Предпосылки и факторы становления промышленной индустрии на Кубани во второй половине XIX — начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 04.12.2018

Статья просмотрена: 4031 раз

Библиографическое описание:

Кравченко, А. А. Предпосылки и факторы становления промышленной индустрии на Кубани во второй половине XIX — начале XX века / А. А. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54420/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена социально-экономическому состоянию Кубанской области на момент складывания там полноценной промышленной индустрии. В статье рассматриваются вопросы специфики региона и её влиянию на развитие промышленности. Показаны основные отрасли промышленности и их состояние. Рассмотрены факторы, способствовавшие активному индустриальному строительству во второй половине XIX.

Ключевые слова: история, промышленность, Кубань, факторы развития, индустрия.

В дореформенный период промышленное производство на Кубани было развито слабо. Несмотря на богатые природные ресурсы и обширную территорию — 8620589 десятин земли, регион в экономическом отношении уступал многим губерниям России. В указанный период здесь преобладали мелкие мануфактуры и кустарные промыслы, продукция которых была предназначена в основном только для удовлетворения внутренних потребностей региона. Это объясняется тем, что в каждой станице находились свои собственные кузнецы, каменщики, ткачи, мельники и прочие ремесленники, которые изготовляли продукцию на узкий круг потребителей.

В указанный период большая часть имеющихся промышленных предприятий была сосредоточена на переработке продуктов сельского хозяйства. Они были представлены мукомольными, маслобойными, салотопенными, кожевенными, спиртокуренными и т. п. заведениями, которые располагались в крупных городах — Екатеринодаре и Ейске. К 1857 г. число предприятий такого типа составляло 201 [1, с.83] — небольшой показатель по сравнению с центральными губерниями России.

Самой развитой отраслью на протяжении всего исследуемого периода была мукомольная промышленность. До реформ 60-х гг. XIX в. мукомольное производство хоть и было распространено на Кубани, но оставалось крайне отсталым в техническом отношении. Использовались в основном традиционные методы обработки-мельницы, основанные на силе воды и ветра. В 50-х гг. XIX в. В регионе насчитывалось около 750 ветряных и 71 водяная мельница, и не одной паровой [2, с. 284]. Они в основной своей массе были сосредоточены в административном центре Кубани — Екатеринодаре.

На фоне прочих отраслей производства выделялась и занимала особое место в экономической жизни региона рыбная промышленность. Примыкание кубанских земель к Черному и Азовскому морю, а также большое количество рек и водоёмов способствовали эволюции такого вида хозяйственной деятельности казаков как обычное рыболовство из обычного промысла в крупную промышленную деятельность. Для централизации рыбной ловли в регионе было образовано предприятие — Ачуевский рыболовный завод. С 1846 по 1854 год этот завод находился на откупе у одного из крупнейшего капиталиста Кавказского края — Александра Лукича Посполитаки. Годовую аренду предприятия и принадлежавших ему водоемов, Черноморская войсковая канцелярия оценила в 30000 руб. Уже в 1847 г. Посполитаки решил полностью монополизировать рыбную промышленность в регионе, и выплатив 50000 руб., стал хозяином всех рыболовных вод. Он обещал в указанное время создать «образцовое хозяйство, какого само войско не могло организовать за предшествующие полстолетия» [3, с. 210]. Так как рыбную промышленность невозможно себе представить без соли, предприниматель заключил с войском ещё один контракт, согласно которому войско должно было предоставлять Посполитаки столько соли, сколько это было необходимо в производственном процессе. По истечению срока аренды Александр Лукич решил не продлевать аренду, что видимо связано с началом Крымской войны, поэтому нашелся другой человек — керченский предприниматель Хаджопуло, взявший завод на откуп вплоть до конца 50-х гг. Сбыт рыбной продукции производился не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, что вывело рыбную промышленность на одно из ведущих положений в экономической жизни региона.

В 50-е и последующие годы все большее значение и влияние приобретает нефтедобыча и нефтепереработка. Но также, как и другие отрасли производства нефтяное дело до 60-х гг. находилось на низком уровне развития. Нефть добывалась в очень маленьких объёмах и была призвана удовлетворять потребности войска. Положительным сдвигом в данной отрасли послужило решение войсковой администрации отдавать нефтеносные участки в руки частных лиц. Так же, как и в рыбной промышленности было решено отдавать на откуп перспективные участки и при этом войску выплачивалась и годовая аренда, и часть прибыли. Собственно, о полноценной промышленности в нефтяном деле мы можем говорить только в 60-х годах XIX в., когда А. Н. Новосильцев закладывает основы совершенно нового способа бурения и добычи нефтепродуктов.

Как мы видим, в 50-е г. XIX в. кубанская промышленность находилась только на начальном этапе своего развития. Данное положение объяснится, во-первых, нерешенностью аграрного вопроса, т. е. не было четко определено кому и на каких правах могла передаваться войсковая земля. Во-вторых, местное население не обладала капиталами, которые могли бы быть вложены в промышленное производство. В-третьих, Кубань сильно отставала в техническом плане: до сих пор использовались устаревшие технологии (нефть добывали ведрами из неглубоких «колодцев», мука мололась на мельницах, зависимых от природных условий, не использовались паровые двигатели и гидравлические прессы, получившие к тому времени уже распространение в Европе и пр.) Так же это обусловлено спецификой региона, включающая себя аграрную специализацию и монопольное право войска на владение землями, значительно тормозившее индустриальное развитие региона.

Реформы, начатые в 60-х гг. XIX в., коснулись многих сфер жизни российского общества и оказали огромное влияние на развитие регионов России. Надо сказать, что для России это был очень сложный и в тоже время важный период. Крестьянская реформа 1861 г. явилась гранью между двумя крупнейшими эпохами российской истории — феодализмом и капитализмом. Для Кубани, развивающаяся в общероссийском русле, этот период стал определяющим во многих сферах жизни, особенно в промышленности.

Сразу же после начала реформ Кубань ощутила на себе преобразования. Во-первых, это отразилось на её территориальном устройстве. 8 февраля 1960 г., с целью упрощения управления и упорядочения территорий, занятых казачьими войсками, Александр II подписал указ о создании новой административной единицы Российской империи — Кубанской области. Так же присвоение Екатеринодару гражданского статуса создали благоприятные условия для быстрого экономического развития города.

Во-вторых, реформы 60-х гг. XIX, заложили основы широкой гражданской колонизации Кубани. Надо сказать, что Кубань всегда была объектом зависти крестьян из центральных губерний. Причиной этому служило высокая урожайность и плодородность земли, а также, как говорили сами переселенцы: «здесь всех этих строгостей не было, жить было легче и дышалось вольнее» [4, с. 79], то есть можно говорить о крайне благоприятных условиях, сложившихся на Кубани в пореформенный период. Так же увеличению численности пришлого населения, способствовала политика верховной власти по отношению к новоиспеченной Кубанской области. В частности, были издано Положение 1862 г. «О заселении казаками и другими переселенцами предгорий западной части Северного Кавказа», а также был издан указ 1868 г. «О дозволении русским подданным невойскового сословия приобретать собственность в казачьих землях». Основной массой прибывающих переселенце были крестьяне, но также были мещане и отставные солдаты из различных войск. Приезжали они, как правило, из центральных губерний, а именно из Воронежской, Полтавской, Харьковской, Орловской и Курской.

Особенно эти процессы увеличиваются после окончания в 1864 году Кавказской войны. С этого момента земли Кубани все теснее срастаются с экономической системой Российской империи, в которой, хотя и медленно, но развивались основные отрасли — сельское хозяйство и промышленность. В результате углубляющихся экономических контактов с центральными губерниями на Кубани активно развиваются торговое земледелие, происходит углубление его специализации, что удовлетворяло постоянно растущие потребности промышленности и населения России в сырье, полезных ископаемых, продуктах питания. В рыночные отношения включается все большее число жителей Кубани.

Следствием правительственной политики по отношении к Кубанской области стало активное заселения территорий и увеличение численности и плотности населения. Если в 1861 г. число пришлых составляло 5243 человек, что составляло 1.3 % от всей массы населения, то к началу 80 годов их было уже 236 800, что в свою очередь составило 30 % от общего числа проживающих на кубанской земле [5, с.26]. С притоком гражданского населения начинается экономическое освоение региона. Массовая пореформенная гражданская колонизация Кубани способствовала созданию широкого рынка наемной рабочей силы. Этот процесс был одним из необходимых условий для зарождения и развития промышленного предпринимательства и экономики в целом.

Ещё одним важнейшим фактором, способствующий капиталистическому развитию региона, стала активная политика государства в области железнодорожного строительства. Россия приступила к созданию разветвленной транспортной сети с большим опозданием по сравнению с передовыми странами Европы, поэтому вынуждена была искать возможности для ускоренных темпов по прокладке рельсовых путей. После неудачных попыток первой половины 60-х гг. XIX в. наступило знаменитое пореформенное десятилетие (1866–1876), названное «железнодорожной лихорадкой». Для начала 26 января 1857 г. вышел царский указ, из которого стало понятно, что Россия начинает активное строительство сети железнодорожных путей. Так же в этом указе было объявлено о создании, формально частной, но фактически находившейся под контролем центральной власти, «Главного общества российских железных дорог».

7 января 1869 г. наместник на Кавказе, великий князь Михаил Николаевич представил императору записку о необходимости соединить железной дорогой Кавказ с общей сетью империи в направлении от Ростова-на-Дону до Владикавказа и с ветвью к Черному морю. Комитет министров поддержал мнение наместника, а 2 января 1870 г. последовало высочайшее повеление включить линию от Ростова до Владикавказа в сеть главнейших железных дорог и приступить к ее строительству не позднее 1872 г.

Концессию на сооружение дороги получил инженер путей сообщения барон Рудольф Васильевич Штейнгель, который создал акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги. Железная дорога Ростов-Владикавказ, протяженностью 652 версты со всеми инженерными сооружениями была построена за три года, как и намечалось. Официальное открытие движения поездов состоялось 2 июля 1875 г. Первым управляющим Ростово-Владикавказской железной дороги стал Владимир Михайлович Верховский. 25 декабря 1884 г. дорого была переименована во Владикавказскую.

Строительство, расширение и последующее функционирование Владикавказской железной дороги в значительной мере подчинялось общероссийским тенденциям, но в то же время имело и определенную специфику. Специфика эта заключалась в том, что Общество Владикавказской железной дороги пользовалось полной поддержкой правительства, стремившегося поддерживать в действии стратегически важную магистраль, и потому даже в кризисные периоды имело средства для дальнейшего развития.

Это акционерное общество в скором времени занимает одно из лидирующих положений не только в экономической жизни Кубанской области, но и всего Северного Кавказа в целом. О нем писали: «Общество Владикавказской железной дороги преблагополучно царствовало и было единственным монополистом Северного Кавказа. Весь Северный Кавказ, богатейшая страна России, был закрепощен Обществом Владикавказской железной дороги». И эти подтверждаются тем, что в скором времени оно становится крупнейшем монополистом хлебной торговли. В её ведении находились элеваторы в городе Новороссийске и станицах: Тихорецкой, Незлобной, Станичной, Нагутская и т. д.

Конечно же можно говорить о том, что строительство такого важного транспортного узла как Владикавказская железная дорога имело, во-первых, военно-стратегическое значение. Не стоит забывать, что совсем недавно закончилась Кавказская война и что Российская империя была крайне заинтересована в том, чтобы как можно прочнее присоединить к империи, недавно покоренные территории Кавказа. Одним из средств решения этой задачи являлось создание дорог, по которым в случае необходимости можно было в кратчайшие сроки «перебросить» на волнующиеся участки необходимые воинские пополнения, оружие, боеприпасы и все необходимое для ведения крупномасштабных военных действий. Но вместе с тем Владикавказская железная дорога стала одним из важнейших факторов капиталистической модернизации региона. Благодаря Владикавказской железной дороге активизировались миграционные потоки из центральных регионов России на Дон и Северный Кавказ, что в свою очередь привело к созданию большого рынка рабочей силы в Кубанской области. Данное обстоятельство также способствовало развитию экспортного земледелия и различных форм аренды, так как большинство среди переселенцев составляли крестьяне, готовые работать в капитализированном сельском хозяйстве.

Также строительство и запуск в действие Владикавказской железнодорожной магистрали привели к ускоренному развитию северокавказской промышленности, что выразилось как в повышении объемов производства, так и в расширении «старых» (металлургия, угольная промышленность) и появлении новых (добыча нефти, полезных ископаемых, машиностроение и пр.) отраслей. влияние Владикавказской железной дороги на процесс развития промышленных отраслей Северного Кавказа заключалось в том, что данная железнодорожная магистраль способствовала выходу тех или иных предприятий на рынок, удешевлению транспортировки их изделий, притоку дешевой рабочей силы на заводы, фабрики и шахты. Все это позволяло расширять производство, приводило к максимальному повышению доходности промышленного производства. Владикавказская железная дорога способствовала развитию промышленности еще и потому, что сама являлась крупным потребителем металлоизделий, угля, нефти и продуктов ее переработки. В частности, развитие Таганрогского завода металлоизделий ускорилось в значительной мере благодаря тому, что появился такой крупный потребитель производимых заводом товаров как Владикавказская железная дорога.

Таким образом, реформы 60-х годов провели своеобразную черту между старой и новой Кубанью. Старая Кубань, показанная на примере 50-х годов, совершенно четко показывает отсталость и неразвитость региона. В это время производство было представлено все возможными кустарными промыслами, ремесленными мастерскими, мелкими мануфактурами и мелкотоварными предприятиям, число которых была крайне мало. Как было сказано, перелом наступил под воздействием проходивших в стране реформ. Эти меры способствовали хозяйственному освоению региона и включению его в общероссийское экономическое пространство.

Литература:

  1. По страницам истории Кубани / Отв. ред. В. Н. Ратушняк. Краснодар, 1993.
  2. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. / Составитель и науч. ред. Б. А. Трехбратов. Краснодар, 1993.
  3. Трехбратов Б. А. «Рыцари первоначального накопления капитала на Кубани (братья Посполитаки) // Третьи Кубанские исторические чтения. Краснодар, 2001.
  4. Мельников Л. М. Иногородние в Кубанской области // Кубанский сборник 1900. Т. IV. Екатеринодар, 1900.
  5. Шацкий П. А. Сельское хозяйство Предкавказья в 1861 1905 гг. (Историческое исследование). Некоторые вопросы социально-экономического развития юго-восточной России. Ставрополь, 1970.
Основные термины (генерируются автоматически): Кубань, Кубанская область, рыбная промышленность, Северный Кавказ, дорога, промышленное производство, Российская империя, Россия, акционерное общество, Кавказская война.


Похожие статьи

Актуальные проблемы развития культуры России и пути их решения

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с развитием культуры России, изучены пути их решения, перечислены результаты развития культуры за последние годы, выделены задачи, стоящие перед государством и обществом для сохранения культурно...

Влияние отраслевых особенностей сельского хозяйства на организацию финансов

В данной статье приведена характеристика отраслевых особенностей и факторов, оказывающих влияние на организацию финансов предприятий сельскохозяйственной отрасли в России. Сделана общая характеристика отрасли и рассмотрены две подотрасли сельского хо...

Льноводство на Кубани и Ставрополье в пореформенное время (1861–1917 гг.)

В данной статье представлены этапы развития льноводства Кубани и Ставрополья в период капиталистической модернизации России (1861–1917 гг.). Рассмотрены особенности возделывания данной сельскохозяйственной культуры в указанном регионе, а так же её ос...

Трансформационные процессы, ставшие основой современной политической системы Республики Мордовия

В статье рассматриваются факторы, которые стали основой современной политической системы Республики Мордовия (РМ). На основании исторических фактов 1990-х годов, которые характеризовали социально-политические и экономические процессы в разрезе регион...

Историко-правовой анализ нормативного регулирования труда несовершеннолетних работников с середины XIX до начала XX века

Данная статья посвящена историко-правовому анализу основных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые права несовершеннолетних в период с 1845 по 1915 гг. А также в ней отражается тяжелое трудовое положение рабочих, в возрасте от 12 до 18 лет,...

Причины активизации внешнеполитической деятельности Российской империи в среднеазиатском направлении и «Большая игра»

В статье рассматривается комплекс причин и предпосылок, которые способствовали началу проведения активного внешнеполитического курса Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века. Уделяется большое внимание русско-английскому сопернич...

Цементная промышленность на Кубани во второй половине XIX — начале XX века

Данная статья посвящена зарождению и развитию цементной промышленности на Кубани в эпоху капиталистических преобразований России. В статье рассматриваются вопросы становление кубанской цементной промышленности во второй половине XIX века и превращени...

История и дальнейшие перспективы развития российской автопромышленности

Российская автопромышленность имеет богатую и интересную историю, которая простирается на протяжении веков. С момента появления первых автомобилей на территории России до настоящего времени отрасль претерпела множество изменений и преодолела различны...

Международный экологический туризм

В статье рассматриваются перспективы и тенденции развития международного экологического туризма и его влияние на охрану окружающей среды и сохранение культурного наследия регионов. Изучаются тенденции развития данного туристического направления в раз...

Сущность оплаты труда, ее функции и принципы организации в экономическом субъекте

В статье рассматривается определение сущности оплаты труда, её исторического контекста и отличий от других форм вознаграждения. Проанализированы ключевые функции оплаты труда через призму современных экономических условий и их влияния на трудовую дея...

Похожие статьи

Актуальные проблемы развития культуры России и пути их решения

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с развитием культуры России, изучены пути их решения, перечислены результаты развития культуры за последние годы, выделены задачи, стоящие перед государством и обществом для сохранения культурно...

Влияние отраслевых особенностей сельского хозяйства на организацию финансов

В данной статье приведена характеристика отраслевых особенностей и факторов, оказывающих влияние на организацию финансов предприятий сельскохозяйственной отрасли в России. Сделана общая характеристика отрасли и рассмотрены две подотрасли сельского хо...

Льноводство на Кубани и Ставрополье в пореформенное время (1861–1917 гг.)

В данной статье представлены этапы развития льноводства Кубани и Ставрополья в период капиталистической модернизации России (1861–1917 гг.). Рассмотрены особенности возделывания данной сельскохозяйственной культуры в указанном регионе, а так же её ос...

Трансформационные процессы, ставшие основой современной политической системы Республики Мордовия

В статье рассматриваются факторы, которые стали основой современной политической системы Республики Мордовия (РМ). На основании исторических фактов 1990-х годов, которые характеризовали социально-политические и экономические процессы в разрезе регион...

Историко-правовой анализ нормативного регулирования труда несовершеннолетних работников с середины XIX до начала XX века

Данная статья посвящена историко-правовому анализу основных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые права несовершеннолетних в период с 1845 по 1915 гг. А также в ней отражается тяжелое трудовое положение рабочих, в возрасте от 12 до 18 лет,...

Причины активизации внешнеполитической деятельности Российской империи в среднеазиатском направлении и «Большая игра»

В статье рассматривается комплекс причин и предпосылок, которые способствовали началу проведения активного внешнеполитического курса Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века. Уделяется большое внимание русско-английскому сопернич...

Цементная промышленность на Кубани во второй половине XIX — начале XX века

Данная статья посвящена зарождению и развитию цементной промышленности на Кубани в эпоху капиталистических преобразований России. В статье рассматриваются вопросы становление кубанской цементной промышленности во второй половине XIX века и превращени...

История и дальнейшие перспективы развития российской автопромышленности

Российская автопромышленность имеет богатую и интересную историю, которая простирается на протяжении веков. С момента появления первых автомобилей на территории России до настоящего времени отрасль претерпела множество изменений и преодолела различны...

Международный экологический туризм

В статье рассматриваются перспективы и тенденции развития международного экологического туризма и его влияние на охрану окружающей среды и сохранение культурного наследия регионов. Изучаются тенденции развития данного туристического направления в раз...

Сущность оплаты труда, ее функции и принципы организации в экономическом субъекте

В статье рассматривается определение сущности оплаты труда, её исторического контекста и отличий от других форм вознаграждения. Проанализированы ключевые функции оплаты труда через призму современных экономических условий и их влияния на трудовую дея...

Задать вопрос