под возбуждением уголовного дела понимается решение, вынесенное в форме постановления, которое выступает юридическим фактом для начала предварительного расследования в соответствующей форме. В-третьих, возбуждение уголовного дела — это стадия уголовного процесса [1, с.402].
В современном российском уголовном процессе возбуждение уголовного дела- первая и обязательная стадия. Началом стадии является регистрация органом дознания или предварительного следствия сообщения о преступлении, с момента принятия процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела стадия возбуждения уголовного дела считается завершенной. В ходе этой стадии путем проведения в установленные законом сроки непроцессуальных и некоторых следственных действий поступившая информация о преступлении подлежит доследственной проверке на предмет выяснения наличия оснований для возбуждения уголовного дела, т. е. для продолжения уголовно-процессуальной деятельности или, напротив, ее завершения [2].
В соответствии с п. 43 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Тогда как ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации заявление о преступлении, явку с повинной, а так же сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании относит к поводом для возбуждения уголовного дела.
В ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе истребовать документы и предметы и производить их изъятие. Данное действие схоже с такими следственными действиями, как обыск и выемка. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет основания и порядок производства обыска и выемки. Обыск, в соответствии со ст.182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, это изъятие предметов и документов при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. В ст. 183 при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Но проведение выемки, по правилам предусмотренным ст.182 и ст.183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только после возбуждения дела. Но истребование и изъятие документов и предметов проводится на доследственной проверке, то есть проверки сообщения о преступлении.
В 2013 году Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения в ч.1 ст.144 УПК, а именно был расширен перечень действий, производство которых возможно при проверке сообщения о преступлении. В редакции Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации № 97 от 11.02.2013 были закреплены такие действия, как производство документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В действующей редакции к действиям, производство которых возможно на доследственной проверки, относятся получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, назначение судебной экспертизы, участие в ее производстве и получение заключения эксперта в разумный срок, производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов, передача органу дознания обязательного для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий».. В частности, данным федеральным законом было введено процессуальное действие истребование документов и предметов, изъятие их, в порядке, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Но порядок истребования и изъятия документов и предметов так и не был закреплен в законе.
Вследствие этого органы предварительного расследования были вынуждены принимать ведомственные инструкции о порядке изъятия документов и предметов. Также продолжает свое действие Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами (утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР 18 октября 1989 г. N 34/15). Следственный комитет Российской Федерации был вынужден издать свой приказ от 30.09.2011 N 142 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации». Федеральная таможенная служба также издала приказ от 25 декабря 2006 г. № 1363 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации».
Соответственно, можно сделать вывод о том, что каждый орган, который правомочен осуществлять предварительное следствие или дознание, использует свои внутренние приказы, инструкции для осуществления истребования и изъятия документов и предметов на доследственной проверке, что создает разную практику. Но уголовно-процессуальное право является публичной отраслью права, которая имеет большое значение для людей. Поэтому единообразная практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской федерации, осуществления процессуальных и следственных действий необходима для соблюдения прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других законах, реализации принципов, провозглашенных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
Отсутствие единого порядок изъятия документов и предметов при проверке сообщения о преступлении — это пробел в уголовно-процессуальном праве, который законодателю необходимо восполнить.
Литература:
- Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв.ред. П. А. Лупинская, Л. А. Воскобитова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 1008 с.
- Курс уголовного процесса / А. А. Арутюнян, Л. В. Брусницын, О. Л. Васильев и др.; под ред. Л. В. Головко. М.: Статут, 2016. 1278 с. // КонсультантПлюс. URL: http://student.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=180439127805829014457365107&cacheid=D81C4B1763BE4C58C83EE5257477A4DC&mode=splus&base=CMB&n=18137&rnd=08A7154AEA26096D3B2CED7294990B4F#08225865086582005 (дата обращения: 18.12.2018).