В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.
Ключевые слова: восприятие, дошкольный возраст
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии психики ребёнка, одной из ступеней в процессе развития психики. На каждом этапе происходит формирование определённых психических процессов, или свойств личности, позволяющих переходить ребёнку на последующий возрастной этап. Каждое психического явления характеризуется своими, наиболее благоприятными периодами развития. Младенческий возраст — ощущениями, ранний возраст — речью, дошкольный возраст — восприятием, младший школьный возраст — мышлением. В случае, когда ребёнок не в достаточной степени включается в необходимую для соответствующего периода активность, возможно наступление задержки психических образований этого периода, вызывающей отставание и прочие психические явления, а также переход на последующий возрастной этап. По этой причине является крайне важным формирование благоприятных условий для формирования психики соответствии с особенностями возраста ребёнка.
Весь дошкольный период характеризуется активным развитием восприятия под воздействием различной деятельности ребёнка: рисования, лепки, конструирования, просмотра фильмов, чтения книг, прослушивания музыки, прогулок. Все данные виды активной деятельности ребёнка пронизывает игра. Хорошо сформированное восприятие проявляется в форме наблюдательности ребёнка, его возможностей отмечать особенности предметов или явлений, деталей, чёрточек, которые не были подмечены взрослыми. Во время обучения восприятие будет усовершенствоваться и в совместной работе с воображение, мышлением, речью, выполняя при этом обслуживающую функцию. Если во время воспитания ребёнок не получал подходящих условий для формирования восприятия, то процессы, которые связаны с ним будут характеризоваться отставанием в развитии, что усложнит процесс освоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьёзном отставании может иметь место задержка психического развития.
Анализ литературы [11-11] показал, что формирование процесса восприятия у детей в дошкольном возрасте обладает своими особенностями. Младший дошкольный возраст (3–4 года) характеризуется предметным характером. Свойства предмета, такие как форма, цвет, вкус, размер и пр., воспринимаются ребёнком вместе с предметом. Далее ребёнком начинает обнаруживаться разнообразные свойства предметов.
Средний дошкольный возраст (4–5 лет) характеризуется освоением ребёнком приёмов активного познания свойств предметов посредством наложения, прикладывания и измерения. Во время активного познания ребёнок ознакамливается с формой, цветом, размером, временными, пространственными характеристиками, вкусом, запахом, звуком, качествами поверхности, также учится выделять оттенки и их особенности.
Старший дошкольный возраст (5–6лет) характеризуется тем, что ребёнок учится выделять разновидности свойств предмета, находить их сочетания в целых предметах, осваивает словесное описание, навык использования свойства предметов в различных видах деятельности. В данном возрасте происходит организация познаний о предметах в систему, управляемую познавательной активностью. Ребёнком осваиваются приёмы восприятия наиболее комплексных явлений.
Включение ребёнка в различные виды деятельности содействует активному развитию восприятия. Однако если данная активность организована не целесообразно и не специально нацелена на формирование восприятия, тогда данный процесс формируется самотеком и ко времени окончания дошкольного возраста может быть не сформирован в систему. Отсутствие завершённости в формировании процесса восприятия повлечет за собой задержку развития прочих познавательных способностей.
Литература:
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник. — М., Академия. 2011. — 456 с.
- Растегаева Т. Е. Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 25–27.
- Тюнников Ю. С. Сценарное моделирование программы дополнительного профессионального образования // Sochi Journal of Economy. 2012. № 3. С. 166–173.
- Tyunnikov Yu. S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № 3. С. 183–200.
- Казаков И. С. Персонификация процесса обучения в вузе // Sochi Journal of Economy. 2010. № 2. С. 16–21.
- Казаков И. С. Информационная компетентность как объект педагогического проектирования // Sochi Journal of Economy. 2013. № 1–1. С. 98–101.
- Казаков И. С. Персонификация обучения в непрерывном профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 37–39.
- Казаков И. С. Проектные характеристики персонифицированной модели самопроектирования информационной компетентности будущих педагогов // Sochi Journal of Economy. 2010. № 4. С. 100–106.
- Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // European Social Science Journal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.
- Казаков И. С. «Самопроектирование» — анализ понятия // Sochi Journal of Economy. 2011. № 2. С. 130–133.
- Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога / И. С. Казаков; Федеральное агентство по образованию, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2009.