Похищения в средневековых ирландских сагах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 24.12.2018

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Ломако, М. И. Похищения в средневековых ирландских сагах / М. И. Ломако. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55069/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: средневековая Ирландия, похищения, похищения женщин, Потусторонний мир.

Ирландский средневековый эпос полон захватывающих приключений! Зачастую события ирландских саг идут в разрез с законами природы. Чего стоит взять праздник Самайн, который больше известен всем как праздник Хэллоуин. Но ирландские сказания — это не только описания праздников.Ирландские саги могут быть главными и вводными, их могут делить на циклы, а могут делить по сюжетному принципу — так существуют приключения, похищения, плавания, сватовство, разрушения, видения. Вообще классификация саг носила сакральный характер. Так, древние делили саги на главные и вводные или предшествующие.

В данном докладе нас будут интересовать именно похищения. В ирландских сагах они занимают особое место. Наибольшее число похищений приходится на Уладский цикл (героические истории, связанные с провинциями Коннахт и Ульстер), большое число упоминаний содержит Мифологический цикл саг. Похищения дошли до нас, благодаря деятельности кельтских певцов-филидов, в обязанности которых было знать большое количество саг. Так, в саге «Установление владений Тары» мы узнаем, что Финтан, один из старейших жителей острова знает все о похищениях [1, с. 76].

Четкого разделения похищений нет, но проследив источники, мы можем выделить две группы похищений: 1) похищение людей и 2) похищение скота.

В первой группе похищений мы можем выделить похищения мужчин и похищения женщин. Наиболее интересно здесь посмотреть на похищения женщин. В 99 % они похищены из-за любви. Очень часто герой ирландских сказаний влюбляется в красивую девушку, но стечения обстоятельств не позволяют мирным образом завладеть ею. К примеру, в саге «Сватовство к Эмер» герой Кухулин пытается свататься к Эмер, дочери короля Форгала, но после отказа Форгала, Кухулину приходится поубивать всех, чтобы забрать Эмер с собой [2, с. 27-59]. Также сага «Старина мест» описывает похищения женщин: «Была Тлахтга дочерью Мог Рута, сына Фергуса, и похитили ее три сына Симона Мага…» [1, с. 233]. Но самая романтичная история связана с сагой «Сватовство к Этайн». Герой Мидир сватался к дочери уладского короля Айлиля. Первая жена Мидира была против этого и наслала заклятье на Этайн. Та превратилась в лужу, после чего она превратилась в червяка, а червяк превратился в муху, которая странствовала вместе с Мидиром. Вновь было наслано заклятье, и Этайн в обличье мухи скиталась долгое время, после чего попала в золотую чашу к жене героя Этара. Так Этайн была зачата во второй раз уже спустя 1012 лет. Она вышла замуж за короля Ирландии Эохайда. В это время в нее влюбился герой Айлиль Ангуба до беспамятства так, что заболел. Этайн была поставлена ухаживать за ним. Возле нее Айлиль начал выздоравливать, и он признался ей, что влюблен в нее, а для полного исцеления нужно тайно соединиться с ним. Произошли три тайных встречи, но на них приходил Мидир, который усыплял Айлиля. Мидир рассказал Этайн, что он ее первый муж, что он хочет забрать ее с собой. Этайн согласилась на это при условии, что ее муж Эохайд отдаст ее Мидиру. Тот в свою очередь отказался это сделать, и Мидир похитил Этайн прямо из пиршественного зала замка. Но вскоре Мидиру пришлось вернуть Этайн обратно, но он совершил хитрость. Выставив 50 девушек, которые были все одинаковы, Мидир предложил выбрать Эохайду свою жену. Тот выбрал предпоследнюю девушку, и все остальные исчезли. Через некоторое время Мидир рассказал Эохайду, что Этайн, когда он похитил ее, была беременна, и родила дочь, и Эохайд выбрал дочь, а не истинную Этайн. От этого инцеста родился герой Конайре Мор [1, с. 60-75].

Из этих трех саг мы можем проследить, что в основном похищают благородных девиц. А вот легенда из цикла Оссиана говорит нам о похищении дочери друида. При Катхаре Великом, верховном короле Ирландии, королевским друидом был Нуаду. Король отдал своему друиду холм, на котором тот построил небольшую крепость. После смерти Нуаду Тадг, его сын, унаследовал его должность и его крепость. Дочь Тадга была похищена, и в отместку за это похищение была дана битва при Кнуха [3, с. 22].

Но стоит отметить одну деталь — возможно, похищения женщин не приветствовались в обществе и резко осуждались. В средневековой Ирландии существовало, по меньшей мере, десять видов брака или сожительства. Одним из таких видов сожительства был союз, при котором женщина сама позволяет мужчине себя похитить. В приведенных выше сагах мы прекрасно это прослеживаем. Самый замечательный тому пример — сага «Изгнание сыновей Уснеха» — в рассказе о несчастной любви Дейрдре и Найси: не пожелав стать женой короля Улада, Дейрдре выбрала себе мужа, которого она заставила похитить себя, затем ее муж был предательски убит, а она предпочла разбить голову о скалу и не пережить его [4, с. 115]. Но по мнению историка Г.В.Бондаренко такой вид сексуального союза объединяет их противоестественный характер: это изнасилование и близость двух умалишенных [1, с. 209]. Как бы то ни было, похищение женщины является частью добычи. Так, в одной из повестей герой Кухулин совершил нападение в Другом мире, помещенном в Шотландии, и одной из добыч была девушка Блатнат, что значит «Цветочек» [3, с. 139].

Поэтому возникает вопрос — является ли похищение женщины привычным делом или же такое действие осуждается обществом? Древнеирландские саги не могут дать точный ответ на этот вопрос. Эта тема стоит открытой и является дискуссионной.

Но что бы мы не говорили, хуже похищения женщины может быть только грабеж. В «Изгнании Десси» женщина ругает жестокого Энгуса Гаибуаибтеха и говорит ему, что лучше уж похитить женщину, чем грабить земли [1, с. 165].1

Похищения не были бы похищениями, если бы с ними не были бы связаны

ирландские божества. Бог Луг похитил сестру героя Конхобара Дехтире, от него родился уже нам известный Кухулин. А вот что еще более интересно, так это похищение с целью завлечь смертного в Потусторонний мир. В одной из повестей бог Мананнан (это божество связано с морской стихией) похитил жену, сына и дочь короля Кормака и отвез их в свой чудесный дом; однако когда он возвращает их Кормаку, он заявляет:

«Я говорю тебе, о Кормак, что до сего дня ни твоя жена, ни твоя

дочь не видели лица мужчины с тех пор, как они были взяты от тебя из

Тары, и что твой сын не видел лица женщины. Забери свою семью,—

говорит воин.— Я Мананнан мак Лир, король Земли Обетованной, и

для того чтобы ты увидел Землю Обетованную, я привел тебя сюда» [6, с. 192].

Разобравшись с похищениями женщин, мы должны немного остановиться на исчезновении мужчин. Упоминания о похищениях мужчин очень скромны, но они все же есть. Точно так же, как и девушек мужчин похищают благородного рода. Но, стоит заметить, похищения совершают женские божества. Они заманивают понравившихся им юных ирландцев, а затем забирают этих юношей в Потусторонний мир, откуда выбраться практически невозможно. Самый яркий пример тому сага «Исчезновение Кондлы Прекрасного» — к сыну короля Кона ста битв Кондле является таинственная юная женщина из сида (то есть Потустороннего мира) и старается завлечь его песнями. Пораженный ужасом король, чувствуя грозную силу нездешних чар, обращается за помощью к своему друиду. Однако могущество друида оказалось бессильным против красоты женщины из Сида и очарования Иного мира. Молодой и прекрасный сын короля навсегда покидает мир людей [3, с. 34].

Еще один вид похищений — похищение с целью грабежа. Наиболее известная из всех ирландских саг «Битва при Маг Туиред», здесь боги Луг(мы не знаем, каковы были его основные функции), Дагда(его способности — обеспечить плодородие, магия, власть, мудрость) и Огма (сферой его деятельности были красноречие и поэзия) пустились преследовать фоморов (одних из существ Потустороннего мира), так как они похитили арфиста Дагды [1, с. 33-49].

Теперь, разобравшись с похищениями людей, мы плавно можем перейти к рассмотрению тварей Божиих, то есть животных. Как известно, скот являлся главным показателем богатства ирландца, поэтому как и в жизни, так и на страницах саг, мы можем наблюдать частое похищение скота. Что еще более интересно, у оседлого населения Ирландии скот является главным богатством, в то время как обычно у кочевых племен скот ценится больше. Так или иначе, это не умаляет значения рассказать о похищении животных. В основном похищали коров, быков, телят, свиней. В большинстве саг указывается просто общее название скота. Можно предположить, что помимо вышеперечисленных животных могли похищаться и другие. Главные похищения приходятся на коров и быков. Вот несколько примеров:

– сага «Похищение коров Дартады» — герой Айлиль угнал быков от дочери Эоха Дартады в провинции Мунстер.

– сага «Похищение коров Флидас» — угонщики скота убили Айлиля Финда и разграбили его.

– сага «Похищение коров Регамона» — дочери короля Регамона помогли сыновьям Айлиля и Медб угнать скот из его дома, но Регамон окружил их во время угона скота. Сыновьям пришлось вернуть животных обратно, но дочери остались с ними и получили каждая по 140 коров.

– сага «Разрушение дома Да Дерга» — молочные братья Конайре, короля Тары, были недовольные своим братом и каждый год три кражи совершали они у одного человека, забирая теленка, свинью и корову.

– сага «Похищение стад Фроэха» — пока Фроэх ходил свататься, лангобарды или по другим данным пикты угнали скот.

– сага «Пир у Брикрена» Курои» — уже упомянутый Кухулин. Однако в другой повести герой терпит от него унижение. Однажды, собираясь совершить набег на Другой Мир, в данном случае помещенный в Шотландии, Кухулин и улады встретили странника. Это был сам Курои. Они пообещали ему за помощь в штурме вражеской крепости лучшую часть захваченной ими добычи. Благодаря могуществу и отваге Курои они сумели похитить из Другого Мира девушку Блатнат («Цветочек»), котел изобилия и трех чудесных коров.

Далее в повествованиях саг мы прослеживаем, что боги, как и простые смертные похищают скот. Вот примеры:

– сага «Похищение коровы Регамны» — Богиня Бадб (которая представилась колдуньей) забрала корову Дайре, сына Фиахны.

– сага «Приключение Неры» — Богиня Морриган похитила корову у сына Неры Аингена, чтобы та понесла от Бурого быка или Донна.

Кто-то задастся вопросом: ирландцам нужен только скот и женщины? На этот вопрос однозначного ответа нет. Ирландские саги упоминают грабежи, но что именно берут, сведений очень мало. Но они есть. В саге «Старина мест» есть такой отрывок: «…Три дня до Самайна и три для после того устраивал Катайр праздник Тары, и не бывало в эту пору ни воровства, ни убийства, ни наказания, ни вражды, ни похищения. Но раз похитил Гарман золотую диадему жены Катайра, когда были все воины хмельными. Ушел Гарман с королевской диадемой, а воины Катайра бросились за ним в погоню и настигли его у источника Кэлринд. Стали они топить его…» [1, с. 225].

Диадема — это хорошо, но что если украсть замок? Энгус («Единственный Выбор») или Мак Ок («Юный сын»), зачатый и рожденный в один день (равный девяти месяцам), плод «прелюбодеяния» богов Дагды и Боанн. В ирландской мифологии он прославился тем, что хитростью похитил у Дагды его волшебный дворец Бруг-на-Бойнне

(«Крепость на Бойне»): юный бог попросил себе этот дворец на одни сутки, но поскольку символически этот отрезок времени равен вечности, дворец остался его собственностью навсегда [4, с213-214].

Невольный взгляд бросается на одну неприметную делать: большинство похищений так или иначе связаны с женщинами. Ведь посмотрите: женщин похищают, женщины помогают похищать себя, они помогают угнать скот, в конце концов, они сами крадут скот и людей. Мужчина здесь выступает в роли посредника. Правда это или только совпадение — еще один вопрос, который может быть вынесен на обсуждение.

Невольно вспоминаются слова, сказанные в саге «Пир Брикрена, или Словесная битва прекрасных жен Улада». Там Сенха, сын Айлиля сказал: «По вине жен разбиваются щиты мужей, и они идут сражаться и убивать друг друга.

По вине жен мужи творят несообразное, рушат то, что не составить вновь, сносят с лица земли то, чего не вернуть. Уймитесь, жены героев! А не то накличете беду на свою голову!» [3, с. 135].

Литература:

  1. Предания и мифы средневековой Ирландии / Под ред. К. Косикова. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 284 с.
  2. Похищение быка из Куальнге / Изд. подг. Т. А. Михайлова, С. В. Шкунаев, М.: Наука, 1985. — 506 с.
  3. Широкова Н.С.Мифы кельтских народов. М., 2005. — 172 с.
  4. Гюйонварх К.-Ж. Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб. 2001.с.271.
  5. Бондаренко Г.В. Повседневная жизнь древних кельтов. М: Молодая гвардия, 2007. — 416 с.
  6. Диллон М., Чедвик Н.К. История кельтских королевств. М.: Вече, СПб.: Евразия, 2006. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сага, похищение женщин, Потусторонний мир, похищение, герой, дочь, дочь короля, похищение женщины, Похищение коров, скот.


Ключевые слова

Потусторонний мир, средневековая Ирландия, похищения, похищения женщин

Похожие статьи

Сакральный Север древних кельтов

Сверхъестественное в балладах Роберта Саути

Цель работы заключается в анализе сверхъестественного в балладах Роберта Саути, которое воплощается в конкретных образах. Это могут быть вполне ожидаемые образы дьявола и демона, но также могут быть образы рек и озёр. Проанализирован мотив расплаты п...

Повседневная жизнь в произведениях средневекового рыцарского эпоса (быт, традиции, семейные отношения)

Ирландия в мифах и реальности

В статье автор рассказывает об Ирландии и ее мифологии.

«Я герой чумы, поражающий псов»: «говорящие имена» в ирландском фольклоре на примере саг Уладского цикла

Религиозный культ ацтеков

В статье автор раскрывает суть культа жертвоприношений древних ацтеков и его значение.

Испания и иракский кризис начала XXI в.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Функции монструозного тела в современном англоязычном жанре фэнтези (на примере романа «Игра престолов» Дж. Мартина)

Загадочная Атлантида

В данной статье приведен анализ некоторых источников об истории Атлантиды, представлены результаты практической части работы группы.

Похожие статьи

Сакральный Север древних кельтов

Сверхъестественное в балладах Роберта Саути

Цель работы заключается в анализе сверхъестественного в балладах Роберта Саути, которое воплощается в конкретных образах. Это могут быть вполне ожидаемые образы дьявола и демона, но также могут быть образы рек и озёр. Проанализирован мотив расплаты п...

Повседневная жизнь в произведениях средневекового рыцарского эпоса (быт, традиции, семейные отношения)

Ирландия в мифах и реальности

В статье автор рассказывает об Ирландии и ее мифологии.

«Я герой чумы, поражающий псов»: «говорящие имена» в ирландском фольклоре на примере саг Уладского цикла

Религиозный культ ацтеков

В статье автор раскрывает суть культа жертвоприношений древних ацтеков и его значение.

Испания и иракский кризис начала XXI в.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Функции монструозного тела в современном англоязычном жанре фэнтези (на примере романа «Игра престолов» Дж. Мартина)

Загадочная Атлантида

В данной статье приведен анализ некоторых источников об истории Атлантиды, представлены результаты практической части работы группы.

Задать вопрос