Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 1032 раза

Библиографическое описание:

Меденкова, Г. В. Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа / Г. В. Меденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 313-316. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53947/ (дата обращения: 26.04.2024).



Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа и ее методическое обеспечение.

Ключевые слова: образование в СПО, самообразование, внеаудиторная самостоятельная работа, система методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа.

В результате освоения программы подготовки специалистов среднего звена выпускник образовательной организации среднего профессионального образования должен обладать рядом общих и профессиональных компетенций.

Одной из важнейших общих компетенций студентов, которой они должны овладеть в совершенстве за период обучения в колледже, является самообразование.

Навыки самообразования формируются через организацию внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, которая, в соответствии с современными требованиями, является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Профессиональная образовательная организация должна создать все условия для самообразования студентов, разработав систему методического обеспечения их внеаудиторной самостоятельной работы.

Система методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа может включать в себя:

‒ нормативно-правовую основу организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;

‒ различные методические материалы по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;

‒ доступ к современным профессиональным базам данных;

‒ доступ к информационным ресурсам сети Интернет;

‒ контроль результатов в различных формах.

Прежде всего, следует разработать и утвердить внутренний локальный акт по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа, который включает в себя:

‒ общие положения (суть внеаудиторной самостоятельной работы; ее цели; формы; объем времени на выполнение);

‒ содержание и виды внеаудиторной самостоятельной работы;

‒ формы и методы контроля внеаудиторной самостоятельной работы (в рамках времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине);

‒ критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы.

На рисунке 1 представлен фрагмент Положения по организации внеаудиторной самостоятельной работы студента.

II. ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИКОНТРОЛЬ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
  2. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных задач; выполнение чертежей, схем; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); опытно-экспериментальная работа; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

  1. При формировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы используется дифференцированный подход к обучающимся
  2. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.
  3. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.
  4. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
  5. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
  6. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
  7. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
  8. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, диспуты, круглые столы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
  9. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

  1. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся использует методические указания к выполнению самостоятельной работы по учебным дисциплинам и МДК, составленные преподавателем колледжа.

Рис. 1. Фрагмент Положения по организации внеаудиторной самостоятельной работы студента

Кроме внутреннего локального акта по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, в обязательном порядке, необходимо разработать методические указания для студентов к выполнению самостоятельных работ по всем учебным дисциплинам каждой специальности среднего профессионального образования.

Внеаудиторная самостоятельная работа стимулирует познавательный интерес студентов к учебной дисциплине; способствует закреплению изученного материала; обеспечивает расширение кругозора; развивает творческий подход к решению задач профессиональной деятельности; контроль и самоконтроль.

При разработке методических указаний должен соблюдаться не только принцип самостоятельности, но и принцип управляемости самостоятельной работой. Поэтому педагогическое руководство играет важную роль в процессе организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы.

В методических указаниях для студентов каждая самостоятельная работа может быть структурирована следующим образом:

‒ определена цель ее выполнения,

‒ дан перечень оборудования и материалов,

‒ сформулировано задание,

‒ описан алгоритм выполнения,

‒ указан ожидаемый результат и критерии оценки,

‒ предложен список литературы.

Пример оформления самостоятельной работы студента представлен на рисунке 2.

Тема 2.2. Развитие политической мысли вРоссии

Самостоятельная работа студента № 3 (4ч)

Цель:

  • Отработка умений: формировать собственную политическую культуру.
  • Закрепление знаний: об основных этапах развития политических учений.

Демонстрация компетенций: ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Оборудование иматериалы:

  • Учебные пособия, справочная литература, ресурсы Интернет
  • Персональный компьютер,
  • Учебные лекции в Системе электронного обучения (СЭО)
  • Записи в рабочих тетрадях.

Формулировка задания:

Подготовка реферата по теме: «Политические взгляды революционеров-демократов».

Алгоритм выполнения:

  • Подберите материал по данной теме, используя учебные пособия, справочную литературу, ресурсы Интернет
  • Определите информацию, которую следует включить в реферат.
  • Составьте план реферата.
  • Изложите наиболее существенные положения изучаемого материала, ориентируясь на следующую Структуру реферата:

Титульный лист

Содержание (оглавление): излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.

Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.

Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата. В основной части излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются.

Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа рассматриваемого вопроса.

Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:

1 ч — знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет,

3 ч — анализ и оформление реферата в электронном виде.

Результат:

Реферат, отражающий закрепление знаний об основных этапах развития политических учений; отработанное умение формировать собственную политическую культуру; демонстрирующий отработку ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Критерии оценки:

Нахождение и подбор материала, ясность и аргументированность изложения

Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю реферат на проверку или принять устное участие в работе Круглого стола по вопросу: «Политические взгляды революционеров-демократов».

Литература:

  1. 1. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования /Н. М. Демидов. — 13-е изд., стер. — М.: Академия, 2015. — 208с.

2. Куликов Л. М. Основы политологии [Электронный ресурс]: учебник.-2018.-301с. (СПО).// ЭБС «Book.ru». — URL: https://www.book.ru/book/921559

3. Демидов Н. М., Солодилов А. В. Основы политологии [Электронный ресурс]: учебник.-2017.- 272с. (СПО) //ЭБС «Book.ru». https://www.book.ru/book/925966.-

4.Горелов А. А. Основы политологии [Электронный ресурс]: учебник.-2018.- 417с. (СПО). //ЭБС «Lanbook.com».- URL: https://e.lanbook.com/book/109536#authors

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «интернет»

1. ЭБС «Университетская библиотека online» — http://biblioclub.ru/

2. ЭБС «Лань» — https://e.lanbook.com/

3. ЭБС «BOOK.ru» — https://www.book.ru

4. ЭБС «Вibliocomplectator»- http://www.bibliocomplectator.ru/book/?id

Рис. 2. Пример оформления самостоятельной работы студента по дисциплине «Основы политологии»

Содержание самостоятельных работ должно быть направлено на реализацию требований к знаниям и умениям, практическому опыту, определенных ФГОС СПО. Выполнение самостоятельных работ помогает отработать общие и (или) профессиональные компетенции при освоении профессиональной образовательной программы.

Контроль усвоения знаний, умений обучающихся проводится с целью установления соответствия достигнутых результатов требованиям ФГОС СПО. Оценки за внеаудиторную самостоятельную работу выставляются с учетом указанных требований и качества представленного студентами материала.

Методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы является залогом сознательного отношения студентов к изучаемой дисциплине и важным условием овладения ими компетенцией самообразования, что позволит выпускникам колледжа в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

Литература:

  1. Загвязинский, В И. Теория обучения. Современная интерпретация. — М., 2011.
  2. О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО/ Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 N16–52–138ин/16–13 // Консультант Плюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. — Режим доступа: [http://www.consultant.ru].
  3. ФГОС СПО // Консультант Плюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. — Режим доступа: [http://www.consultant.ru].
  4. Федосеева В. И. Роль внеаудиторной работы в профессиональном самовоспитании и самореализации студентов в системе СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 385–388. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76552.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторная самостоятельная работа, самостоятельная работа, критерий оценки, методическое обеспечение, профессиональная деятельность, студент, студент колледжа, основная часть, справочная литература, учебная дисциплина.


Ключевые слова

самообразование, образование в СПО, внеаудиторная самостоятельная работа, система методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

3. обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по...

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний студентов...

Организация самостоятельной внеаудиторной работы...

С внедрением в образовательный процесс ФГОС третьего поколения большой объем времени отводится на самостоятельную работу студентов. В соответствии с учебными планами на самостоятельное изучение дисциплины отводится в среднем 50–60 % от общего количества...

Технология организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа студента требует упорядочения и системной организации взаимодействия с преподавателем [10, С.21]. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности обучающегося и созданию...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Самостоятельная работа учащихся отличается от других учебных занятий тем, что учащийся сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы. Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе.

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем, что она занимает около 40 % общего...

Организация самостоятельной работы студентов при...

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

3. обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по...

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний студентов...

Организация самостоятельной внеаудиторной работы...

С внедрением в образовательный процесс ФГОС третьего поколения большой объем времени отводится на самостоятельную работу студентов. В соответствии с учебными планами на самостоятельное изучение дисциплины отводится в среднем 50–60 % от общего количества...

Технология организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа студента требует упорядочения и системной организации взаимодействия с преподавателем [10, С.21]. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности обучающегося и созданию...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Самостоятельная работа учащихся отличается от других учебных занятий тем, что учащийся сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы. Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе.

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем, что она занимает около 40 % общего...

Организация самостоятельной работы студентов при...

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Задать вопрос