Зигмунд Фрейд — известный австрийский психиатр и психоаналитик. От психиатрии он эволюционировал к сложному психоанализу общества и культуры. Учение Фрейда оказало существенное влияние на развитие современной культуры — без его идей трудно представить себе художественную литературу, живопись, графику, кинематограф и пр. В данной статье рассматривается связь идей великого психоаналитика и современной массовой культуры.
Виднейшие представители пост-культуры и авангарда зачастую вполне сознательно обращаются к идее бессознательного З. Фрейда, стремясь именно ее образы, интенции тем или другим способом довести до прямого, обходящего контроль «цензуры» предсознания (Я), воплотить в своих работах. Бессознательное, по З. Фрейду, — это специфический уровень психики человека, который отличается от сферы сознания и оказывает на него мощнейшее, но неосознаваемое (скрытое) влияние [5]. Дадаизм, отчасти сюрреализм, экспрессионизм, литература «потока сознания», театр абсурда, поп-арт, динамичный абстрактный экспрессионизм, многие феномены постмодернизма, живопись действия, почти все крупнейшие личности в новейшем изобразительном искусстве (М. Шагал, П. Клее, С. Дали, Ж. Миро, П. Пикассо и др.), писатели (Дж. Джойс, Ф. Кафка, Т. Манн, Г. Маркес и др.) и кинорежиссеры (И. Бергман, Ф. Феллини, М. Антониони, П. Гринуэй и др.) чаще сознательно, а иногда бессознательно трансформировали творчески идеи З. Фрейда в своем искусстве и нередко ставили на них достаточно серьезный акцент. Далеко не всегда данная акцентуация была органичной и корректной.
Не без влияния фрейдистских идей беллетристика, театр, кино наполняются большим интересом к «копанию» в глубинных процессах психики героев (либо самих авторов). Во многих произведениях основное место занимают те либо иные комплексы и закомплексованные герои.
Сюрреалисты и часть их последователей возводят в закон художественного творчества метод «психического автоматизма», «автоматического письма», т. е. спонтанный акт творчества, который максимально освобожден от какого-либо руководства или контроля со стороны сознания и направлен на фиксацию бессознательно в психике человека. Многие художники применяют данный метод стихийно, не занимаясь излишним теоретизированием. В современной живописи любой жест художника воспринимают как художественно значимый, т. к. его носитель является, согласно З. Фрейду, транслятором какой-либо бессознательной интенции.
Эротика полагается в качестве неотъемлемой стороны бытия людей. Это стало активно применяться в художественной культуре, в рекламе. Возьмем для примера телерекламу. Что бы ни рекламировалось, часто на экране обязательно показывают полуобнаженное тело, разные эротические символы: расширенные зрачки, ярко накрашенные губы и пр. Эрос выступает частью современной культуры.
Секс полностью раскрепощен и процветает во всех мыслимых и почти немыслимых формах в повседневности (хотя еще имеет все-таки в ряде государств, особенно в России и США существенные ограничения в социуме), и в искусстве, практически во всех жанрах и видах — от «высокого» элитарного искусства до самой низкопробной продукции порно-индустрии.
Мощный рычаг развитию современной массовой культуры дает фрейдистская идея о компенсаторных функциях искусства [2]. Отсюда многочисленные повести, романы, телесериалы, фильмы о супергероях наподобие Фантомаса или Дж. Бонда, с удачливыми ребятами, лихими ковбоями в вестернах и полицейскими в сериалах, которые владеют всеми приемами западных и восточных единоборств, с современнейшими амуницией и вооружением. По З. Фрейду, при восприятии таких произведений средний обыватель, сопереживающий героям, отождествляет с ними себя, изживает свои многие комплексы, бессознательные влечения, как бы воплощает собственные сокровенные мечты, т. е. компенсирует то вещи, которые не может воплотить в реальной жизнедеятельности, и от всего этого получает удовольствие.
Не меньшее влияние фрейдистские идеи оказали и на область наук об искусстве. Тут взят на вооружение метод психоанализа. Сам З. Фрейд представил начальную парадигму его использования к сфере литературы и искусства, рассматривая с психоаналитической точки зрения творчество У. Шекспира, Б. Микеланджело, Л. да Винчи. У него появилось много талантливых последователей среди философов, филологов, искусствоведов. Вся обозримая история литературы, искусства, культуры была пересмотрена и переписана с позиции психоанализа либо методов, опирающихся на него, а именно, постфрейдизма. В силу особенностей методологии фрейдизма, авторы данных исследований серьезное внимание стали уделять биографиям (начиная с самого раннего детства, если это представляется возможным) писателей и художников, их сексуальной стороне жизни, психическим расстройствам, прочим заболеваниям и эротическим символам в их работах.
В последнем случае они активно используют «Толкование сновидений» З. Фрейда [6], где он описал многие эротические, по мнению З. Фрейда, символы и инструменты их выявления и объяснения. Их семантика является относительно примитивной: все вытянутые, продолговатые предметы символизируют мужское начало; все округлые, полые предметы и внутреннее пространство — женское начало; те или другие способы и формы их взаимодействия друг с другом — половая близость или стремление к ней. Несмотря на это, данная сугубо соматическая символика послужила базой для более рафинированных и изощренных герменевтических подходов в этой же области и была положена в основу многих фундаментальных фрейдистско-постфрейдистских трудов в сфере теории и истории литературы и искусства.
Как отмечает Ф.А. Бассин, первая крупная психоаналитическая работа З. Фрейда «Толкование сновидений» фактически оказалась провозвестником новой эры в культуре 20 в. Она, наряду с прочими работами З. Фрейда, выступила в качестве настольной книги многих литературоведов, искусствоведов, питала творческую фантазию художников многих направлений авангарда [3].
Смысл конфликта людей с культурой (особенно четко в труде «Неудовлетворенность культурой» [4]) З. Фрейд усматривает во все возрастающем вытеснении культурой природных (агрессивных, сексуальных) влечений людей, что уменьшает человеческое счастье (трактуемое З. Фрейдом как воплощение чувственно-соматических удовольствий); развивает вроде бы немотивированное чувство вины, страха, социального дискомфорта; приводит, в итоге, к психическим расстройствам. Культура (особенно массовая культура, но также и некоторые направления модернизма, постмодернизма, авангарда) во многом буквально и вполне осознанно приняла эти концептуальные положения З. Фрейда на вооружение, т. е. начала активно производить продукцию, дающую возможность ослабить конфликт людей с культурой и природой. В своих многочисленных произведениях и определенных проявлениях (особенно в области литературы и искусства) она дает выход наружу основным вытесненным табуированным влечениям — сексуальному во всех его проявлениях и агрессивному — «выпускает пар» из достигшего предела напряженности бессознательного посредством компенсации и сублимации в феноменах культуры, которые максимально приближены к реализации скрытых влечений людей. В постмодернизме, который возник на стыке постфрейдизма и постструктурализма, одной из существенных форм сублимации бессознательного стало выдвижение на первый план категории «телесности» и актуализации в арт-практиках всевозможных форм ее манифестации.
В воплощении инстинкта страха, описанного З. Фрейдом, особенно преуспевает современный кинематограф, который производит в большом количестве так называемые триллеры, фильмы ужасов. Их главными сюжетами выступают природные катастрофы (цунами, землетрясения, бермудский треугольник со своими тайнами и пр.); просто катастрофы (пожары, авиакатастрофы, кораблекрушения и пр.); монстры (агрессивные акулы, гигантские гориллы, крокодилы — людоеды, жуткие пауки и пр.); сверхъестественные силы (антихристы, дьяволы, духи, телекинез, явления переселения душ и пр. Особо выделяются в этом ряду «трупомания», зомбирование, инопланетяне).
Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что идеи З. Фрейда — один из фундаментов современной культуры. Основное влияние фрейдизма на современную культуру состоит в применении его идей бессознательного, инстинктов секса, страха, агрессивности.
Литература:
- Автономова, Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия» / Н.С. Автономова / Бытие и время психоанализа. — М.: Инфра — М, 2016. — С. 21 — 25.
- Антология культурологической мысли. / Авт. — сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. — М.: Издательство РОУ, 2015. — 352 с.
- Бассин, Ф.А. Фрейдизм в свете современных научных дискуссий / Ф.А. Бассин // Вопросы психологии. — 2014. — № 5 — 6. — С. 34 — 49.
- Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд. — М.: МедиаКнига, 2014. — 176 с.
- Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. — М.: Ренессанс, 2012. — 269 с.
- Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. — М.: Эксмо — Пресс, 2015. — 256 с.
- Ширвиндт, М.Л. Психоанализ / М.Л. Ширвиндт // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М.: Республика, 2014. — С. 347 — 362.