Правовая защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на примере социальной сети «ВКонтакте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 1505 раз

Библиографическое описание:

Поклонцев, К. В. Правовая защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на примере социальной сети «ВКонтакте» / К. В. Поклонцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53955/ (дата обращения: 17.12.2024).



Согласно Федеральному Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В данном правовом акте подробно описываются и закрепляются виды информационной продукции, допускаемой к изучению несовершеннолетними, а также необходимые требования к ее обороту. В то же время, сеть Интернет и социальные сети включены в общую формулировку «информационно-телекоммуникационные сети» и регламентация защиты несовершеннолетних от информации, размещенной в них, не отражает необходимые особенности информационной безопасности детей [3].

Сеть Интернет является одной из самых быстро развивающих технологий, связывающих людей по всему миру. каждым годом ее распространение растет, поскольку доступ в сеть возможен с практически любого мобильного устройства, которое не привязано к определенному местоположению. Большую роль в этом играют и социальные сети, так самая популярная социальная сеть в России «ВКонтакте», обладает внушительным функционалом для общения между пользователями — обмен сообщениями, аудио и видеозаписями, создание групп единомышленников и многое другое. Широкий охват сети подтверждаются и статистическими данными, так на 2017 год, она имеет месячную активность более 95 миллионов человек, а на мобильных устройствах — более 78 миллионов. Учитывая указанные позитивные тенденции нельзя не отметить и трудности, с которыми может столкнуться пользователь, особенно если он несовершеннолетний:

1) Проблемы конфиденциальности — информация, размещенная в социальной сети, без использования специальных фильтров, общедоступна и может быть использована в противоправных целях.

2) Наличие нежелательного контента — это материалы (в качестве которых могут выступать тексты, картинки, аудио, видеофайлы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, суицида. Данные понятия входят в определение вредной информации, под которой понимается информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение и применения. Кроме того, вредная информация может наносить вред не только определенному кругу лиц, но и информационной безопасности страны

3) «Кибербуллинг» преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов [1].

Это далеко не полный список опасностей c которыми может столкнуться несовершеннолетний в социальных сетях. В качестве инструментов защиты детей от вредной информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, может выступить правовые средства, закрепленные в законе, методы, применяемые социальной сетью и родительский контроль.

Родительский контроль выражается не только в наблюдении за контентом, который потребляет ребенок, но и в установлении необходимых фильтров для пресечения доступа несовершеннолетнего к вредной информации. Как с помощью специального софта — установление антивируса с функцией родительского контроля, так и используя возможности самого интернет-сайта, например «детский режима» видеохостинговой системы «YouTube».

В ключе социальной сети «ВКонтакте» контроль со стороны родителей ограничен как функционалом — отсутствие «детского режима», возможность входа с большого количества устройств, так и желанием самого несовершеннолетнего получить доступ к неблагоприятной информации. Открыто публикуя конфиденциальную информацию о себе, заводя анонимные знакомства, вступая в общение с незнакомыми людьми, несовершеннолетние подвергаются серьезным рискам попасть под негативное влияние недоброжелателей или стать жертвой киберпреступников.

Существующий пробел должен восполняться методами правовой защиты несовершеннолетнего от вредной информации, которая включают в себя разработку законодательных и нормативно-правовых документов, которые регулируют отношения субъектов по защите информации, их применения, надзор и контроль за их исполнением. Они будут иметь действие только при совместном участии государства и социальной сети [2].

Если обратиться к международному опыту решению данной проблемы, то можно выделить несколько основных моментов:

Во-первых, последовательная защита прав несовершеннолетних в сети, которая отражается в системе законодательных актов посвященных данному вопросу.

Во-вторых, закрепление ряда запретительных мер в отношении самих несовершеннолетних, так в Соединенных Штатах Америки распространение информации частного характера о детях моложе 16 лет возможно лишь с согласия их родителей, они не могут иметь своего персонального канала, интернет-адреса.

В-третьих, распространена практика идентифицированного доступа к сайтам (посредством предоставления паспортных данных, электронного ключа) [4].

Проанализировав международный опыт, можно сказать, что в Российской Федерации созданы необходимые условия для осуществления надлежащей правовой защиты несовершеннолетних от вредной информации:

1) Законодательные основы, в виде Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2) Система органов, осуществляющих политику по контролю за противоправной информацией, одним из которых является Роскомнадзор.

3) Проведение мероприятий, направленных на поддержание информационной безопасности — создание Единого реестра запрещенных сайтов, систематическую работу по контролю публичных точек доступа к интернету по технологии Wi-Fi, блокировка интернет-адресов, распространяющих вредную информацию.

Реализация же указанных обстоятельств по отношению к социальной сети «ВКонтакте» вызывает особые трудности, о чем свидетельствует опыт 2015–2018 гг., когда широкий общественный резонанс вызвали так называемые «группы смерти», склоняющие несовершеннолетних к совершению самоубийства. Результатом данного прецедента стало закрытие более 16 тысяч групп в социальной сети, принятие поправок к Уголовному кодексу Российской Федерации. Данные меры являются прямым ответом на сложившуюся проблему, но, к сожалению, не опережающим событие актом. Правовая защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию должна по своей сути нести предупредительный характер, но она может лишь отвечать на возникающие вопросы, поскольку развитие интернет-технологий идет с огромной скоростью, что влечет за собой появление новых возможностей распространения вредной информации.

Следовательно, система правовой защиты требует своевременного усовершенствования, и видится необходимость реализация следующих положений:

1) Принятие на законодательном уровне норм по обязательному наличию у социальных сетей функции «детский режим», в котором будут включены необходимые средства фильтрации контента для несовершеннолетних, в том числе возможность для родителей контролировать круг общения ребенка.

2) Увеличение обязанностей Интернет-провайдеров по блокированию контента, который содержит вредную информацию, путем введения идентификационных технологий при просмотре запрещенных для детей сайтов, так и предоставления необходимого инструментария для установления запретов со стороны родителей.

3) Внесение изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которые включали бы в себя регламентацию вопросов касающихся социальных сетей (которые в законе включены в термин Интернет и не упоминаются).

Создание безопасного пространства в сети Интернет для несовершеннолетних является как важной, так и очень сложной задачей. При ее решении необходимо учитывать как частные (цензура, свобода слова), так и публичные интересы. Базисом формирования такого пространства является правовая защита детей, которая предоставит для этого необходимые предпосылки и условия, но они смогут быть успешно реализованы только при наличии действенного взаимодействия между государством, Интернет-провайдерами и социальными сетями. Данный симбиоз — это залог успешного предотвращения новых интернет-угроз для несовершеннолетних.

Литература:

  1. Конфиденциальность информации в Интернете // Российский нии развития общественных сетей. URL: http://www.ripn.net/article0s/privacy/ (дата обращения: 15.10.2018)
  2. Кирилловых А. А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право.- 2011.- № 4.С.40–45.
  3. Ковалева Н. Н. Информационное право России: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2007. — 360 с.
  4. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования.- М.: Google, 2013.- 165 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вредная информация, социальная сеть, сеть, защита детей, информация, правовая защита, родительский контроль, информационная безопасность детей, международный опыт, Российская Федерация.


Похожие статьи

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков

Проблемы поиска лица, ответственного за нарушение чести и достоинства личности при публикации порочащих сведений в средствах массовой информации и сети Интернет

Содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в сети Интернет

В статье рассматриваются механизмы обеспечения функционирования защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Социально-правовая защита личности ребенка в непрерывном образовательном процессе «детский сад — семья»

Родительская компетентность как способ профилактики интернет-зависимого поведения у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков

Проблемы поиска лица, ответственного за нарушение чести и достоинства личности при публикации порочащих сведений в средствах массовой информации и сети Интернет

Содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в сети Интернет

В статье рассматриваются механизмы обеспечения функционирования защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Социально-правовая защита личности ребенка в непрерывном образовательном процессе «детский сад — семья»

Родительская компетентность как способ профилактики интернет-зависимого поведения у детей младшего школьного возраста

Задать вопрос