Финансово-правовые средства как основа механизма финансово-правового регулирования государственного и муниципального заказа | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Иванова В. О. Финансово-правовые средства как основа механизма финансово-правового регулирования государственного и муниципального заказа [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 55-59. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1129/ (дата обращения: 14.12.2018).

Объемы государственных и муниципальных закупок товаров (работ, услуг) постоянно возрастают. Посредством данных закупок решаются такие важные задачи, как создание и поддержание государственных материальных резервов государства, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, обеспечение жизнедеятельности населения и др.

Динамика распределения заказов по сумме контрактов и способам размещения, экономия бюджетных средств при закупках для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации, а также доля заказов, размещаемых специально для малого бизнеса за I-IV квартал 2010 года представлена на рисунках 1–4.


Источник: http://zakupkiold.gov.ru/

Рис. 1 - Распределение заказов по сумме контрактов в Российской Федерации

за IIV квартал 2010 год (млрд. руб.)

Источник: http://zakupkiold.gov.ru/

Рис. 2 - Распределение заказов по способам закупок в Российской Федерации

за IIV квартал 2010 год (число заказов)


Источник: http://zakupkiold.gov.ru/

Рис. 3 - Доля заказов, размещаемых специально для малого бизнеса за

IIV квартал 2010 год (%)



Источник: http://zakupkiold.gov.ru/

Рис. 4 - Экономия бюджетных средств при закупках для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации за IIV квартал 2010 год (%)


Роль института закупок для государственных и муниципальных нужд обусловлена следующими факторами:

    • Предусматриваются превентивные законодательные меры по обеспечению качества закупаемых объектов, в том числе документальное подтверждение качества на стадии подачи заявки, а также возможность экспертизы технологических условий производства продукции и экспертизы самой продукции до или во время закупки в соответствии со спецификой закупаемой продукции по видам и группам закупок.

    • К поставщикам - участникам закупок предъявляются требования по качеству продукции, правоспособности, квалификации и репутации при допуске к размещению заказа и при оценке и сопоставлении предложений поставщиков.

    • Институток закупок устанавливает перечень критериев оценки и сопоставления заявок и их вес. Критерии оценки и сопоставления заявок устанавливаются в соответствии с видом и группой закупок, т.е. учитывают их специфику.

В настоящее время требуется проведения анализа института государственного и муниципального заказа с позиции финансового права.

Несмотря на длительную историю института государственного и муниципального заказа, анализ данного института с точки зрения финансового не проводился. Институт государственного и муниципального заказа в основном рассматривался с точек зрения гражданского и административного права.

Аргументом в пользу необходимости обособления финансово-правовых средств в системе размещения государственного и муниципального заказа служит то обстоятельство, что данная система является важнейшим элементом государственного финансового хозяйства и одним из наиболее выгодных и прибыльных направлений осуществления предпринимательской деятельности. При этом непосредственное стимулирование конкуренции субъектов предпринимательской деятельности возможно путем продуманного использования механизма государственного и муниципального финансирования путем распределения государственных и муниципальных заказов.

В нынешних экономических условиях государственный и муниципальный заказ формируется в увязке с разработкой и принятием законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период. Объемы государственных и муниципальных заказов напрямую зависят от объемов расходования государственных и муниципальных финансов, то есть от того, какие они предусмотрены в федеральном, региональном и муниципальном бюджетах.

Заметим также, что в условиях расширения горизонта социально-экономического прогнозирования и финансового планирования, возрастает значение госзаказа как инструмента реализации долгосрочных планов. При этом система госзаказов играет существенную роль как в обычных условиях хозяйствования, так и в экстремальных ситуациях. В период финансово-экономического кризиса госзаказ может являться действенным инструментом по оказанию государственной поддержки отечественным товаропроизводителям, отдельным категориям хозяйствующих субъектов.

Финансово-правовые средства составляют основу механизма финансово-правового регулирования государственного и муниципального заказа.

Вместе с тем мы должны понимать, что к финансово-правовым средствам обеспечения правомерного размещения государственного и муниципального заказа относятся лишь те из средств финансово-правового регулирования, которые непосредственно служат делу исключения, нейтрализации нарушений при размещении государственного и муниципального заказа, а также совершенствованию правовых отношений, возникающих в процессе приобретения товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Иными словами, их правовое воздействие должно быть подчинено именно этой цели.

С учетом всего изложенного финансово-правовые средства обеспечения правомерного размещения государственного и муниципального заказа можно определить как способы воздействия на субъекты финансовых правоотношений в целях исключения и нейтрализации нарушений при размещении государственного и муниципального заказа в виде дозволений и запретов, выраженных в нормах финансового права, которые регулируют общественные отношения по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Таким образом, финансово-правовые средства в механизме правового регулирования размещения государственного и муниципального заказа представляют собой систему, совокупность правовых действий (инструментов), регулятивный потенциал которых заключается в возможностях законодательства, при помощи которых обеспечивается эффективность процесса обеспечения правомерного размещения государственного и муниципального заказа.

Применение финансово-правовых средств зачастую обусловлено также наличием острых финансовых противоречий, которые нередко перерастают в конфликт, при размещении государственных и муниципальных заказов, так как по сей день применение Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года представляет собой сложный процесс совершенствования системы правовых отношений на всех этапах проведения государственных и муниципальных закупок. Это означает, что при удовлетворении потребностей государства и муниципалитета в товарах, работах, услугах необходимо стремиться к достижению эффективного использования бюджетных средств. Процедуры и способы такого достижения многообразны и одно из важнейших место в этом ряду занимают финансово- правовые средства.

Состав финансово-правовых средств неоднороден. Это могут быть элементарные предписания (дозволения, запреты, обязывания), получившие выражение в отдельных правовых нормах. Но также – правовые средства, фактически являющие собой отдельные правовые институты или даже правовые режимы.

Не умаляя значения иных финансово-правовых средств, полагаем, что наиболее действенными являются те из них, которые нашли закрепление в законодательных актах. В данном случае мы исходим из принципа приоритета правовых норм, закрепленных в законодательном акте по отношению ко всем иным правовым нормам.

Необходимо заметить, что финансово-правовые средства могут различно сочетаться с правовыми средствами, имеющими иную отраслевую принадлежность. Это сочетание может варьироваться от согласованности до противоречий. Например, отмечается определенная схожесть финансового контроля и административного расследования как стадий производства по административным правонарушениям, поскольку, как отмечается, их правовые методы и средства во многом одинаковы [5, с. 8]. Другие правоведы обращают внимание на то, что субъекты предпринимательской деятельности вправе применять в рамках свободы экономической деятельности различные гражданско-правовые средства. Однако, осуществляя субъективные права, они должны учитывать, что при этом могут выйти за рамки собственно частных отношений и затронуть сферу публичных интересов [10, с. 4]. К такой сфере можно отнести распределение бюджетных средств.

Одним из наиболее значимых звеньев размещения государственного и муниципального заказа является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении задач закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Иными словами, сфера государственного и муниципального заказа изначально зависит от правового регулирования отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетных средств является

Необходимость использования и совершенствования финансово-правовых средств в сфере бюджетных отношений обусловлена целым рядом факторов. Действующее бюджетное законодательство далеко от совершенства, поскольку не отражает всех реалий бюджетной деятельности, создает коллизии норм бюджетного и конституционного права, не всегда имеет механизм реализации. Между тем современное развитие России предполагает создание четкой системы законодательства, в первую очередь в сфере бюджетной деятельности. Несовершенство и коллизионность бюджетного законодательства отрицательно сказываются на финансовой обеспеченности как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов, приводя в итоге к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функций.

В данной статье, нас должны прежде всего интересовать те правовые нормы, которые регулируют отношения в сфере государственного и муниципального заказа, складывающиеся в финансовой сфере.

Из финансово-правовых средств, применяемых в правоотношениях выделяют:

  1. Источники финансового права - законы, подзаконные нормативные правовые акты, судебный акт, а также индивидуальные правовые акты, издаваемые уполномоченными на то органами власти, локальные нормативные акты (внутренние корпоративные документы и решения органов управления). Безусловно, важны и иные формы закрепления норм, в которых получили выражение финансово-правовые средства. В качестве таковых могут, например, выступать такие правовые акты, как решения, требования, предписания уполномоченных государственных органов. Впрочем, применение соответствующих финансово-правовых средств в данном случае ограничено, поскольку они носят индивидуальный характер. С учетом этого в дальнейшем мы сосредоточимся именно на тех финансово-правовых средствах, которые получили законодательное закрепление.

  2. Финансовые институты, включая такие, как бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты), внебюджетные централизованные фонды, внебюджетные децентрализованные фонды, финансы государственных и муниципальных заказчиков.

  3. Меры финансово-правовой ответственности (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, штраф, пеня и др.).

  4. Финансовый контроль.

  5. Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых при размещении заказа.

Финансово-правовые средства обеспечения правомерного размещения государственного и муниципального заказа можно разделить на две группы:

1) общие;

2) специальные.

Общими финансово-правовыми средствами обеспечения правомерного размещения государственного и муниципального заказа является вся совокупность норм, регламентирующих размещение заказа как на законодательном уровне и уровне подзаконных актов, имеющих нормативный характер, так и на уровне локальных актов заказчиков. Именно данные нормы в решающей степени обеспечивают правомерное размещение заказа, поскольку законодательно устанавливают реализацию прав в данной сфере.

К специальным финансово-правовым средствам обеспечения правомерного размещения заказа нами отнесены:

    • финансовый контроль;

    • блокировка расходов по осуществлению государственных и муниципальных закупок;

    • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, предусмотренное статьей 301 БК РФ;

    • установление механизма определения (формирования) цены государственного (муниципального) контракта;

    • установление ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

    • финансово-правовая ответственность;

    • финансовое обеспечение заявки за участие в конкурсе или аукционе;

    • финансовое обеспечение контракта;

    • финансовое поощрение;

    • установление специальной госпошлины за подачу иска в суд по нарушениям процедур размещения госзаказа.

Заметим при этом, что финансово-правовые средства ближе к административно-правовым, чем к гражданско-правовым и уголовно-правовым средствам регулирования государственного и муниципального заказа. Это связано с тем, что механизмы финансово-правового и административно-правового регулирования часто пересекаются. В результате одни и те же общественные отношения могут регулироваться с использованием средств, присущих обоим механизмам правового регулирования. Административно-правовые средства применяются для регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления государственного управления, которое предполагает наличие внеорганизационного подчинения одних лиц другим [3, с. 12]. Если при реализации названных отношений происходит создание, распределение и использование фондов денежных средств, то на них также воздействуют и финансово-правовые средства. В то же время финансово-правовое регулирование может применяться и для упорядочивания отношений, в которых присутствует организационное принуждение.

Кроме того, у административно-правового и финансово-правового регулирования различные цели. Первое направлено на реализацию таких функций государства, как обеспечение национальной безопасности, общественного порядка, защита конкуренции на товарных рынках, социальная защита населения, защита окружающей среды и т.д., а второе - на финансовое обеспечение реализации функций государства и местного самоуправления и стоящих перед ними задач, в том числе и в сфере размещения заказов.


Литература:
  1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

  3. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001.

  4. Комягин Д.Л. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности: виды, классификация и особенности // Подготовлен для СПС «Консультант-Плюс»2006.

  5. Кузнеченкова В.Е. Проблемы теории правоохранительного налогового процесса // Право и политика. 2005. N 2

  6. Кукол Е. Взялись за взятки// Российская газета.2008.12 ноября (№ 4790).

  7. Михайлова И.М. Законодательные и иные меры принуждения коррупции в системе закупок для государственных и муниципальных нужд // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение.2007.№10.

  8. Моклаков А.А. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Комментарий к новому закону// Право и экономика.2005.№11.СПС «Консультант-Плюс».

  9. Павлов Д.Г. Экономическая безопасность в сфере размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд, СПБ. 2006.

  10. Радченко С.Д. Злоупотребление правом в налоговых отношениях // Юрист. 2005.N10.

  11. Саттарова Н.А. Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства // Право и экономика. 2005. № 8. СПС «Консультант-Плюс».

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный заказ, средство, Российская Федерация, правомерное размещение, финансово-правовое средство обеспечения, финансово-правовое регулирование, предпринимательская деятельность, размещение заказа, отношение, бюджетная деятельность.

Похожие статьи

Правовые основы размещения муниципального заказа...

Ключевые слова: муниципальный заказ, основы размещения, средства бюджета, правовое регулирование.

Важную роль отображает нормативно-правовое регулирование и усовершенствование отношений, с распределением муниципальных заказов.

Финансово-правовые основы предпринимательской...

предпринимательская деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, финансово-правовое регулирование, Центральный банк, отношение, норма, основной метод, государственная власть, аудиторская...

Принципы размещения муниципального заказа

муниципальный заказ, принципы регулирования, средства бюджета, правовое регулирование.

Правовые основы размещения муниципального заказа... Российская Федерация, муниципальный заказ, размещение заказов, местное управление, местный...

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

Правовое регулирование государственного финансового...

Правовые основы муниципального финансового контроля.

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия...

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере...

Важно отметить, что отдельные нормы Закона № 44-ФЗ связаны с регулированием деятельности банков.

Также необходимо упомянуть содержащиеся в Законе № 44-ФЗ правовые нормы об обеспечении исполнения контракта в форме банковской гарантии.

Правовое регулирование деятельности микрофинансовой...

Правовое регулирование деятельности микрофинансовой организации. Автор: Семешин Юрий Николаевич. Рубрика: 8. Предпринимательское право.

К вопросу о недостатках юридической техники: на примере...

В ранее действующем ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных

Таким образом, сложно выявить факты нерационального использования бюджетных средств, а также замедления работа органа (учреждения).

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

Правовые основы размещения муниципального заказа... Российская Федерация, муниципальный заказ, размещение заказов, местное управление, местный бюджет, Бюджетный кодекс, общий принцип организации, РФ, доставка товаров, Гражданский Кодекс.

К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правовые основы размещения муниципального заказа...

Ключевые слова: муниципальный заказ, основы размещения, средства бюджета, правовое регулирование.

Важную роль отображает нормативно-правовое регулирование и усовершенствование отношений, с распределением муниципальных заказов.

Финансово-правовые основы предпринимательской...

предпринимательская деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, финансово-правовое регулирование, Центральный банк, отношение, норма, основной метод, государственная власть, аудиторская...

Принципы размещения муниципального заказа

муниципальный заказ, принципы регулирования, средства бюджета, правовое регулирование.

Правовые основы размещения муниципального заказа... Российская Федерация, муниципальный заказ, размещение заказов, местное управление, местный...

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

Правовое регулирование государственного финансового...

Правовые основы муниципального финансового контроля.

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия...

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере...

Важно отметить, что отдельные нормы Закона № 44-ФЗ связаны с регулированием деятельности банков.

Также необходимо упомянуть содержащиеся в Законе № 44-ФЗ правовые нормы об обеспечении исполнения контракта в форме банковской гарантии.

Правовое регулирование деятельности микрофинансовой...

Правовое регулирование деятельности микрофинансовой организации. Автор: Семешин Юрий Николаевич. Рубрика: 8. Предпринимательское право.

К вопросу о недостатках юридической техники: на примере...

В ранее действующем ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных

Таким образом, сложно выявить факты нерационального использования бюджетных средств, а также замедления работа органа (учреждения).

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

Правовые основы размещения муниципального заказа... Российская Федерация, муниципальный заказ, размещение заказов, местное управление, местный бюджет, Бюджетный кодекс, общий принцип организации, РФ, доставка товаров, Гражданский Кодекс.

К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе.

Задать вопрос