Формирование исследовательской компетенции у детей во время внеурочной краеведческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Калинина, Н. Ю. Формирование исследовательской компетенции у детей во время внеурочной краеведческой деятельности / Н. Ю. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 337-338. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54849/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, исследовательская компетенция, краеведение, младшие школьники.

В современном учебном процессе у младших школьников недостаточно внимания уделяется истории родного края. У многих детей отсутствует любовь к родному краю, стране. Информационное поле наполнено критикой современного общества и государства. История также трактуется по-разному. Необходимо показывать положительный опыт прошлого для его воспроизводства в будущем, для формирования у детей любви к своему краю, стране, акцентирования внимания на доброе отношение к стране, людям.

Изучение истории родного края в традиционной схеме не всегда интересно детям. Одним из вариантов уроков, являются занятия, где происходит смена форм и методов деятельности, например сочетании занятий по родному краю с основами моделирования. Исследовательская деятельность на уроках способствует всестороннему развитию детей. Результатом такой деятельности является формирование исследовательской компетенции, — «совокупности знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [1, с. 60]. По мнению Казариной Л. А. формирование исследовательской компетенции начинается «с момента включения учащегося в процесс исследования» [2, с. 30].

Согласно «Федеральному государственному стандарту начального общего образования» реализация образовательной программы начального общего образования осуществляется «через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами» [4].

Некоторые школы Тюмени активно сотрудничают с организациями дополнительного образования для реализации внеурочной деятельности. Специалисты учреждений дополнительного образования во внеурочное время проводят занятия определенной направленности по утвержденным программам. Например, между МАУ ДО ЦРТДиЮ «Контакт» города Тюмени и МАУ СОШ № 42 заключен договор, на основании которого педагоги проводят занятия по технической, естественно-научной и художественной направленностям.

Рассматривая опыт взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при осуществлении внеурочной деятельности, можно выделить следующие проблемы:

– материально-технические условия (занятия и мероприятия проводятся во второй половине дня, не все школы имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности);

– кадровые ресурсы (нет ставок на дополнительное образование, занятия проводят либо учителя, либо приглашенные специалисты);

– финансовые ресурсы (отсутствует финансирование на покупку материалов для освоения программы).

Занятия, в которых предусматривается смена деятельности, позволяют ребенку максимально вовлечься в процесс, создать свой маленький проект на основе полученной и проанализированной ситуации им самим, а не выполнять задания по шаблону. Выполняя творческий проект, дети неоднократно возвращаются к информации, которую собрали сами, и воспроизводят ее в макетах, рисунках. В процессе выполнения практических занятий происходит формирование знаний, умений и навыков. Тем самым формируется положительное отношение к самому понятию информация, к труду. История родного края в таком процессе усваивается легко и непринужденно. Ребенок, изучая родной край, его культуру, историю, воспринимает современные обстоятельства под другим углом и себя уже идентифицирует и олицетворяет с позиции человека, у которого есть импульс к развитию, положительная основа для дальнейшего совершенствования. Он знает, что и как делали его предки, он в какой-то мере пережил этот опыт, значит сможет его воспроизвести и усовершенствовать в будущем.

Например, тема «Деревянное зодчество», предусматривает теоретический и практический аспекты, с просмотром видеоматериала, играми, складыванием из кубиков формы окна и наличника. Затем проводится экскурсия по наиболее интересным объектам деревянного зодчества Тюмени, в процессе ребята знакомятся с историей домов, особенностями сибирских наличников, делают фотографии. Затем на практическом уроке воспроизводят увиденные наличники из скульптурного пластилина. Тема «Купечество», предусматривает теоретический аспект с просмотром фильма, обсуждением личности меценатов, затем организации мини-постановок о благотворительности. Возможно проведение экскурсии по купеческому дому, практическое занятие предусматривает зарисовку купеческой жизни и создание дома из бумаги (интерьер или экстерьер).

Значение внеурочной деятельности сформулировали в исследовании Стефаник Ю. В. и Шемякина Н. И.: «открывает для детей мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своей индивидуальности. Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования» [3, с. 376].

Занятия способствуют передачи культурного, духовного и нравственного опыта. Отсутствие таких занятий влияет на формирование личности ребенка не только в части недостаточности знаний по истории родного края и умений и навыков в моделировании, но и в неясности своей идентификации в обществе, определении себя, своей роли и значимости.

Реализация занятий, не предусмотренных школьной программой, возможна во внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность, как способ формирования исследовательской компетенции способствует всестороннему развитию личности ученика, определяет его будущую мотивацию к освоению знаний, умений, навыков. Именно внеурочная деятельность, реализуемая школой самостоятельно или с привлечением педагогов из учреждений дополнительного образования, способствует формированию исследовательской компетенции у детей.

Литература:

  1. Алексеева, Г. А. Формирование исследовательской компетенции младших школьников / Г. А. Алексеева, П. М. Алексеева // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». — 2015. — С. 60–62.
  2. Казарина, Л. А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Казарина. — Томск, 2016. — 193 с.
  3. Стефаник, Ю. В. Организация взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при осуществлении внеурочной деятельности в Курганской области. Состояние. Проблемы. Перспективы развития / Ю. В. Стефаник, Н. И. Шемякина // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всерос. науч.-практ. конференции. — Челябинск: ЧИППКРО. — 2016. — С. 374–377.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.09.2011) [Электронный ресурс] / Информационная правовая система «КонсультантПлюс» — режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 07.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, родной край, дополнительное образование, исследовательская компетенция, занятие, ребенок, деятельность, исследовательская деятельность, история, начальное общее образование.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальных классах

В статье рассматривается использование краеведческого материала в проектно- исследовательской деятельности младших школьников на предмете окружающий мир.

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальных классах

В статье рассматривается использование краеведческого материала в проектно- исследовательской деятельности младших школьников на предмете окружающий мир.

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Задать вопрос