Проблема управления качеством дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коновалова А. А. Проблема управления качеством дошкольного образования // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 17-18. — URL https://moluch.ru/archive/234/42999/ (дата обращения: 14.11.2019).



Качество дошкольного образования в последнее время вызывает особый интерес со стороны различных потребителей услуг и участников образовательного процесса. Такое внимание обусловлено рядом причин: повышение требований к уровню образования и навыков ребенка; обеспечение преемственности при переходе от дошкольного обучения к поступлению в школу; повышение процентного соотношения детей, требующих особого подхода в обучении и воспитании.

Ключевые слова: качество, дошкольное образование, управление, характеристики

Качество дошкольного образования характеризует систему дошкольного образования с точки зрения соответствия полученных результатов не только требованиям образовательного стандарта, но и общественному заказу. Взаимосвязь качества и управления представляется очевидной, поскольку управленческие решения комплексно характеризуют все этапы по достижению требуемых результатов, формируют систему показателей мониторинга для внесения изменений в образовательный процесс.

Качество образования в ДОО обеспечивается на основе: совокупности требований к образовательному и воспитательному процессу, модели выпускника; тенденций в области развития качества как процесса достижения необходимых результатов образовательных услуг; о соответствии общественному заказу качества образовательных услуг.

Таким образом, характеристиками качества дошкольного образования в первую очередь выступают соответствие требованиям государственных органов, с другой стороны — соответствие социальному заказу. Данный подход нуждается в системе мониторинга и оценки качества образовательных услуг ДОО, применением различной методологии, например, экспертных оценок.

Рассмотрим, каким образом теоретико-методологические подходы управления качеством применяются в МДОУ № 7 города Сочи. Тип — дошкольное образовательное бюджетное учреждение, вид — детский сад комбинированного вида, категория — вторая [1].

Содержание образовательного процесса в детском саду определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условием ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, 2011г. [2], которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы учреждения. Для коррекции речевых нарушений используется парциальная программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркина, 2010 [3].

Рассмотрим результаты мониторинга и внесение изменений в деятельность ДОУ на примере четырех групп общеразвивающей направленности:

− младшая (от 3 до 4 лет) — 25 человек;

− средняя (от 4 до 5 лет) — 31 человек;

− старшая (от 5 до 6 лет) — 28 человек;

− подготовительная (от 6 до 7 лет) — 22 человека [4].

Балльные оценки выставлялись по результатам первых занятий педагогами и психологами, при этом были учтены возрастные особенности каждой группы.

В целом, можно сделать вывод, что при поступлении детей младшей группы их уровень по четырем критериям ниже нормы. У средней группы речевые навыки соответствуют возрасту в большей степени, затем в двух старших группах речь начинает отставать от нормы — многие дети не произносят ряд звуков. Также положительно оценивают воображение педагоги и психологи в двух старших группах, то есть дети обладают творческим складом мышления. Если уровень конструирования в младших группах также отстает от нормы, можно заключить, что в переходе в следующую группу эти навыки подтягиваются к норме.

По результатам первичной диагностики в МДОУ № 7 г. Сочи было принято решение о введении дополнительных развивающих игр с современными сюжетами и героями, которые помогут развивать отдельные стороны психики и навыки детей.

Мониторинг результатов осуществлялся в середине декабря для оценки изменений, полученных у групп. Наибольший рост знаний и навыков показали старший группы — мышление, конструирование и воображение составили почти максимальный балл. У более младших возрастов другие достижения — многие дети из самой младшей группы стали говорить первые слова, сказалось постоянное взаимодействие в детском коллективе, в средней группе также незначительный рост всех показателей, поэтому можно сделать вывод, что наиболее уязвимым компонентом является речь — показатели практически не меняются.

По данным текущего мониторинга было принято решение о введении большего количества игр, стимулирующих развитие речи, ее фонематического восприятия — с января 2016.

Наибольший эффект был получен в самой младшей группе — очень высокие результаты для своего возраста, в средней группе ситуация не изменилась, в старшей также получены положительные изменения.

Можно сделать вывод, что в МДОУ № 7 г. Сочи управление качеством образования осуществляется на высоком уровне, поскольку главная цель — обучение и ориентиры в развитии детей достигаются. Мониторинг результатов учебного процесса позволяет своевременно вносить изменения в методы и технологии обучения. Благодаря индивидуальному подходу и профессионализму коллектива создается преемственность обучения от младшего возраста к подготовке к школе.

Литература:

  1. Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Методология целеполагания образовательной программы // Sochi Journal of Economy. 2012. № 2. С. 153–160.
  2. Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
  3. Казаков И. С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 128–133.
  4. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  5. Садилова О. П. Формирование этически ответственного речевого поведения младших школьников / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сочи, 2000.
  6. Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Ценностно-смысловая структура рекреационной культуры // Sochi Journal of Economy. 2009. № 4. С. 114–117.
  7. Крылова В. В. Становление и развитие культурно-образовательного пространства в сочинском округе конца XIX — начала XX в // История и историки в контексте времени. 2003. № 1. С. 58–82.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, группа, основная общеобразовательная программа, образовательный процесс, мониторинг результатов, сочи, внесение изменений, самая младшая группа, детский сад.


Похожие статьи

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский...

Формирование творческих групп для разработки образовательной программы, рабочих

Проектирование образовательных событий в рамках инновационной деятельности.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная...

Похожие статьи

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский...

Формирование творческих групп для разработки образовательной программы, рабочих

Проектирование образовательных событий в рамках инновационной деятельности.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная...

Задать вопрос