Историческое наследие города Сретенск | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Балдандоржиев Ж. Б. Историческое наследие города Сретенск // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 6-7. — URL https://moluch.ru/archive/23/2473/ (дата обращения: 23.10.2018).

Сретенск (Стретенск) – город в Читинской области (Забайкальском крае) России, административный центр Сретенского района. Город с 1926 года, население 7,9 тыс. чел. (2008). Город расположен на юго-востоке Забайкалья, в предгорьях Борщовочного хребта, на правом берегу реки Шилка, (басс. Амура) в 385 км от Читы. Площадь Сретенска составляет 350 га. Железнодорожная станция на ветке от станции Куэнга на Транссибирской магистрали [1].

Город Сретенск, является старейшим городом Забайкалья. Сретенский острог был основан вскоре после 1704 г. Он отсутствует в городовом списке Нерчинского уезда за этот год и впервые фигурирует в сметном списке уезда за 1714 г. в качестве «острога Нижнего Новаго», за которым числится 5 оброчных крестьян. Ввиду этого мнение ряда учёных (Б.С. Куликова, В.Ф. Балабанова) о возведении острога в 1689 г. представляется безоснавательным [2].

 Первое упоминание о Сретенском остроге встречается лишь в материалах Сибирского приказа «Сказка о душах мужского поло Сретенского острога». Первоначальным названием острог был обязан своему месторасположению. Он находился в 90 км ниже Нерчинска по течению р. Шилки на правом берегу. В 1719 г. острог назывался уже Стретенским, что свидетельствует о постройке в нем церкви Стретения Богородицы. Наличие у острога фортификационных функций историками не доказано. Посетивший острог в 1735 г. немецкий ученый Г.Ф. Миллер, сообщал, что «здесь никогда не было укрепления из палисада, и название «острог» прилагается к пункту неправильно» [3].

В виду этого термин «острог» был применителен к Стретенску в качестве административной функции равной другим острогам Нерчинского воеводства.

В 1775 г. Стретенск получил статус города и стал центром уезда, сначала в составе Удинской провинции, которая входила в Иркутскую губернию, а затем врамках Нерчинской области Иркутского наместничества. В 1782 г. население Стретенска составляло 100 человек: 34 купца, 14 мещан, 21 человек ремесленников, 29 дворовых людей, один священник и один приказной человек. 26 октября 1790 г. город указом Екатерины II был Высочайше удостоен герба с описанием: «В голубом поле положенные слитки серебра, в знак того, что в округе сего города находятся серебряные руды, где и сплавливаются». Изображение герба символизировало серебро-плавильные заводы, рудники и месторождения края. Добыча серебра здесь продолжалась почти полтора столетия, с 1704 по 1803 гг. серебряные заводы выдали России 22 405 пудов серебра. Однако серебро и последующая золотодобыча сыграли в развитии Стретенска отрицательную роль. При этом от крайней нужды и голода в эти годы здесь погибли десятки тысяч горно-заводских крестьян [4].

Дальнейшего развития город не получил, ввиду этого для администрации Восточной Сибири стала очевидной невозможность существования Стретенска как городского центра. В 1797 г. уезд был ликвидирован, а Стретенск был выведен за штат, что означало исключение его из числа городов [5].

Конец XIX – начало XX вв. – эпоха кратковременного возрождения Стретенска. Этому способствовали транзитная торговля, собственное пароходство и торговое судоходство. В создании Амурской флотилии принял генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев. При этом Стретенск длительное время вплоть до ликвидации самодержавия оставался центром Нерчинской каторги и ссылки, оказавшей отрицательное влияние на его экономическое и культурное развитие. Значение города как перевалочного пункта при этом многократно возросло [6].

Довольно долго Сретенск являлся станицей Третьего военного отдела Забайкальского казачьего войска. Наиважнейшим делом в истории города стало строительство в конце XIX в. железной дороги и начало функционирования станции Сретенск, конечной на Транссибирской магистрали. Одновременно Сретенск служил основной базой водного пути по Шилке и Амуру. Здесь же начинались тракты на Нерчинский и Александровский Заводы.

До 1917 г. Сретенск был типичным торговым купеческим городом, в 1910 г. торговлей здесь занималось 39,4% населения, было 105 торговых заведений, годовой оборот которых составлял 7 239 400 рублей. Наиболее крупные магазины принадлежали купцам первой гильдии – русским, евреям и татарам: А.Ф. Второву, Я.С. Андоверову, И.Е. Шустову и другим. В нем функционировали казначейство, крупные банки с оборотом 130 миллионов рублей, действовало 3 пароходных общества, торговые фирмы, 2 колбасных заведения, 13 заводов (кирпичный, мыловаренный, кожевенные, шубный, пимокатный, шорный, красочный, верёвочный, 2 пивоваренных, дроболитейный, смолокуренный), паровые мельницы, электростанция. На этих предприятиях было занято 145 человек. Земледелием занималось 69 хозяйств. Перед первой мировой войной по торговле Сретенск уступал в Забайкалье только Чите и стоял на одном уровне с Верхнеудинском. Из Сретенска на Амур пароходами отправлялись мануфактура, галантерея, экипажи, лошади, крупный рогатый скот, зерно, а зимой, санным путём на верблюдах Сретенск снабжал золотые прииски продуктами и припасами [7].

Активная экономическая деятельность налагала определённый отпечаток и на облик города, строились добротные дома и некоторые здания старинной постройки до сих пор украшают город. Было 3 фотографических ателье, 3 парикмахерских, 5 кондитерских и пекарен. До 1917 г. здесь работали: Сретенская учительская семинария, горное училище, 3 приходские школы, железнодорожная школа, еврейская школа, войсковая больница на 50 мест, 6 церквей, в октябре 1917 г. было открыто 4 класса смешанной гимназии. Имелись иллюзион, сад и театр при гостинице Штейна.

В 1920 г. издавалась газета «Забайкальский красный боец». В 1922 г. Сретенск стал вновь уездным городом, в 1962 г. «дорос» до окружного центра Дальневосточного края, как и Чита, а с 1930 г. и по сей день это районный центр сначала Восточно-Сибирского края, затем Читинской области, а с 1 марта 2008 г. – центр муниципального образования Сретенский район Забайкальского края.

В 1989 г. население города – более 10 тысяч человек. Действовали: фабрика валяной обуви, мясокомбинат, пищекомбинат, мебельный деревообрабатывающий комбинат, Сретенский комплексный лесокомбинат (до 1993 г.), пристань, кооперативный техникум, педагогическое училище. В 1986 г. был построен автодорожный мост через Шилку. В 2002 г. население города увеличилось до 8192 человек. Действовало 33 организации, из них 19% государственные, 22% муниципальные, 52% частные. Работали МУП ССПК, кооператив «Сретенский», Сретенский лесхоз и Сретенский сельский лесхоз и другие. В настоящее время функционируют 3 средних школы, начальная и вечерняя школы, 10 ДОУ, Сретенский педагогический колледж, ДЮСШ, Дом детского творчества, 5 библиотек, Музей краеведческий Сретенский районный, 2 учреждения культурно – досугового типа, 2 спортивных учреждения, Сретенская районная больница.

В 1990 г. Сретенск включён в список исторических населённых мест РСФСР. Зарегистрировано 150 памятников архитектуры, в т.ч. Банк взаимного кредита, Кинематографа Вейнермана «Гранд – иллюзион Меркурий» задание Мошковича усадьбы, Сибирский торговый банк, улицы Луначарского комплекс застройки, улицы Набережной комплекс застройки. Действует Святого Георгия церковь. Расположена редакция еженедельной районной газеты «Советское Забайкалье» [8]

 

Литература:

1.      Сретенск // Города России: Энциклопедия / гл. ред. Г. М. Лаппо. – М., 1994. – С. 438.

2.      Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII–XVIII вв./ А.Р.Артемьев; ДВО РАН, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. – Владивосток, 1999. – С. 85.

3.      Там же.

4.      Куренная И.Г. Летящий из глубины веков / И.Г. Куренная. – М. ; Чита, 1997. – С. 31.

5.      Чапыгин В. Старинный город Сретенск / В. Чапыгин, И. Куликов // Забайкалье. – 2004. –№ 3. – июнь. – С. 7–14.

6.      Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII.–XVIII вв./ А.Р.Артемьев; ДВО РАН, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. – Владивосток, 1999. – С. 86.

7.      Сергеев Н.Г. Прошлое и настоящее: Сретенску – 300 лет / Н.Г. Сергеев // Забайкальский рабочий. – 1989. – 29 июня. – С. 3.

8.      Чащин А. Сретенск. Страницы прошлого: Казачество. Купечество. Военнопленные. Денежные знаки / А. Чащин. – Чита : Экспресс-издательство, 2009. – С. 38–40.

9.      Белоносова Л. А. Сретенск / Л.А. Белоносова, Р. И. Цуприк // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область / СО РАН. ЧИПР. М-во образования РФ. ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского. Администрация Чит. обл.; гл. ред. Р. Ф. Гениатулин; отв. ред.-сост. Н. Е. Дроботушенко. – Новосибирск. – 2006. – С. 90–91.

Основные термины (генерируются автоматически): сретенск, Шилка, острога, Восточная Сибирь, Забайкальский край, Транссибирская магистраль, Сретенский район, Читинская область, Россия, комплекс застройки.


Похожие статьи

Культурно-историческое наследие и экономическое развитие...

Читинская область : в 4 т. / Рос. акад. наук Сиб. отд-ние.

Основные термины (генерируются автоматически): Шилка, Шилкинский район, паровозное депо, рабочий поселок, сельское хозяйство, Забайкальский край, Советский Союз, пищевая промышленность, РСФСР, город.

Восточная Сибирь и Забайкалье, как тыл русской армии накануне...

Кроме казаков, вооруженные силы России в Восточной Сибири, Забайкалье в конце XIX

При Читинском военном госпитале была учреждена военно-фельдшерская школа.

[8, с.36 ]. Забайкальская область управлялась из центра в г. Хабаровск, с 1884 по 1906 гг. [7, с. 21].

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали через европейскую Россию в Европу; другой следует из западного Китая через Казахстан и Россию в Европу [2].

История железной дороги столицы Сибири

Каждый человек любит свой родной край. Современный человек всегда интересуется

Железные дороги России как основной вид дорог имеет богатую историю, которую интересно изучать.

[3] Проект Транссибирской магистрали к концу 1881 года был готов полностью.

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях...

Было построено 102 объекта связи (башенные сооружения), из них 34 опоры в Забайкальском крае.

Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»

Во многих населенных пунктах и районах области реализованы партнерские программы между...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

О работе национальных секций Забайкальского губернского...

В Забайкальской области работу среди национальных меньшинств осуществляли партийные органы.

Коммунистам-венграм, находившимся в Сретенске, Нерчинске, Шилке, поступали распоряжения о предстоящей эвакуации.

Из истории железнодорожной почты дореволюционной России

К 1913 г. общая протяженность железнодорожной сети в России, не считая дорог Финляндии, Китайско-Восточной железной дороги и

Транссибирская железнодорожная магистраль должна была решить две основные задачи: военно-административную и хозяйственную.

Историко-культурное развитие города Балей | Статья в журнале...

Балей – город в Читинской области (Забайкальском крае), районный центр, в 350 км. к востоку от г. Читы. Расположен в Забайкалье, у подножия Борщовочного хребта, на реке Унда (бассейн Амура), в 55 км. от железнодорожной станции Приисковая на Транссибирской магистрали.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Культурно-историческое наследие и экономическое развитие...

Читинская область : в 4 т. / Рос. акад. наук Сиб. отд-ние.

Основные термины (генерируются автоматически): Шилка, Шилкинский район, паровозное депо, рабочий поселок, сельское хозяйство, Забайкальский край, Советский Союз, пищевая промышленность, РСФСР, город.

Восточная Сибирь и Забайкалье, как тыл русской армии накануне...

Кроме казаков, вооруженные силы России в Восточной Сибири, Забайкалье в конце XIX

При Читинском военном госпитале была учреждена военно-фельдшерская школа.

[8, с.36 ]. Забайкальская область управлялась из центра в г. Хабаровск, с 1884 по 1906 гг. [7, с. 21].

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали через европейскую Россию в Европу; другой следует из западного Китая через Казахстан и Россию в Европу [2].

История железной дороги столицы Сибири

Каждый человек любит свой родной край. Современный человек всегда интересуется

Железные дороги России как основной вид дорог имеет богатую историю, которую интересно изучать.

[3] Проект Транссибирской магистрали к концу 1881 года был готов полностью.

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях...

Было построено 102 объекта связи (башенные сооружения), из них 34 опоры в Забайкальском крае.

Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»

Во многих населенных пунктах и районах области реализованы партнерские программы между...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

О работе национальных секций Забайкальского губернского...

В Забайкальской области работу среди национальных меньшинств осуществляли партийные органы.

Коммунистам-венграм, находившимся в Сретенске, Нерчинске, Шилке, поступали распоряжения о предстоящей эвакуации.

Из истории железнодорожной почты дореволюционной России

К 1913 г. общая протяженность железнодорожной сети в России, не считая дорог Финляндии, Китайско-Восточной железной дороги и

Транссибирская железнодорожная магистраль должна была решить две основные задачи: военно-административную и хозяйственную.

Историко-культурное развитие города Балей | Статья в журнале...

Балей – город в Читинской области (Забайкальском крае), районный центр, в 350 км. к востоку от г. Читы. Расположен в Забайкалье, у подножия Борщовочного хребта, на реке Унда (бассейн Амура), в 55 км. от железнодорожной станции Приисковая на Транссибирской магистрали.

Задать вопрос