Проблемы правового регулирования оборота подарочных сертификатов и подарочных карт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Телелюхина, Д. А. Проблемы правового регулирования оборота подарочных сертификатов и подарочных карт / Д. А. Телелюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54010/ (дата обращения: 05.07.2020).



Сегодня развитие маркетинга приводит к распространению торговыми заведениями подарочных сертификатов и карт, сфера их применения затрагивает основные отрасли потребительского рынка и распространяется на получение различных товаров и услуг.

В 2017 году группой исследователей в сфере маркетинга было проведено исследование, целью которого стал анализ состояния рынка подарочных сертификатов и подарочных карт, а также прогноз его развития к 2020 году. Был создан наиболее вероятный сценарий, с учетом всех возможных и предполагаемых факторов, таких как кризис, подъем и предыдущие экономические спады. При этом рынок подарочных сертификатов (классических) в России сможет достичь 55 млрд. рублей уже к 2020 году. Согласно данному исследованию, сегмент электронных подарочных сертификатов будет расти чуть быстрее классического рынка, к 2020 году он достигнет показателя в 7 млрд. рублей.

Таблица 1

Рынок подарочных сертификатов в России, млн. рублей.

Сумма, вырученная от реализации, млн. Руб.

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Классические сертификаты

27000

35000

35000

37500

40000

45000

50000

55000

Электронные сертификаты

3000

3500

3750

4200

4750

5500

6250

7000

Потребители, которым нравятся электронные подарочные сертификаты, указывают на определенные их преимущества, такие как моментальная доставка, удобность для получателя и покупателя, а также их безвредность для окружающей среды. Однако, даже несмотря на то, что все больше потребителей отдают предпочтение электронным подарочным сертификатам, многие все еще не могут принять такой вид покупок. Так, 11% опрошенных купили бы электронный подарочный сертификат, а 89% потребителей предпочли бы получить традиционный подарочный сертификат.

Подарочный сертификат - относительно новое явление на российском рынке, стремительно набирающее популярность, как у продавцов, так и у потребителей. Однако, несмотря это законодательство Российской Федерации не содержит прямого понятия подарочного сертификата (подарочной карты) и прямо не регулирует их оборот. В ст. 128 ГК РФ такой вид объекта гражданских прав, как подарочные сертификаты, не поименован. В связи с этим точная квалификация правовой природы подарочных сертификатов затруднительна. Природу подарочных сертификатов и подарочных карт можно сопоставить с законодательно закрепленными правовыми конструкциями, такими как: товар, аванс, ценная бумага, предварительный договор, задаток платежное средство и документ, удостоверяющий имущественные права. Однако, анализ правовой природы подарочных сертификатов, показал, что данное явление невозможно в полной мере отнести ни к одному из известных российскому праву объектов, обязательств, или расчетов.

По мнению автора, подарочный сертификат – самостоятельный объект гражданских правоотношений, по содержанию и правовому регулированию по аналогии наиболее близок к авансу, но также включает в себя признаки ценной бумаги.

Как уже было сказано ранее, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, содержащие понятие и правила торгового оборота подарочных сертификатов и карт, в связи с этим, правила приобретения и использования подарочных сертификатов и карт устанавливаются локальными актами выпускающих их организаций (эмитент). В случае споров по использованию подарочных сертификатов, разрешаемых в судебном порядке, суд самостоятельно определяет сущность подарочного сертификата.

Анализируя локальные акты отдельных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации можно выделить сложившиеся обычаи торгового оборота подарочных сертификатов и карт, которые являются проблемными и порождают споры между потребителем и продавцом (эмитентом). В судебной практике эти вопросы решаются не однозначно, ведь, в случае споров по использованию подарочных сертификатов, суд самостоятельно определяет сущность подарочного сертификата.

1. Срок действия подарочных сертификатов и карт. Эмитенты подарочных сертификатов устанавливают срок, по истечении которого он утрачивает силу и не обслуживается, т.е. сертификат реализуется под временным условием – сроком действия. Как правило, после истечения срока действия сертификата денежные средства, уплаченные за него, не возвращаются потребителю.

Первая из наиболее распространенных позиций предполагает, что сумма, внесенная приобретателем в счет оплаты сертификата, представляет собой аванс по договору купли-продажи. То есть, предметом соглашения между пользователем и торговым предприятием является не сам сертификат, а реализуемые предприятием товары, которые будут предоставлены держателю сертификата в будущем. Сам же сертификат выступает лишь легитимационным знаком, подтверждающим факт оплаты. Как следствие, в случае истечения срока действия сертификата его цена подлежит возврату приобретателю.

Второй подход судебных органов предполагает, что сертификат приобретается гражданином как самостоятельный объект оборота, который является частным средством платежа и не может рассматриваться как товар. По мнению судей, указанное обстоятельство препятствует применению к соответствующим сделкам законодательства о защите прав потребителей. В случае истечения срока действия сертификата торговое предприятие обязано вернуть уплаченную за него сумму, так как в противном случае продавец обогатится без надлежащего правового основания.

Сторонники третьего подхода полагают, что подарочный сертификат выступает самостоятельным предметом сделки между продавцом и приобретателем. По их мнению, к отношениям сторон должны применяться нормы о розничной купле-продаже, а также положения законодательства о защите прав потребителей. Соответственно, если приобретатель сертификата был надлежащим образом проинформирован о существенных характеристиках сертификата (в том числе о сроке его действия), основания для возврата уплаченных за сертификат средств отсутствуют.

2. Разница в цене сертификата и цене приобретаемых товаров. В случае, когда стоимость выбранного товара превышает размер номинала сертификата, держатель сертификата доплачивает разницу в цене. Если стоимость товара соответствует номиналу сертификата, товар передается держателю сертификата без взимания дополнительных сумм. В случае если суммарная стоимость выбранного товара меньше номинала сертификата, разница владельцу сертификата не выплачивается.

В данной ситуации судебная практика также противоречива и неоднозначна. В одном случае суд отказывает в удовлетворении иска о признании недействительным условия договора продажи подарочного сертификата, в соответствии с которым разница между стоимостью подарочного сертификата и суммой покупки не возвращается. Суд постановил что, возврат суммы (части суммы) предварительной оплаты за товар предусмотрен только в случае нарушения продавцом условий договора по передаче оплаченного товара, а такого нарушения не произошло. Таким образом, основания возврата части суммы предварительной оплаты за товар отсутствуют, а требование о взыскании указанной суммы являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Во втором случае суд признает недействительными в отношении неопределенного круга потребителей такие условия реализации подарочных сертификатов как: «Если стоимость выбранного товара меньше номинала Подарочного сертификата, разница владельцу не выплачивается. Вся сумма номинала сертификата используется для совершения покупки единовременно и полностью.». И возлагает на компанию обязанность привести условия Правил приобретения и использования подарочных сертификатов в соответствие с требованиями законодательства о защите прав потребителей.

3. Обмен подарочного сертификата на деньги не допускается. В случае, если держатель сертификата не удовлетворен ассортиментом организации-эмитента, не может совершить выбор - возникает вопрос о возврате уплаченных денег, как правило, организации отказывают в обмене сертификата на денежные средства. Единого мнения по разрешению таких споров судами не выработано, они разрешаются как в пользу организации-эмитента, так и в пользу потребителя.

В первом случае, отказывая потребителю в удовлетворении исковых требований о взыскании уплаченной суммы подарочного сертификата (суд признал сертификат авансом) судья исходил из того, что в соответствии с Правилами передачи товара по подарочному сертификату (установлены эмитентом), владелец сертификата не вправе требовать возврата денежных средств, соответствующих номиналу подарочного сертификата, а вправе использовать указанный сертификат в качестве средства оплаты при заключении договора купли-продажи конкретного товара. Поскольку истец как владелец подарочного сертификата не был ограничен в осуществлении указанных прав по сертификату, по собственному усмотрению не стал обращаться в магазин для выбора товара, суд пришел к выводу, что права истца как потребителя ответчиком (эмитентом) нарушены не были.

Во втором случае, суд удовлетворил требования потребителя о взыскании уплаченной суммы сертификата, ссылаясь при этом на то что, ни договор купли-продажи, ни предварительный договор купли-продажи сторонами не был заключен, обязательства передать и принять товар у них не возникло. При таких обстоятельствах оставление аванса потенциальному продавцу образует неосновательное обогащение последнего.

4. Как правило, подарочный сертификат является предъявительским - предоставление документа, удостоверяющего личность, при покупке подарочного сертификата не требуется. Покупатель подарочного сертификата вправе подарить или иным другим способом передать его третьему лицу.

В случае возникновения спора по поводу использования подарочного сертификата между эмитентом и третьим лицом, возможно два варианта развития событий. Первый вариант – суд признает третье лицо как полноправного владельца подарочного сертификата, который имеет все права по защите своих потребительских прав, как если бы он самостоятельно приобрел подарочный сертификат. Второй вариант – суд отказывает в удовлетворении требований лиц, которым передан в дар подарочный сертификат (хотя сертификат не является именным), ссылаясь на то что данное лицо не состояло и не состоит в договорных отношениях с организацией-эмитентом, а потому не вправе требовать возврата денежных средств, уплаченных за подарочный сертификат.

В настоящее время неоднородная, а зачастую и противоречащая друг другу практика вынесенных судебными органами решений указывает на их растерянность относительно правового обоснования защиты интересов держателя сертификата. Однако, отсутствие законодательно закрепленных норм, регулирующих оборот подарочных сертификатов и подарочных карт, приводит не только к проблематичности и неоднородности вынесенных судебных решений, но также и к вседозволенности организаций-эмитентов.

Таким образом, для решения проблем в области регулирования правоотношений, возникающих в связи с оборотом подарочных сертификатов и подарочных карт, автор считает необходимым, во-первых, внесение изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ, данные изменения закрепят подарочные сертификаты и подарочные карты в качестве самостоятельных движимых объектов гражданских правоотношений.

Во-вторых, автор полагает необходимым предусмотреть в российском законодательстве самостоятельное правовое регулирование подарочных сертификатов и подарочных карт в виде отдельного Федерального закона «О подарочных сертификатах и подарочных картах». По мнению автора, основной идеей закона будет являться - упорядочение на федеральном уровне отношений, возникающих между покупателями, предъявителями и продавцами подарочных сертификатов и подарочных карт, а также определение механизма их оборота (приобретения, использования, возврата), в целях создания прозрачного порядка осуществления торговой деятельности с применением сертификатов и карт, необусловленного какими-либо произвольными требованиями организаций-эмитентов, а также обеспечение единообразий судебных решений.

Для понимания и конкретизации сущности отношений, возникающих в связи с приобретением и использованием подарочных сертификатов и подарочных карт, автор предлагает закрепить в предложенном Федеральном законе понятийный аппарат и основные положения оборота подарочных сертификатов и подарочных карт.

По мнению автора, Федеральный закон «О подарочных сертификатах и подарочных картах» должен закреплять: права и обязанности продавца по осуществлению продажи подарочных сертификатов и подарочных карт; права покупателя на приобретение подарочных сертификатов и подарочных карт; права предъявителя на приобретение товаров, получения работ и услуг, названных в подарочных сертификатах и подарочных картах или товаров (работ, услуг) равных их номинальной стоимости.

Таким образом, реализация Федерального закона «О подарочных сертификатах и подарочных картах» в целом позволит восполнить пробелы в законодательстве Российской Федерации, обеспечить единообразие решений споров по вопросу использования подарочных сертификатов и подарочных карт, а также защиту прав потребителей от неправомерных действий организаций-эмитентов.

Литература:

  1. Брагинец, А. Ю. Подарочные карты и сертификаты: практические проблемы юридической квалификации/ А. Ю. Брагинец // Закон. – 2015. – № 11. – С. 106-113.
  2. Решение Успенского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2017 г. по делу № 2-649/2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/.
  3. Определения Воронежского областного суда от 16 июля 2016 г. по делу № 33-3885. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/
  4. Определение Московского городского суда от 13 октября 2016 г. по делу № 4г-11519/2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/.
  5. Решение Мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 февраля 2016 г. по делу № 2 - 15/2016 февраля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/.
  6. Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 20 ноября 2015 г. по делу № 2-5477/2015. - Режим доступа: http://sudact.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): подарочный сертификат, сертификат, держатель сертификата, Российская Федерация, суд, товар, потребитель, выбранный товар, мнение автора, правовая природа.


Похожие статьи

Урегулирование отдельного вида договора розничной...

Ключевые слова: коммивояжер, товар, кабальные сделки, розничная купля-продажа, договор

На основе судебной практики по спорам потребителей и покупателей можно выделить ряд

Поэтому суды все чаще отказывают в удовлетворении требований покупателя, поскольку нет...

Международная сертификация систем качества предприятий...

Оформить заявку на получение сертификата (нужно предоставить такие данные, как

Проверки подвергаются товары, возможность их продвижения на рынке, оборудование для производства

стандарт, ISO, технический комитет, стандартизация, Российская Федерация...

Сертификация систем качества | Статья в журнале...

(например, для сертификатов соответствия, ветеринарных сертификатов, санитарных, фитосанитарных сертификатов. Для того, чтобы получить государственный заказ также требуется наличие у организации сертифицированной системы менеджмента качества.

Обеспечение единства правоприменительной практики при...

По мнению судьи Конституционного Суда Российской Федерации С. Д. Князева, несоответствие вышеуказанных норм положениям Конституции Российской Федерации [2], определяющим основные аспекты социальной политики государства, создает препятствия в...

Содержание прав потребителей, защита которых относится...

Товар (работа, услуга) должны быть для потребителей и безопасными. Безопасность товара, работ, услуг – это состояние товара, качество

Единственным документом, устанавливающим и то и другое, является сертификат соответствия, выданный независимым от изготовителя и...

Предоставление информации о товаре по договору...

Статья посвящена актуальным спорам, возникающим при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи. Споры, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товаре, составляют значительную часть дел, рассматриваемых судами.

Сертификат на исключительное право и его роль...

Сертификат на исключительное право выпускается и передается инвестору исполнителем работ одновременно с заключением одного из указанных выше договоров, и, являясь ценной бумагой, может продаваться, закладываться или быть объектом иных гражданско-правовых сделок...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить формы защиты прав потребителей

Механизм защиты прав потребителей включает разные средства, особое

В ситуации, когда продавец не проинформировал потребителя о сроках возврата товара, в том...

Системы сертификации | Статья в журнале «Вопросы экономики...»

Сертификаты соответствия ГОСТ Р действительны на территории всей Российской

Поскольку российская Система ГОСТ Р в большой степени созвучна с международными

Правила и порядок проведения сертификации продукции. Сертификация товаров и услуг...

Похожие статьи

Урегулирование отдельного вида договора розничной...

Ключевые слова: коммивояжер, товар, кабальные сделки, розничная купля-продажа, договор

На основе судебной практики по спорам потребителей и покупателей можно выделить ряд

Поэтому суды все чаще отказывают в удовлетворении требований покупателя, поскольку нет...

Международная сертификация систем качества предприятий...

Оформить заявку на получение сертификата (нужно предоставить такие данные, как

Проверки подвергаются товары, возможность их продвижения на рынке, оборудование для производства

стандарт, ISO, технический комитет, стандартизация, Российская Федерация...

Сертификация систем качества | Статья в журнале...

(например, для сертификатов соответствия, ветеринарных сертификатов, санитарных, фитосанитарных сертификатов. Для того, чтобы получить государственный заказ также требуется наличие у организации сертифицированной системы менеджмента качества.

Обеспечение единства правоприменительной практики при...

По мнению судьи Конституционного Суда Российской Федерации С. Д. Князева, несоответствие вышеуказанных норм положениям Конституции Российской Федерации [2], определяющим основные аспекты социальной политики государства, создает препятствия в...

Содержание прав потребителей, защита которых относится...

Товар (работа, услуга) должны быть для потребителей и безопасными. Безопасность товара, работ, услуг – это состояние товара, качество

Единственным документом, устанавливающим и то и другое, является сертификат соответствия, выданный независимым от изготовителя и...

Предоставление информации о товаре по договору...

Статья посвящена актуальным спорам, возникающим при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи. Споры, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товаре, составляют значительную часть дел, рассматриваемых судами.

Сертификат на исключительное право и его роль...

Сертификат на исключительное право выпускается и передается инвестору исполнителем работ одновременно с заключением одного из указанных выше договоров, и, являясь ценной бумагой, может продаваться, закладываться или быть объектом иных гражданско-правовых сделок...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить формы защиты прав потребителей

Механизм защиты прав потребителей включает разные средства, особое

В ситуации, когда продавец не проинформировал потребителя о сроках возврата товара, в том...

Системы сертификации | Статья в журнале «Вопросы экономики...»

Сертификаты соответствия ГОСТ Р действительны на территории всей Российской

Поскольку российская Система ГОСТ Р в большой степени созвучна с международными

Правила и порядок проведения сертификации продукции. Сертификация товаров и услуг...

Задать вопрос