Историко-правовой анализ предмета финансового права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.10.2018

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Хазамова З. Ш. Историко-правовой анализ предмета финансового права // Молодой ученый. — 2018. — №42. — С. 141-143. — URL https://moluch.ru/archive/228/53179/ (дата обращения: 22.11.2019).



В статье рассматривается сущность предмета финансового права, мнения ученых, прослеживаются основные этапы развития предмета финансового права. Четкое определение предмета финансового права имеет фундаментальное значение. Финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами, которые образуют финансовое законодательство. Финансовая деятельность государства, являющаяся предметом регулирования финансового права, стала включать финансы муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, фонды, консолидируемые в бюджете, расширилась и изменилась сфера применения налогов.

Ключевые слова: предмет финансового права, отрасль финансового права, государство.

The article deals with the essence of the subject of financial law, the opinions of scientists, traced the main stages of development of the subject of financial law. A clear definition of the subject matter of financial law is fundamental. Financial relations are extremely important for the life of the whole state, so they should be thoroughly studied by financial and legal science and regulated by the legal norms that form the financial legislation. The financial activity of the state, which is the subject of regulation of financial law, began to include the finances of municipalities, state extra-budgetary funds, funds consolidated in the budget, expanded and changed the scope of taxes.

Keywords: financial law, financial sector law, the state

Теоретико-правовые представления о правовом регулировании финансов, как правило, следовали за соответствующими узаконениями и судебной практикой, тогда как, скажем, в гражданском, трудовом, экологическом праве тот или иной правовой институт рождается в результате выявленной наукой общественной потребности или необходимости. Отсюда и «качество» правового материала, которым оперируют финансисты. Как правило, новому институту финансовой системы требуется много времени, чтобы стать полноценным институтом финансового права.

Причины этого явления найти достаточно просто. Они проявляются в зыбкости, изменчивости финансовой политики и ее следовании общей государственной политике. Стабильность характерна в основном таким инфраструктурным понятиям и явлениям, как бюджет, бюджетная система, государственные расходы, в меньшей степени привязанным к сменяющим друг друга этапам финансовой жизни. Отсюда можно установить объективные пределы финансового права как информационного явления, а именно — отрасли правоведения, изучающей внутреннее развитие относительно стабильной системы [1].

В советское время предмет финансового права имел свои особенности и определялся исключительно через отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. При этом, государство было в те годы представлено органами государственной власти и управления как на уровне Союза ССР, союзных и автономных республик, так и на уровне административно-территориальных единиц. С принятием в 1993 г. Конституции РФ изменилась структура государства как субъекта финансовой деятельности. При этом, в ст. 12 Конституции РФ подчеркнуто, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», т. е. они не представляют государство. Отсюда, в науке финансового права возник вопрос: следует ли отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности муниципальных образований, включать в предмет финансового права? Мнения по этому вопросу начинают расходиться.

Н. И. Химичева, одна из первых высказавшая свое мнение по данной проблеме, считает, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления, должны быть включены в предмет финансового права [2]. В связи с этим, по ее мнению, сегодня предмет финансового права надо определять через отношения, «которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач».

Украинский ученый П. С. Пацурковский, напротив, считает, что финансы органов местного самоуправления не являются государственными, а потому перестают регулироваться нормами финансового права и становятся предметом права муниципального [3]. Таким образом, следует согласиться с Н. И. Химичевой, так как к предмету финансового права в частности относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Одним из наиболее актуальных вопросов также является вопрос об отнесении к предмету финансово-правового регулирования не только фондов денежных средств государства и муниципальных образований, но и других — общественных и частных, имеющих публичное значение. Единого мнения ученых-юристов в области финансового права по этому вопросу пока не выработано. Одним из дискуссионных является вопрос о влиянии финансово-правовых норм на страховые правоотношения и отнесение отношений в сфере страхования к предмету финансового права. Этот вопрос не случаен, поскольку в связи с переходом России к рыночным отношениям произошли существенные изменения в содержании взаимоотношений государства и организаций, осуществляющих страхование, управление страховыми фондами. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующие исходные позиции:

– во-первых, традиционное определение финансового права как отрасли права, регулирующей отношения по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств;

– во-вторых, определение страхования как совокупности экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств.

Говоря о предмете финансового права, нужно отметить, что он изменялся одновременно с правовым и политическим режимом в обществе и государстве и отношение к нему было различным. Например, выдающийся российский ученый конца XIX — начала XX веков В. А. Лебедев считал, что финансы — это не только государственные доходы, или денежные средства, но и все материальные и личные средства, которые государственная или общественная власть имеет в своем распоряжении для удовлетворения потребностей общества. Тем самым нормы, касающиеся страхования он, безусловно -включал в предмет регулирования финансово правовых норм. Вместе с тем существовали и другие взгляды на предмет финансового права. И. И. Янжул ограничивал предмет финансово-правового регулирования только отношениями по формированию государственных денежных фондов [4].

Отдельные авторы включали в сферу финансово-правового регулирования казенные подряды и поставки, которые в настоящее время общепризнанно включены в предмет гражданского права. В период развития советского финансового права важный вклад в понимание предмета финансового права сделал Е. А. Ровинский. В книге «Основные вопросы теории советского финансового права», написанной им в шестидесятые годы прошлого века, он дает определение науке финансового права как совокупности норм, регулирующих в сфере финансовой деятельности государства с целью выполнения им задач и функций, направленных на строительство коммунизма в СССР. Последующие определения предмета финансового права, которые давались авторами целого ряда учебников, пособий, монографий, статей того периода, несущественно отличались

Необходимо отметить, что до начала шестидесятых годов прошлого века в советской юридической науке предмет финансового права некоторыми авторами определялся главным образом двумя элементами — созданием и распределением финансовых ресурсов государства. Третий его элемент — использование средств денежных фондов государства, — как правило отсутствовал. В настоящее время в связи с серьезными изменениями, произошедшими в общественно-политической жизни России, отходом от жесткого централизма, переходом к рыночным отношениям необходимо вновь обратиться к вопросу определения границ предмета финансового права: каким является метод его правового регулирования, что относится к институтам финансового права. Можно ли, в частности, включить отношения в сфере страхования в предмет финансового права и в какой части.

Итак, страхование как звено финансовой системы государства выполняет три взаимосвязанные функции:

– защита имущественных интересов публичных и частных субъектов; посредством осуществления страховой деятельности государство получает возможность компенсировать свои потери или потери иных субъектов права, возникшие в результате непредвиденных или неблагоприятных обстоятельств. Страхование представляет собой эффективный инструмент осуществления государством социальной политики;

– накопление публичных финансовых средств за счет привлечения страховых взносов от иных субъектов; реализуя данную функцию, государство аккумулирует и обособляет дополнительные финансовые средства;

– снижение риска непредвиденных бюджетных расходов.

Таким образом нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости страховщиков, осуществление государственного надзора за страховой деятельностью [5].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что в связи с расширением и усилением влияния на государственные финансы частных денежных фондов возникает необходимость правового регулирования государством движения этих денежных потоков, для чего необходимо уточнить предмет финансового права в современных условиях и включить в сферу его регулирования общественные и. частные фонды, имеющие публичное значение. Что касается отношения финансовой деятельности в области местного самоуправления то они должны занять достойное место в предмете финансового права так как усиливается деятельность государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Литература:

  1. Карасева М. В. Финансовое право России. М. : Юрайт, 2014.175 с.
  2. Химичева Н. И. Финансовое право. М. : Юрайт, 2016. 56 С.
  3. Пацурковский П. С. Основы финансового права — краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2015 89 С.
  4. Кустова М. В. Финансовое право. М.:Юрайт, 2017.201С
  5. Кулишова Р. Т. Принципы формирования финансово-правового регулирования банковской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. М.:Юрайт, 2009.125 С
Основные термины (генерируются автоматически): предмет, местное самоуправление, финансовая деятельность, отношение, фонд, страховая деятельность, финансово-правовое регулирование, финансовая деятельность государства, государство, государственная власть.


Похожие статьи

Финансово-правовые основы предпринимательской...

В статье определяется круг финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Автором приходит к выводу о необходимости выделения нового типа правового регулирования — публично-обязывающего.

Похожие статьи

Финансово-правовые основы предпринимательской...

В статье определяется круг финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Автором приходит к выводу о необходимости выделения нового типа правового регулирования — публично-обязывающего.

Задать вопрос