Организационные основы противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 25.12.2018

Статья просмотрена: 4453 раза

Библиографическое описание:

Петренко, А. К. Организационные основы противодействия коррупции / А. К. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55147/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются особенности правового статуса субъектов, участвующих в противодействии коррупции. Определены полномочия Федеральных, региональных и местных органов управления.

Ключевые слова: организационные основы, противодействие коррупции, Президент РФ, Генеральная прокуратура, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

The article deals with the peculiarities of the legal status of entities involved in combating corruption. The powers of Federal, regional and local government bodies are defined.

Keywords: organizational framework, combating corruption, the President of the Russian Federation, General Prosecutor's office, bodies of Executive power, bodies of local self-government.

Государство как субъект противодействия коррупции ведет активную борьбу с коррупционными процессами, утверждая, что государственный чиновник не может действовать вне законодательных рамок. Однако нужно отметить, что коррупция постоянно развивается, возникают новые формы, способные «обходить» государственный контроль и законодательную базу. В связи с этим необходим постоянный и действенный механизм профилактики коррупционных явлений.

В Российской Федерации сформированы организационные основы противодействия коррупции, т. е. определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции (одновременно и обязанности, и полномочия) этих должностных лиц и органов в сфере противодействия коррупции. Система органов противодействия коррупции включает в себя Президента РФ, министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Важную роль в борьбе с коррупцией играет Президент РФ. В целях определения основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции Президент РФ принимает нормативные Указы. Указом Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [1] образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Этот Совет играет существенную роль при реализации полномочия Президента РФ в области определения основных направлений государственной политики по противодействию коррупции. Согласно ч. 2 этого Указа основными задачами Совета являются:

– подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

– контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных законодательством;

В структуре федеральных органов исполнительной власти (утв. Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти») [2], выделены Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственным этим федеральным министерствам. Компетенция этих органов в области противодействия коррупции закрепляется в нормативных Указах Президента РФ.

Свои обязанности по противодействию коррупции выполняет и Федеральное Собрание РФ, в котором обеим палатам (Совета Федерации и Государственная Дума) отведены особые функции в противодействии коррупции.

В первую очередь Федеральное собрание имеет право-обязанность обеспечить разработку и принятие федеральных законов, ориентированных на противодействие коррупции. Соответствующие законопроекты могут вноситься субъектами законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ, утвержденный Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 г. № 2134-II ГД подробно рассматривает возможные виды вносимых законопроектов, порядок их рассмотрения и принятия [3].

Федеральные законы в области противодействия коррупции принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Помимо законотворческой функции Федеральное собрание наделено и контрольными полномочиями в сфере борьбы с коррупцией. Что касается парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, то механизм его реализации в настоящее остается неясным. Представляется необходимым установить требование о мониторинге применения антикоррупционного законодательства. Это означает, что Государственной Думе следует вменить в обязанность постоянное исследование сущности принимаемых антикоррупционных законов и их реализации на практике. Такой мониторинг должен быть основан на материалах официальной статистики, итогов правоприменительной и судебной практики. Полученные данные об эффективности принятых законов позволят своевременно вносить необходимые изменения в законодательство, повышать качество законотворческой деятельности.

Необходимо дополнить, что к реализуемым на постоянной основе направлениям деятельности Совета Федерации в области противодействия коррупции, начиная с 2004 г., относится подготовка докладов «О состоянии законодательства в Российской Федерации». В данных докладах рассматриваются механизмы совершенствования правового обеспечения противодействия коррупции как на федеральном, так и на региональном уровнях. Специальным направлением, отвечающим задачам исключения коррупционных рисков в законодательстве, является проводимый мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Систематической практикой является издание аналитических вестников по актуальным проблемам противодействия коррупции, материалы которых содержат конкретные предложения по совершенствованию правовых и организационных основ противодействия коррупционным деяниям в различных сферах жизнедеятельности общества и государства (медицина, образование, государственные закупки и т. д.).

Часть 3 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в рамках определения организационных основ противодействия коррупции обозначает функцию Правительства РФ, т. е. федерального органа государственной власти, который согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть России. В положениях ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [4], определяющих Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти России, установлено, что организующая роль Правительства в борьбе с коррупцией состоит в распределении функций федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.

Функции министерств и ведомств в области противодействия коррупции определяются в Постановлениях Правительства РФ. Отношения Правительства РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти строятся на основе власти-подчинения. Правительство может ставить подчиненным органам задачи, за выполнение которых последние будут нести ответственность перед Правительством РФ. Федеральный орган власти также утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти. Также именно Правительство устанавливает необходимую для исполнения порученных задач штатную численность федеральных государственных служащих в пределах общей штатной численности федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, на основе рассмотрения и изучения предложений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Правительство участвует в разработке и реализации государственных программ борьбы с преступностью, одним из направлений которых является борьба с коррупцией.

В коррупционном противодействии участвуют и сами министерства и ведомства. В большинстве министерств и ведомств разработаны и приняты Приказы, утвердившие Планы или Программы противодействия коррупции, в которых нашли отражения возможные варианты противодействия коррупции с учетом специфики органов исполнительной власти.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предписывает следующие полномочия исполнительной власти в области предотвращения коррупционных проявлений (ст. 7).

Во-первых, органы исполнительной власти формируют государственную политику по борьбе с коррупцией в рамках ведомств, которыми они управляют.

Во-вторых, формируют комплекс мер по формированию антикоррупционных стандартов для государственных служащих своих ведомств.

В-третьих, формируют связи с гражданским обществом и организуется информирование граждан о сущности борьбы с коррупцией, сложившиеся нормы обеспечивают прозрачность информации о деятельности государственного аппарата.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе не только с коррупционными преступлениями, но и иными правонарушениями коррупционной направленности.

Деятельность прокурора в сфере борьбы с коррупцией осуществляется, прежде всего, в рамках контрольной и надзорной деятельности. Осуществляемый надзор за аппаратом чиновников состоит в возможности оценивания уровня доходов и расходов, оценки законности принимаемых решений, оспаривании незаконных актов.

Помимо этого, прокурор выполняет координационную функцию, которая заключается в в организации межведомственного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции. Формами такого сотрудничества могут быть межведомственные координационные совещания, созданные специальные координационные группы, систематизация статистически и аналитических материалов. Такая работа проводится на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях и возглавляемых соответственно Генпрокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами. На заседаниях этих координационных совещаний обсуждаются в приоритетном порядке вопросы, связанные с борьбой с коррупцией [5].

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями и на основе федерального законодательства обеспечивают выполнение федеральных антикоррупционных программ, принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам предупреждения коррупции (в том числе специальные региональные программы), осуществляют меры по пресечению административных и дисциплинарных коррупционных правонарушений. При необходимости в субъектах Федерации могут создаваться специализированные подразделения по борьбе с коррупционными правонарушениями.

В муниципальных образованиях полномочия органов местного самоуправления в области противодействия коррупции закрепляются в нормативных актах, определяющих их деятельность. Могут быть приняты Программы по противодействию коррупции в конкретном муниципальном образовании. Так, в городском округе «город Хабаровск» создан Совет при Мэре города Хабаровска по противодействию коррупции. Совет является коллегиальным совещательным органом, деятельность которого направлена на взаимодействие на территории городского округа «Город Хабаровск» территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти края и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по противодействию коррупции [6].

Таким образом, в российском законодательстве нашла отражение идея о государственно-правовой структуре системы противодействия коррупции, которая реализуется в следующем ступенчатом формате: федеральные органы государственной власти — органы государственной власти субъектов РФ — органы местного самоуправления. Такое структурно-компонентное строение системы противодействия коррупции согласуется с федеративной моделью государственного устройства РФ. Это строение следует рассматривать и сквозь призму предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов за состоянием дел в области противодействия коррупции как государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно, разнопланово, на разных уровнях управленческой деятельности.

Литература:

  1. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 // СЗ РФ. — 2008. —№ 21. —Ст. 2429.
  2. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 // СЗ РФ.2012. N 22. —Ст. 2754.
  3. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. —1998. —№ 7. Ст. 801.
  4. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
  5. Смоялницкая А. А. Организационные основы роли прокурора в противодействии коррупции // Крымские юридические чтения: материалы научно-практической студенческой конференции. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт. Ялта, 2016.
  6. О Совете при Мэре города Хабаровска по противодействию коррупции: Постановление Мэра города Хабаровска от 26 февраля 2009 г. № 624 // Сборник нормативных актов Администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. — 2009. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, исполнительная власть, область противодействия коррупции, Государственная Дума, орган, Президент РФ, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная политика, Федеральное собрание.


Похожие статьи

Взаимодействие судебной и исполнительной властей

В рамках данной статьи будет рассмотрен вопрос взаимодействия судебной и исполнительной ветвей власти. Определены аспекты участия органов исполнительной власти в деятельности суда, а также контрольные и ориентирующие функции судебных органов в работе...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью

В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...

Некоторые проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах

В статье рассматриваются некоторые основные проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах Российской Федерации, а также меры, направленные на усиление борьбы с коррупцией, имеющие предупредительный характер. Проанализирована официаль...

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции

В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. С учётом меняющейся социально-экономической обстановки и формирования антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем ко...

Субъекты антикоррупционной деятельности

В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации

В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.

Правовое регулирование деятельности национального антитеррористического комитета РФ

Статья посвящена проблеме организации противодействия терроризму с царских времён и до наших дней. В ней рассматривается формирование системы противодействия терроризму, формирование нормативно правовой базы, взаимодействие РФ c другими государствами...

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

Похожие статьи

Взаимодействие судебной и исполнительной властей

В рамках данной статьи будет рассмотрен вопрос взаимодействия судебной и исполнительной ветвей власти. Определены аспекты участия органов исполнительной власти в деятельности суда, а также контрольные и ориентирующие функции судебных органов в работе...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью

В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...

Некоторые проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах

В статье рассматриваются некоторые основные проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах Российской Федерации, а также меры, направленные на усиление борьбы с коррупцией, имеющие предупредительный характер. Проанализирована официаль...

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции

В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. С учётом меняющейся социально-экономической обстановки и формирования антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем ко...

Субъекты антикоррупционной деятельности

В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации

В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.

Правовое регулирование деятельности национального антитеррористического комитета РФ

Статья посвящена проблеме организации противодействия терроризму с царских времён и до наших дней. В ней рассматривается формирование системы противодействия терроризму, формирование нормативно правовой базы, взаимодействие РФ c другими государствами...

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

Задать вопрос