Предупреждение преступлений, которые связаны с распространением и немедицинским употреблением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в местах лишения свободы, являющих собой минисоциум всего государственного устройства Российской Федерации и отражающих самым прямым образом все политические, экономические, социальные и культурные изменения, что в настоящее время происходят в стране, является одним из приоритетных направлений уголовно-правовой политики России, а равно передового общественного движения.
В юридической литературе в общей системе предупреждения преступности, а равно и отдельного типа преступлений структурно выделяются такие профилактические виды, как общее и специальное (частное). Криминологи отдельно выделяют также и индивидуальную предупредительную деятельность, объектом которой являются психофизиологические особенности личности, её антиобщественное поведение и образ жизни и т. д.[1].
Нельзя отрицать тот факт, что криминологические виды предупреждения преступлений в целом и в микросоциальной среде осуждённых в частности базируются на теоретических основах уголовного права, связанных с понятийной целевой сущностью наказания, в том числе и за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. В данном случае принято говорить об общей и частной (специальной) превенции в сфере профилактики новых противоправных деяний.
В плане частного (специального) предупреждения решается задача – исключить рецидив ранее судимого лица, то есть предупредить или удержать осуждённого в местах лишения свободы от совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ под страхом применения к нему нового уголовного наказания. Наказание, как отмечает Б.В. Яцеленко, «должно устрашать осуждённого, а также лишить его возможности совершить новое преступление» [2].
В данном случае можно сказать, что частнопревентивные ресурсы в определённой степени связаны с мерами специально-криминологической профилактики, осуществляемой в исправительных учреждениях. А.И. Марцев подчёркивает, что показателем достижения цели названного вида предупреждения преступлений может служить уровень рецидива для всей совокупности осуждённых на определённой территории за определённое время или доля срока судимости, в течение которого осуждённое лицо не совершало преступления – для каждого отдельного осуждённого [3]. Следовательно, можно констатировать, что специально-криминологическая профилактика в исправительных учреждениях в области немедицинского использования и оборота наркотических средств и психотропных веществ предполагает применение разного рода мер правового (в том числе и уголовного) и криминологического характера в отношении как всего спецконтингента, так и в отношении отдельного индивида исправительного учреждения.
Таким образом, специально-криминологическое предупреждение в местах лишения свободы в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предполагает проведение комплекса мер принудительного и воспитательного характера в целях поддержания надлежащего режимного правопорядка в исправительных учреждениях, а также нейтрализации в них наркоситуации путём выявления лиц либо социальных групп, связанных с наркотиками или склонных к их употреблению и обороту.
В качестве основного субъекта в данном случае являются сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, которые осуществляют свою деятельность в непосредственной связи с другими государственными правоохранительными органами: органами внутренних дел, прокуратуры, юстиции, таможенной службы и т.д.
Цель общего предупреждения в уголовном праве – предупреждение совершения преступления иными, не осуждёнными лицами: неотвратимость уголовного наказания за то или иное противоправное деяние является по сути своеобразным психологическим стимулом правомерного гражданского поведения всех жителей Российской Федерации.
В теории уголовного права нет единства мнений в отношении того, кто является объектом общей превенции: все граждане государства или же лица, склонные к совершению преступлений. Более аргументированной, на наш взгляд, является точка зрения исследователей (В. А. Нерсесян, А. И. Рарог, Р. А. Сабитов, Б. В. Здравомыслов и др.), считающих, что общепредупредительное воздействие наказания должно быть адресовано прежде всего тем членам нашего общества, которые по ряду объективных и субъективных факторов (связь с преступной средой, пробелы в воспитании, деформация правосознания, негативное воздействие так называемых криминальных авторитетов и др.) склонны к совершению отдельного рода преступлений, в том числе и к преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В криминологической науке в качестве объекта общего предупреждения разного рода преступлений (общекриминологическое предупреждение) выступает также социальная среда с девиантным или виктимным поведением, отдельные социально-криминогенные группы, а равно отдельные личности с асоциальной установкой и маргиналы.
Таким образом, объектами нашего исследования являются лица, незаконно употребляющие наркотические средства и психотропные вещества, а также предрасположенные к совершению данных противоправных деяний, которые не были подвергнуты уголовным мерам наказания.
Криминологи, рассматривающие пенитенциарную преступность, в большинстве случаев, выделяют два её субъекта: осуждённые и сотрудники мест лишения свободы (Ю.М. Антонян, В.А. Верещагин, О.В. Старков, В.В. Меркурьев и др.). К аттестованному и неаттестованному личному составу, нарушающему свои должностные полномочия, в таком разе также следует применять меры общекриминологического предупреждения, а в некоторых случаях – и уголовно-правового характера.
Целевая направленность общекриминологического предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таким образом, связана с нейтрализацией или по мере возможности устранением негативных факторов, воздействующих на неустойчивые в сознательном и моральном плане слои населения, действия которых могут в дальнейшем перерасти в криминальную мотивацию, способствующую совершению указанного рода преступления. Содержательная сторона принимаемых мер в данном случае связана прежде всего с улучшением социальных условий жизни людей, с повышением их образования, культуры (в том числе и правовой культуры), с политическим, физическим и морально-нравственным оздоровлением.
Индивидуальное предупреждение преступлений состоит в воздействии на криминогенные факторы и условия, способствующие совершению преступлений определёнными лицами. Объектом данного вида предупреждения в местах лишения свободы являются прежде всего лица, поставленные на профилактический учёт в целях контроля за их поведением ввиду реальной склонности их по причине индивидуальных психофизиологических особенностей, мировоззренческих установок, культурного и образовательного уровня, поведенческой и правовой деформации и т.п. к совершению преступления, в том числе связанных с немедицинским употреблением и оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В целях обеспечения эффективности предупреждения преступного поведения отдельных категорий осуждённых организация и планирование индивидуальной профилактики в исправительных учреждениях осуществляется поэтапно, в чётко организованной последовательности. В частности, индивидуальная работа профилактического характера на предмет наркозависимости начинается уже с момента прибытия арестованного в следственный изолятор, где на основе его первичного осмотра собирается и заносится в амбулаторную карту наркоанамнез, то есть выявляются и ставятся под наблюдение лица, употребляющие наркотические и психотропные вещества, а равно злоупотребляющие алкоголем. Далее, по прибытию осуждённого в определяемое ему исправительное учреждение, данная работа осуществляется на карантинном этапе сотрудниками психиатрической и наркологической службы, в результате чего происходит постановка на специальный профилактический наркотический учёт тех индивидов, которые склонны к совершению преступлений, связанных с незаконным наркооборотом. Врачи-наркологи, а равно врачи-психиатры и психологи регулярно, на протяжении всего времени отбывания осуждённым, находящимся в группе диспансерного наблюдения, срока назначенного наказания проводят с ним разного рода разъяснительные беседы антинаркотического плана. Кроме того, лица, стоящие на наркологическом учёте, регулярно обязаны являться для проведения осмотра и бесед к психиатру или наркологу. В то же время в исправительных учреждениях созданы специальные комиссии по назначению отдельным индивидам с наркологической патологией обязательного лечения. В случае если применяемые воспитательные меры не оказывают должного действенного воздействия, к так называемым «проблемным» лицам применяются принудительные меры, в частности, дисциплинарного взыскания и правового административного наказания.
Таким образом, в криминологической науке традиционно выделяются общекриминологическое, специально-криминологическое и индивидуальное предупреждение преступности в целом и отдельных типов преступлений в частности (в том числе и связанных с немедицинским употреблением наркотических средств и психотропных веществ). В исправительных учреждениях в отношении осуждённых в целях нейтрализации криминогенного фактора наркоситуации находят свою реализацию прежде всего такие виды предупредительной деятельности, как специально-криминологическое, индивидуальное и правовое, которые осуществляются силами государства, общества, физических и юридических лиц, что непосредственно отражает специфику пенитенциарного минисоциума. Основными принципами в данном случае выступают законность, гуманизм, демократизм, равенство осуждённых перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием, что фиксируется в Уголовно-исправительном кодексе Российской Федерации – глава 1, статья 8.
Литература:
1. Криминология: учебник / под общей ред. А. И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008, с.456.
2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник; под ред. А. И. Рарога. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.187.
3. Марцев, А. И. Специальное предупреждение преступлений / А. И. Марцев. – Омск, 1977, с.25.