Домик А.С. Пушкина в Коломне (Очерк на основе путешествия по пушкинским местам Санкт-Петербурга) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 4893 раза

Библиографическое описание:

Поташова, К. А. Домик А.С. Пушкина в Коломне (Очерк на основе путешествия по пушкинским местам Санкт-Петербурга) / К. А. Поташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 181-185. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2392/ (дата обращения: 24.11.2024).

С Санкт-Петербургом связана большая часть жизни Александра Сергеевича Пушкина. Здесь он провёл интересные, полные событий, насыщенные дни: гулял по гранитным набережным Невы летними белыми ночами, ходил пешком в Царскосельский лицей, на ходу подбрасывая свою трость для тренировки ловкости рук, торопился на балы, знакомился с новыми интересными для себя людьми на вечерах в литературных салонах.

Соляной переулок, 14. Современное фото

Интересно, что Санкт-Петербург поэт посетил ещё в раннем детстве. Семья Пушкиных возвращалась из Михайловского в Москву и остановилась в доме, что в Соляном переулке. Поэту в то время было всего несколько месяцев.

С Санкт-Петербургом связаны и корни Александра Сергеевича Пушкина. Прадеду поэта А.П. Ганнибалу Петром Великим было подарено имение в Суйде, местечке в Гатчине близ Санкт-Петербурга. В этой усадьбе родилась, провела детство и юность, обвенчалась с Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна Ганнибал.

Приезд юного Пушкина в Петербург.

 худ. А.Иткин. 1967

В 1811 году вместе с дядей В.Л. Пушкиным будущий поэт приезжает в Петербург для сдачи вступительных испытаний в Царскосельский лицей. Останавливаются они в небольшом доме купца Кувшинникова на Мойке, построенном в XVIII веке.

Позже в Петербург приезжает семья Пушкиных – Лев Сергеевич Пушкин (брат поэта) должен был поступать в Благородный пансион при Царскосельском лицее. Для жилья семья выбирает дом в недорогом и довольно отдалённом от Невского проспекта районе – Коломне. Так называлась одна из городских частей столицы, представлявшая собой небольшую полоску между реками Фонтанкой и Мойкой до устья Невы. Все впечатления и наблюдения о жизни в Коломне А.С. Пушкин отразил в поэме «Домик в Коломне» (1830 год). Он пишет:                                     

…Я живу

Теперь не там, но верною мечтою

Люблю летать, заснувши наяву,

В Коломну, к Покрову – и в воскресенье

Там слушать русское богослуженье. [1, с.93]

«Домик в Коломне»  — поэма, написанная А.С. Пушкиным в Болдинскую осень, закончена 10 октября 1830 года. Черновых вариантов поэмы не сохранилось, единственный рукописный источник — так называемый «Беловой автограф с поправками», хранится в рукописном отделе Пушкинского Дома (ПД, ф. 244, оп. 1, № 905). Поэма впервые напечатана в 1833 году в альманахе «Новоселье». До революции поэма печаталась полностью, позже 14 октав оказались урезанными. Также исчез и эпиграф, взятый из сочинений Овидия: «Modo vir, modo femina», Ovidius — «То мужчина, то женщина».

В.Г. Белинский в 11 главе «Сочинений Александра Пушкина» так написал о поэме «Домик в Коломне»: «Это игрушка, сделанная рукою  великого  мастера. Несмотря на видимую незначительность ее со стороны содержания, эта шуточная повесть тем не менее отличается большими достоинствами со стороны формы. Остроты, шутки, рассказ, в одно время  и легкий и занимательный, местами проблески чувства, на всем какой-то особенный колорит и, наконец, превосходный стих — все это тотчас же обличает великого мастера» [2, с. 459].

Чтобы почувствовать атмосферу пушкинской Коломны следует окунуться в историю этого района. Само название «Коломна» было распространённым в России. Известен заповедник Коломенское в Москве, в котором родились император Пётр Великий и императрица Елизавета Петровна. Известен и древний подмосковный город Коломна, история которого связана со Смутой 1612 года. В Петербурге несколько районов носило такое название. До сих пор существуют самые разнообразные версии о происхождении этого названия. Самой авторитетной среди них является версия о сближении Коломны со словом «колонна» — так именовал первый архитектор района Доминик Трезини вырубленные здесь просеки. Так же широко употреблялось немецкое слово  «колюмна»: «…в Большой Колюмне между Фонтанкой и Глухою речкою» [3, с.12] — такие фразы нередко можно встретить в купчих документах XVIII века.

Во времена правления Петра Великого земля застраивалась на юг от Адмиралтейства «путём углубления рек Мьи (Мойки) и Кривуши» [4, с. 14]. По мере застройки русло Кривуши пересекло дельту Невы, образованную Фонтанкой и Мойкой. Таким образом, река оказалась в центре Петербурга, что требовало её обустройства.

Планировкой Коломны занялся в 1740-ых годах архитектор-градостроитель П.М. Еропкин. Пётр I когда-то заметил незаурядные способности этого человека и отправил на обучение в Европу. В Италии, Франции, Голландии Еропкин изучал архитектуру, живопись, философию. При императрице Анне Иоанновне он стал главным архитектором

Архитектор П.М.Еропкин

и составил первый градостроительный план Петербурга. Он же составил  свод правил, которым должны были руководствоваться все архитекторы. П.М. Еропкин известен как автор проекта Ледяного дома для императрицы Анны Иоанновны. Каждый из жилых кварталов Коломны работы П.И. Еропкина состоял из ряда земельных участков с садами и огородами, дома были небольшие и деревянные.

В 1761 году императрица Елизавета Петровна подписала указ: «Между речками Мойкою и Фонтанкою строить каменное строение, а деревянному не быть» [5, с. 19]. По её повелению там же был построен великолепный пятиглавый Никольский Морской собор архитектором С.И. Чевакиным.

Интересна и судьба реки Кривуши. Издавна Коломна – один из самых низменных участков Петербурга, из-за чего она постоянно страдала от наводнений. После дождей сюда часто приезжали охотиться на уток и бекасов. Изменения произошли, когда Елизавета Петровна поручила И.М.Кутузову, отцу знаменитого полководца, разработать проект о реконструкции реки Кривуши.

Этот проект был разработан, но воплощён в жизнь уже во времена правления императрицы Екатерины II. Река Кривуша благодаря реконструкции И.М. Кутузова превратилась в значительно углублённый и расширенный канал. Екатерина II повелела соединить этот канал в устье с Мойкой, а первоначальную задумку о выпрямлении русла отвергла. И в нынешние дни канал сохранил первоначальные изгибы русла. 3 июня 1766 года речку Кривушу переименовали в Екатерининский канал, имевший протяжённость в 4 версты и 318 саженей. Стоит отметить, что изменился и облик канала – набережные были выполнены из гранита.

Мосты повисли над водами;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова. [6]

В связи с такими изменениями район стал меньше подвергаться наводнениям, а канал превратился в удобную водную магистраль, по которой в Петербург возили строительные материалы. Екатерининский канал являлся источником воды для питья и пожарным водоёмом Коломны.

Люблю летать, заснувши наяву,

В Коломну, к Покрову – и воскресенье

Там слушать русское богослуженье.

Туда, я помню, ездила всегда

Графиня… (звали как, не помню право)

Она была богата, молода;

Входила в церковь с шумом, величаво;

Молилась гордо (где была горда!).

Бывало, грешен! Всё гляжу направо,

Всё на неё.

[7, с. 93]

Главная площадь Коломны – Покровская (сейчас носит название Тургеневская). В центре площади возвышалась церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Знаменательно, что выстроена она была в год рождения А.С. Пушкина – в 1799 году. В храме были

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Начало XX века

обустроены три предела: во имя святого Иоанна Крестителя (правый предел), во имя Марии Магдалины (левый предел) и центральный предел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В «Исповедных росписях» Покровской церкви можно найти сведения о посещении храма семьёй Пушкиных.

Так, 25 ноября 1817 года в храме крестили Платона Сергеевича Пушкина (прожил он совсем мало и умер 16 июля 1819 года), о чём свидетельствует запись в метрической книги церкви Покрова в Большой Коломне [8, с. 315].

Номер

Числа

рождения

У кого

кто родился

Числа

крещения

Кто были восприемники

367

Ноябрь

Месяц

14

Статского Советника Сергея Львовича Пушкина сын Платон. Молитвовал и крестил священник Алексей Сперанский

25

Означенного Господина Пушкина сын Его Лев Пушкин и вдова капитанша Марья Алексеева Гонибал.

Храм был построен на пожертвования чиновных лиц, проживавших в Коломне. Закладка церкви состоялась 25 июня 1798 года, а освящение – 30 сентября 1812 года. Строилась церковь по проекту петербургского зодчего И.Е. Старова архитектором В.П. Петровым. В 1814 – 1818 годах были построены две часовни, а территория храма обнесена оградой. По проекту В.П. Петрова в церкви сооружён один из красивейших иконостасов в ампирном стиле. Главной святыней храма был чудотворный образ Святителя Николая. Эту икону написал один из священников церкви, получивший исцеление от тяжёлой болезни по молитвам Николая Чудотворца. Во время революции церковь Покрова Пресвятой Богородицы не уцелела.

По воскресеньям, летом и зимою,

Вдова ходила с нею к Покрову

И становилася перед толпою

У крылоса налево.

[9, с. 88]

Долгое время Коломна остаётся отдалённым от центра районом Петербурга. В повести «Шинель» Н.В. Гоголь написал о Коломне: «Тут всё непохоже на другие части Петербурга, тут не столица, не провинция, здесь всё тишина и отставка» [10, с. 561]. Но вместе с этим Коломна – центр культурной жизни столицы. В разные годы в этом районе жили известные поэты и писатели — А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, В.К. Кюхельбекер, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, О.Э. Мандельштам, живописцы — И.Е. Репин, Б.М. Кустодиев, архитектор В.И. Баженов, композиторы — П.И. Чайковский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.Н. Серов, актриса В.Ф. Комиссаржевская, балерина М.М. Петипа, мореплаватель Ю.Ф. Лисянский и многие другие деятели культуры. Все они искали в Коломне укрытия от торопливой жизни Невского проспекта, столичной суматохи.

Ночь над мирною Коломной

Тиха отменно. Редко из домов

Мелькнут две тени. Сердце девы томной

Ей слышать было можно, как оно

В упругое толкалось полотно.   [11, с. 88]

В XIX веке Коломна представляла собой район с небольшими двухэтажными особняками. В центре второго этажа обычно был маленький балкон с резной чугунной решёткой, выходящий на Екатерининский канал.

Зимою ставни закрывались рано,

                                               Но летом до ночи растворено

                                               Всё было в доме. Бледная Диана

                                               Глядела долго девушке в окно.  [12]

На правой стороне Екатерининского канала близ Аларчина моста сохранился небольшой домик с номером 174. Построен он еще в 30-е годы XVIII века. Дом является

единственной постройкой, уцелевшей с первой половины XVIII столетия. Этот особняк представляет большой интерес для пушкинистов и всех, кто интересуется русской классической литературой. Именно в этом доме поселяется семья Пушкиных во время приезда для сдачи Л.С.Пушкиным экзаменов. Долгое время этот адрес

Екатерининский канал, 174. Современное фото

был неизвестен. Только в 2002 году В.П. Старком был доказан факт проживания в этом доме семьи Пушкиных [13, с. 89 - 97].

В середине июня – начале июля 1817 года А.С.Пушкин в «Адресной книге» Коллегии иностранных дел, где служил после Царкосельского лицея, за 1813-1817 написал: «Александр Пушкин живет у Калинкина моста в доме графа Апраксина» [14, с. 303]. Такая запись адреса была свойственна людям пушкинского времени. Прежняя нумерация домов была заменена сплошной нумерацией, что вызывало большую путаницу. Поэтому люди чаще называли хозяина дома или ближайший ориентир.

Графу Апраксину в этой части принадлежало два дома, сам же он жил в 3-й Адмиралтейской части, на Вознесенском проспекте. Граф Иван Александрович Апраксин – представитель древнего дворянского рода, который восходит еще ко времени правления великого князя Олега Рязанского. Два знаменитых мужа Золотой Орды – Салхомир (Солохмир) и Евдуган – выехали из своего княжества и приняли Крещение. Евдуган был основателем рода Хитровых, а Салхомир – Апраксиных. Олег Рязанский отдал замуж за Салхомира (в крещении Ивана Мирославича) свою сестру Анастасию Ивановну. Их правнук Андрей Иванович был прозван Опраксой, от него и начали подписываться представители рода Опраксиными, а в дальнейшем Апраксиными. При Иване III Апраксины обосновались в Москве. И.А.Апраксин прославился своей военной службой, которую начал в 1771 году. В 1784 он становится бригадиром, в 1793 – генерал-майором, в 1798 – генерал-лейтенантом. Участвовал в русско-турецкой войне, привез Екатерине II ключи от крепости Аккерман.

С семьей Апраксиных А.С.Пушкин был знаком лично. В письме А.А.Фукс от 20 февраля 1836 года он написал: «Не понимаю, каким образом мой бродяга Емельян Пугачев не дошел до Казани, место для него памятное: видно, шатался по сторонам и загулялся по своей привычке. Теперь граф Апраксин снисходительно взялся доставить к Вам мою книгу». [15, с.410]

В незавершенной повести «На углу маленькой площади…», действие которой происходит в Коломне, куда приезжает главная героиня повести Зинаида, встречается фамилия Апраксиных. Дом, в котором поселяется семья Пушкиных, – типичный для исторической застройки Коломны: о двух этажах по шести окон на каждом с мезонином. Лицевой фасад дома остался неизмененным. Сохранилась и усадебная планировка дома. Здесь жили и няня поэта Арина Родионовна, дядька Никита Козлов.

                                                Всем домом правила одна Параша,

                                                 Поручено ей было счеты весть,

                                               При ней варилась гречневая каша.

                                               Сей важный труд ей помогала несть

                                               Стряпуха Фекла, добрая старуха,

                                   Давно лишенная чутья и слуха.   [16, с. 86]

С первого на второй этаж вела лестница, по которой попадали в переднюю. На втором этаже была большая зала с выходом на балкон, угловая гостиная, столовая с окнами в садик, кабинет С.Л.Пушкина. Таким образом, второй этаж составлял парадные покои дома. В мезонине располагались личные комнаты: спальня родителей и комнаты А.С.Пушкина, его брата и сестры.

Старушка мать, бывало под окном

Сидела; днём она чулок вязала,

А вечером за маленьким столом

Раскладывала карты и гадала.

Дочь, между тем, весь обегала дом,

То у окна, то на дворе мелькала,

И кто бы ни проехал иль ни шёл,

Всех успевала видеть (зоркий ) [17, с. 87]

Шесть окон и балкон выходили на Екатерининский канал, часть окон выходила в садик. Здесь же размещалось и крыльцо на шести каменных столбах.

А.С.Пушкин недолго жил в доме Апраксина. Первый раз он приезжал сюда 24 декабря 1816 года и прожил до 1 января 1817 года – время рождественских каникул в лицее. В том же 1817 году Пушкин приезжает к семье во время пасхальных каникул.  В этом доме поэт поселяется после завершения учебы в Лицее 11 июня 1817 года. Во время отъезда родителей в Михайловское, оставшись один, Пушкин работает над одой «Вольность», начинает поэму «Руслан и Людмила».

По возвращении из Михайловского (в конце лета 1818 года) семья Пушкиных

Генерал А.Ф.Клокачёв

переезжает в дом генерала А.Ф.Клокачёва, на набережную реки Фонтанки, тоже относящийся к Коломне. А.Ф.Клокачёв родился в 1768 году. В молодости его часто упоминали в связи со сражениями на Балтийском море: Роченсольмском (1789 г.) и Фридрихсгамском (1790 г.). В числе его друзей был даже знаменитый маркиз де Траверсе, морской министр Российской империи. При Павле I

происходит стремительный рост Клокачёва по службе, он получил два чина и стал капитаном 1 ранга. Однако, такие успехи по службе, вручение Мальтийского креста, не мешают Клокачёву участвовать в заговоре Пётра-Лю́двига Па́лена против императора Павла. При Александре I его блестящая карьера продолжается: с 1803 по 1808 год Клокачёв командовал придворной флотилией. С 1820 года он становится губернатором Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний. Но с 1823 года Клокачёв все больше времени проводит в своем доме на Фонтанке. В течение XIX века разные владельцы дома его перестраивали, увеличивали пристройками. Пушкины в доме генерала Клокачёва снимали квартиру из семи комнат с балконом на втором этаже.

Три парадные комнаты выходили на Фонтанку. Гостей бывало в доме немного. В.А. Эртель вспоминал о комнате А.С.Пушкина в этом доме так: «У дверей стояла кровать, на которой лежал молодой человек в полосатом бухарском халате с ермолкою на голове. Возле постели на столе лежали бумаги и книги. В комнате соединялись признаки жилища

Дом А.Ф.Клокачёва.

Современное фото.

молодого светского человека с поэтическим беспорядком учёного». [18, с. 36]

В Коломне проживало много друзей А.С.Пушкина. В июне 1817 года в доме генерала Клокачёва поселилась семья лицейского друга поэта Модеста Корфа. Он вспоминал о Пушкиных: «Дом их всегда был наизнанку: вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана».

С 1818 по 1819 год в Коломне на Екатерингофском проспекте (с 1923 года проспект Римского-Корсакова) жил В.А.Жуковский. В доме 43 он снимал квартиру у купца Брагина. Здесь Жуковский переживал личную драму, связанную с замужеством Марии Протасовой, был полностью погружен в чтение книг. По субботам в доме поэта собирались А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер. На одном из таких вечеров Пушкиным была прочитана поэма «Руслан и Людмила».

Часто А.С. Пушкин бывал в квартире А.А. Шаховского в доме по Малой Подьяческой улице. Здесь собирались молодые актеры, драматурги, переводчики. Увлеченный театром, А.С.Пушкин проводил здесь много времени.

С Коломной связана и деятельность общества «Зелёная лампа». На Екатерингофском проспекте жил Н.В. Всеволожский, в квартире которого проводились заседания. Членами общества были А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, М.И. Глинка, Н.И. Гнедич, Д.Н. Барков. Собирались они в комнате за круглым столом, над которым висела зеленая лампа как символ надежды и света.
Коломна становится центральным образом в поэме А.С. Пушкина. В 1830 году, когда поэт уже десять лет не жил в этом районе Петербурга, он пишет поэму «Домик в Коломне». В лирических отступлениях поэмы Пушкиным показан уклад жизни отдаленного от центра района, в котором дома не поднимались выше третьего этажа. Однако район показан тихим и очаровательным: спокойные узкие улочки, небольшие особнячки и возвышающаяся среди них Покровская церковь.
В.Г. Белинский писал о поэме: «Мы считаем поэму одним из замечательных произведений, в котором, под легкою, небрежною формою и при видимой незначительности  содержания, скрыто много искусства. Эта пьеса доказывает ту простую истину, что жизнь, лишь бы искусство верно воспроизводило ее, всегда высоко для нас занимательна и что люди, ищущие в произведениях искусства только эффектных сюжетов, не понимают ни жизни, ни искусства» [19, с.459].

Что за беда? Не все ж гулять пешком

По невскому граниту иль на бале

Лощить паркет или скакать верхом

В степи киргизской. Поплетусь-ка далее,

Со станции на станцию шажком,

Как говорят о том оригинале,

Который, не кормя, на рысаке

Приехал из Москвы к Неве-реке.    [20, с. 84]

Множество мест в Санкт-Петербурге связано с памятью о великом поэте. Сохранились дома, где он бывал, где жили его друзья и современники. Немало зданий в Санкт-Петербурге хранят характерный облик пушкинской поры. Небольшой отпечаток на Коломне оставило время. Сейчас всё так же размеренно течёт жизнь людей, населяющих Коломну, как и в XIX столетии, что делает возможным представить быт и уклад Коломны Александра Сергеевича Пушкина.

Примечания:

1.      А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. М., 1937. Т.5., С.93.

2.      Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 459.

3.      Зуев Г.И. Петербургская Коломна. М., 2007. С.12.

4.      Там же. С.14.

5.      Там же. С.19.

6.      А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. М., 1937. Т.5., С.136.

7.      Там же. С.93.

8.      Пушкин А.С. Документы к биографии. 1799 – 1829 гг. СПб, 2007. С. 315.

9.      А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. М., 1937. Т.5., С.88.

10.  Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. М., 1969. Т.I. Повести. С. 561.

11.  А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. М., 1937. Т.5., С.88.

12.  Там же. С.91.

13.  В.П.Старк статья «Александр Пушкин живет у Калинкина моста в доме графа Апраксина». Пушкинский музеум. СПб., 2002. Вып. 3. С. 89 – 97.

14.  Пушкин А.С. Документы к биографии. 1799 – 1829 гг. СПб, 2007.С. 303.

15.  Пушкин А.С. Письма: В 3 т. Т. III. 1832 – 1837. М., 2006. С.410        

16.  А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. М., 1937. Т.5., С.86.

17.  Там же. С.87.

18.  Иезуитова Р.В. Пушкинские адреса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Путеводитель. СПб, 1999. С.36.

19.  Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 459.

20.  А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. М., 1937. Т.5., С.84.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, Коломна, дом, Петербург, Санкт-Петербург, Екатерининский канал, полное собрание сочинений, семья Пушкиных, Фонтанка, Пресвятая Богородица.


Похожие статьи

Портрет провинциального дворянства XVIII века в мемуарах Г.С. Винского

Лексические средства создания образа Украины в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Размышления» М. М. Пришвина о православии в раннем дневнике 1905 -1913 гг.

К вопросу о жанровом своеобразии американского морского романа (на материале произведения Германа Мелвилла «Моби Дик»)

Образ сада в повестях М. П. Погодина «Сокольницкий сад» и «Адель»

Реализация образного значения в контексте (на материале «Затесей» В.П. Астафьева)

Формирование нового типа исторического мышления в романтических повестях А. О. Корниловича (по материалам исследования топоса сада)

Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского на уроке литературы

Образ провинциального актера в мемуарах М.Г. Савиной «Горести и скитания»

«Среднеазиатский поэт и суфий Хувайдо» (о статье российского востоковеда М.Гаврилова)

Похожие статьи

Портрет провинциального дворянства XVIII века в мемуарах Г.С. Винского

Лексические средства создания образа Украины в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Размышления» М. М. Пришвина о православии в раннем дневнике 1905 -1913 гг.

К вопросу о жанровом своеобразии американского морского романа (на материале произведения Германа Мелвилла «Моби Дик»)

Образ сада в повестях М. П. Погодина «Сокольницкий сад» и «Адель»

Реализация образного значения в контексте (на материале «Затесей» В.П. Астафьева)

Формирование нового типа исторического мышления в романтических повестях А. О. Корниловича (по материалам исследования топоса сада)

Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского на уроке литературы

Образ провинциального актера в мемуарах М.Г. Савиной «Горести и скитания»

«Среднеазиатский поэт и суфий Хувайдо» (о статье российского востоковеда М.Гаврилова)

Задать вопрос