Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Учебная исследовательская деятельность современных школьников

Педагогика
25.06.2020
1578
Поделиться
Библиографическое описание
Макаева, Э. Р. Учебная исследовательская деятельность современных школьников / Э. Р. Макаева, Т. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72022/.


В статье авторы выявляют значение исследовательской деятельности школьников в современном образовании.

Ключевые слова: школьное образование, учебная исследовательская деятельность, современное образование, исследовательский подход.

Современное школьное образование находится под постоянным влиянием процессов глобальной модернизации и глобализации. В этих условиях очевидно, что развитие школьного образования должно идти параллельно с развитием общества, обеспечивая тем самым формирование его духовного, интеллектуального и культурного потенциала. Приоритетной задачей школы является организация специального инновационного образовательного процесса, в ходе которого учащиеся не только овладеют системой базовых знаний и ключевых компетенций, но и получат всестороннее развитие за счет обновления внутренних ресурсов личности [1].

В современном мире образование является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образования населения, развитие образовательной и научной инфраструктур являются в настоящее время непременными условиями формирования и развития общества и экономики, где ведущими ресурсами являются не только новые знания, но и научные исследования и инновации. Модернизационные процессы в российском образовании направлены на изменение различных его аспектов, в том числе повышение значимости подготовки учащихся различных возрастных групп. Необходимость усиления учебно-исследовательской составляющей современного школьного образования отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Акцент в современном образовании делается на овладение ключевыми компетенциями, в том числе исследовательскими.

На сегодняшний день отсутствует единый подход к трактовке понятия «учебно-исследовательская деятельность школьников», наблюдается тенденция отождествления его с научно-исследовательской деятельностью. Учебно-исследовательская деятельность — это процесс приобретения исследовательских и смежных умений, возникающих при взаимодействии студентов и преподавателей, направленных на выявление сущности конкретной проблемы, актуальной для всех субъектов деятельности, и ее решение [2].

Целью учебно-исследовательской деятельности современных школьников является овладение студентами исследовательскими умениями как универсальным способом усвоения знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции студента в учебном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с использованием ранее неизвестных знаний [3].

Современные социокультурные условия, играющие приоритетную роль в процессах глобализации, модернизации и информатизации, влияют на сегодняшних школьников как положительно, так и отрицательно. С одной стороны, сегодняшние школьники имеют широкий доступ к информации через СМИ и интернет, но с другой стороны, это способствует потреблению так называемых «готовых форм», предлагаемых массовой культурой, развитию «видеовосприятия», что блокирует выработку собственного отношения к содержанию информации, что способствует снижению интеллектуального потенциала молодежи. Совершенствование учебно-исследовательской деятельности школьников дает им возможность не просто усвоить объем знаний, а овладеть комплексом разнообразных исследовательских умений, компетенций и поведенческой регуляции; способствует развитию критического мышления, креативности, расширению возможностей школьников для самореализации и выражения субъективной позиции в собственной деятельности [4].

Использование исследовательского подхода в обучении школьников является одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием.

Что касается исследовательского подхода к обучению, то он включает в себя несколько факторов, определяющих сущность этого подхода. Она включает в себя:

– внедрение общих и частных методов научного исследования в процесс получения учебного знания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

– организация учебной и внеурочной поисковой и творческой деятельности;

– актуализация внутри- и межпредметных отношений;

– усложнение содержания и совершенствование процессуальных аспектов познавательной деятельности.

Делая выводы, можно отметить, что основной целью школьных исследований является развитие личности школьника, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке основной целью является получение новых знаний, то в образовании целью исследования является приобретение студентами функциональных исследовательских умений как универсального способа овладения реальностью, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний.

В заключение хотелось бы процитировать слова учителя В. П. Вахтерова, которые звучат сегодня актуально: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Поэтому учителям важно привить школьникам интерес и стремление к исследовательской деятельности, вооружить их методами исследовательской деятельности, так как в современных условиях требуется именно умение человека самостоятельно решать свои проблемы, находить выход из сложной ситуации, проявлять инициативу и творческий подход для успешной самореализации.

Литература:

  1. Султанова Т. А. Развитие школы как инновационный процесс / Т. А. Султанова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — № 3. — с. 199–202.
  2. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — с. 85–90.
  3. Черниязова, А. С. Управление учебной исследовательской деятельностью современных школьников на примере школьных курсов истории и обществознания / А. С. Черниязова, Т. А. Султанова // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — с. 529–532.
  4. Громова Т. В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 7. — с. 49–53.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
школьное образование
учебная исследовательская деятельность
современное образование
исследовательский подход
Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 300-301):
Часть 5 (стр. 267-343)
Расположение в файле:
стр. 267стр. 300-301стр. 343

Молодой учёный