Роль Российской Федерации в ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.10.2018

Статья просмотрена: 9474 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. А. Роль Российской Федерации в ЕАЭС / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 136-141. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52969/ (дата обращения: 27.06.2025).



В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных позиций России в условиях геополитической турбулентности; выделены основные проблемы, риски и угрозы, снижающие интеграционную эффективность ЕАЭС; проанализированы направления негативного воздействия интеграции на качество национального суверенитета и защищенности Российской Федерации; отмечена необходимость активизации российских усилий по решению вопросов трансформации непосредственно экономического объединения также и в социально-политическом векторе.

Ключевые слова: евразийский экономический союз, ЕАЭС, национальные интересы, суверенитет, экономическая интеграция, региональные союзы.

Для России в экстремальных условиях, вызванных санкциями, информационными войнами, исключительно важной является проблема точного и своевременного анализа глобальных изменений среды, факторов, опасностей и угроз, влияющих на геополитические и геоэкономические процессы. Безопасное будущее и благополучие страны и народа во многом будут зависеть от того, насколько точно, оперативно и эффективно будет использован алгоритм развития в современном сложном и противоречивом мире, насколько доходчиво и плодотворно страна сможет отстаивать свои национальные интересы. Проблемы обеспечения эффективного для России взаимодействия на мировом уровне, сбалансированности экспорта и импорта в условиях геополитических запретов и ограничений, повышения активности интеграционного взаимодействия, столь актуальные в условиях санкционных войн, обусловливают значимость темы статьи.

В сфере внешнеэкономической деятельности центральными направлениями обеспечения суверенитета России являются систематическое снижение зависимости от импорта продовольствия и высокотехнологичной продукции, оптимизация на паритетной основе межгосударственных финансовых потоков, повышение экспортного потенциала страны в целом при наращивании в нем доли промышленной продукции высокого передела, но главное в условиях существующего тренда к международной изоляции РФ, на мой взгляд — углубление взаимовыгодных экономических интеграционных связей в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Главная цель экономического развития союза в долгосрочном периоде, прежде всего, заключается в содействии достижения и поддержания качественного и устойчивого экономического роста стран-участников. Возможность достижения вышеописанной цели в союзе определяется следующими факторами: во-первых, общие долгосрочные ориентиры экономической политики стран-участников (поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности экономик) формируют предпосылки реализации широкого комплекса интеграционных мер и действий, в том числе структурных, по всем направлениям развития. Выполнение данных мер позволит достичь национальных целевых ориентиров тогда, когда эти ориентиры не будут вызывать противоречия между интересами стран. Данные различия в национальных приоритетах развития характеризуют черты взаимодействия для взаимодополняемости экономик стран-участников; во-вторых, интеграционные процессы способствуют формированию единого рынка за счет дополняющих друг друга механизмов: обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной политики, не противоречащей положениям Договора о союзе; в-третьих, огромным интеграционным потенциалом владеют области экономик, обеспечивающие мультипликативное действие, а также новейшие направления и области, которые станут совершенствоваться с учетом вызовов новейшего технологического уклада. Кроме того, вспомогательное значение приобретут почти все области экономик стран-участников, для которых важен масштаб рынка [1].

Предполагалось, что в 2017–2019 гг. экономическая политика ЕАЭС станет осуществляться при возможных условиях замедления мировой и российской экономики и имеющихся рисках ухудшения финансово-экономического положения российских производителей. Однако для России итоги 2017 года показали положительную динамику — внешнеторговый оборот России по итогам 2017 года составил 584 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25 %. Однако по страновым объединениям лидирующее место в структуре внешнеторговой деятельности РФ занимает Европейский союз, являющийся крупнейшим внешнеэкономическим партнером России — на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42 %, при этом объем товарооборота со странами ЕАЭС составил лишь 9 %. Основными торговыми партнерами России в 2017 году выступали Китай — 15 % товарооборота Российской Федерации (рост на 32 %), Германия — 9 % (на 23 %), Нидерланды — 7 % (на 22 %), в то время как доля товарооборота РФ с Беларусью и Казахстаном — странами ЕАЭС, наиболее активно ведущими внешнеэкономическую деятельность с Россией — составила лишь 5 % и 3 % процента соответственно. Несмотря на столь скромный показатель, также констатируется ощутимый рост товарооборота в сравнении с 2016 годом на 26 % с Беларусью и на 30 % — с Казахстаном [15].

Рис. 1. Внешнеторговая активность РФ со странами ЕАЭС в 2017 году

Развитие ЕАЭС осуществляется по нескольким векторам: создание товарных сельскохозяйственных бирж, развитие сообщающихся энергосистем, сквозных транспортных систем, газо- и нефтепроводов, выстраивание адекватной финансовой системы. Данные стратегии, используемые в рамках формирования экономического союза, базируются на двух основных принципах:

‒ согласованная торговая политика по отношению к другим странам;

‒ образование и функционирование единой таможенной территории.

Однако такие процессы не только не всегда реализуются в соответствии с поставленными планами, но и не всегда имеют однозначно позитивную характеристику для России. Так, пострадав от западных санкций, в августе 2014 г. Россия ввела контрсанкции — продовольственное эмбарго по отношению к товаропроизводителям и экспортерам стран, применивших ранее ограничения к нашей стране. Однако партнеры России по ЕАЭС — Беларусь и Казахстан подобные контрсанкции не приняли, вследствие чего нарушился первый базовый принцип интеграционного объединения — торговая политика членов ЕАЭС стала менее согласованной. Основной принцип организации ЕАЭС как экономического союза вошел в противоречие с политическими мотивами санкций, что несовместимо с провозглашенными приоритетами экономической, продовольственной и, наконец, национальной безопасности стран-членов ЕАЭС. Более того, Беларусь превратилась в одного из главных бенефициаров продовольственного эмбарго, начав осуществление нелегального реэкспорта. В связи с этим встает проблема более четкого теоретического и правового обоснования проблемы институциональной организации интеграционного союза [7].

Создание благоприятных условий сотрудничества внутри блока также предполагает определенные преференции и для рынка труда. Однако и в этом контексте нельзя не отметить, что Россия вынуждена выступать в роли реципиента низкоквалифицированных человеческих ресурсов: упрощение процедур, регулирующих трудовую миграцию, вызывает приток дешевой рабочей силы в РФ. Так, по состоянию на 2017 г. в России работало около 600 тыс. выходцев из Киргизии, ведущих трудовую деятельность без квот, патентов и сдачи экзаменов, обязательных для трудовых мигрантов из других государств. Подобные привилегии создают дополнительную конкуренцию на рынке труда, удешевляя стоимость рабочей силы в целом.

Среди других слабостей, рисков и угроз, снижающих потенциал эффективного устойчивого развития ЕАЭС, целесообразно выделить:

‒ неразвитость торгового и инвестиционного сотрудничества между странами союза без учета России (Белоруссия — Армения, Казахстан — Армения, Киргизия — Армения, Белоруссия — Киргизия, Казахстан — Белоруссия); недостаточная внешнеэкономическая активность между Россией, Арменией и Киргизией;

‒ отсутствие единого платежного пространства: необходимым является переход к использованию во взаимных расчетах исключительно национальных валют стран ЕАЭС с ориентацией на внедрение единой региональной валюты — российского рубля;

‒ сохранение конкуренции между национальными экономиками союза;

‒ отсутствие комплекса общеинтеграционных экономических интересов, несогласованность внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, несогласованность действий на международных переговорах;

‒ недостаточная интеграция правовой базы для стимулирования внутренней экономической активности в союзе и обеспечения защиты суверенитета стран союза от влияния извне;

‒ сохранение финансовых и инвестиционных проблем стран-членов ЕАЭС;

‒ несоответствие развития инфраструктуры современным потребностям интеграционного объединения [2, 6].

Особо я бы хотела рассмотреть специфику вопросов правовой и политико-социальной интеграции. Так, сложнейшей проблемой интеграции является конфликт между стремлением объединиться и нежеланием ограничивать национальную специфику правового регулирования. Весной 2017 года (после долгосрочных обсуждений и согласований) был принят окончательный вариант Таможенного кодекса ЕАЭС. При этом вступить в силу новый Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года смог лишь 1 января 2018 г., одновременно прекращая действие Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряда международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза. Эксперты указывают, что построение единого правового пространства в ЕАЭС должно осуществляться с помощью специфического метода интеграционного права, именуемого в теории методом «второго режима», представляющего комплекс интеграционно-правовых норм, которые дополняют, а не подменяют собой нормы, установленные в национальном законодательстве (так называемый «первый режим»). Метод «второго режима» является важной предпосылкой к унификации национального права и, наконец, придает важное значение субсидиарному применению национального права (к чему чаще всего тяготеют участники интеграции). Данный механизм уже применяется в праве ЕАЭС: так, согласно Протоколу об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (Приложение № 26 к Договору о ЕАЭС) должны появиться единые товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товаров ЕАЭС в целом. Необходимо обеспечить расширение использования этого метода в других сферах экономической интеграции — в корпоративном праве, налогообложении, в сфере лицензирования и в интеллектуальном праве (единый патент и промышленный образец) [3].

Вторая системообразующая проблема — проблема социально-политической интеграции — обусловлена тем, что процесс евразийской интеграции сегодня охватил, прежде всего, сферу экономики, а социально-политическая проблематика сознательно была выведена за рамки интеграционного процесса. Однако невозможно развитие прочной интеграции без единых политических институтов, без единого законодательства, без единой валюты и органов управления и социокультурного сотрудничества. На одной экономике прочной и надежной интеграции не построить. Так у России с Украиной экономические связи были самые прочные из всех стран СНГ. Интегрированность экономик была огромная, а культурно-идеологическое расхождение оказалось катастрофическим. Поэтому, как подчеркивает Тимофеев Г. М., только создание единого политического и социально-гуманитарного пространства обеспечит дальнейшее углубление и укрепление евразийской интеграции [12].

Идея принадлежности к евразийской цивилизационной общности как бесконфликтной идентичности в условиях обостренной потребности в безопасности является мощным инструментом «мягкой силы». Принадлежность к евразийской цивилизационной общности на уровне общественного сознания воспринимается интуитивно, однако, я полагаю, что именно Россия должна быть заинтересована в осуществлении продуманного, аккуратного и системного воздействия на руководство и население стран ЕАЭС с целью минимизации политически-идеологических или националистически-социальных несовпадений.

При этом заинтересованность в политическом и экономическом сотрудничестве значительно сильнее на уровне массового сознания, чем на уровне правящих политических элит. Правящие круги практически во всех государствах на первое место ставят проблемы национального государственного суверенитета и любые шаги по участию в интеграции рассматриваются, прежде всего, с позиции — а не является ли это посягательством на независимость и суверенитет. Во многом это происходит из-за противоречивой ситуации, в которой оказалась Россия в интеграционном процессе. С одной стороны, она является главным рычагом и мотором интеграции, в то же время — Россия у многих наших партнеров воспринимается как угроза их национальной независимости. Это объясняется тем, что в рамках ЕАЭС мы осуществляем попытку объединиться с авторитарными государствами, а элиты этих государств негативно относятся к любым попыткам передачи своей власти на наднациональный уровень. Основная задача для них — это удержание собственной власти, и интеграция рассматривается лишь одним из способов решения этой задачи. Нынешние союзники России по евразийской интеграции ориентированы на Россию не стратегически, а только экономически. Вся постсоветская интеграция с Россией со стороны новых независимых государств была вынужденной из-за их экономической зависимости от России и желания получить российские кредиты и сырье. Поэтому они готовы в случае более выгодных экономических предложений со стороны других государств отказаться от интеграции во главе с Россией [12, 13].

Определенные вопросы вызывает дальнейшая перспектива расширения состава ЕЭАС. В случае вступления в союз стран, не имеющих общих границ с уже существующими партнерами по блоку, экономическая эффективность сотрудничества может снизиться. Несколько иная, но связанная с этим проблема — создание зон свободной торговли с другими странами, например, подписание 29 мая 2015 г. Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом. Кроме того, ведутся переговоры с Израилем о заключении соглашения о свободной торговле; намечается проведение операций по оценке вероятных общеэкономических и отраслевых эффектов заключения Россией в составе ЕАЭС соглашений о свободной торговле со следующими странами: Египтом, Индией, Ираном и Республикой Кореей. Это направлено на возможное создание условий для расширения российского не сырьевого экспорта, эффективного встраивания предприятий стран ЕАЭС в трансграничные производственные цепочки, в том числе с учетом возможностей организации совместных производств на территории стран-партнеров. В контексте интересов Российской Федерации в евразийском регионе необходимо упомянуть, что о возможности сотрудничества с ЕАЭС заявили Египет, Индия, Сирия, Иран, Новая Зеландия, Вьетнам, Турция, Япония, Китай и ряд других стран. Отметим, что сотрудничество указанных стран с ЕАЭС рассматривается только в единственном возможном на сегодня формате — создание зоны свободной торговли. Для укрепления своей глобальной конкурентоспособности, Евразийскому экономическому союзу, безусловно, следует развивать и закреплять торгово-экономические отношения с другими государствами, однако, в целях обеспечения экономической безопасности участников Союза, важно не допускать чрезмерного политико-экономического влияния извне, т. е. государств, не являющихся участниками ЕАЭС. Кроме того, потенциальные торговые партнеры могут иметь тарифные обязательства перед другими участниками международных организаций: улучшение и либерализация условий торговли внутри одного блока может вызвать недовольство со стороны другого и может стать причиной к взысканию финансовых потерь [11].

Итак, для России с ее особенностями геополитического положения, наложенными на кардинальные экономические и социально-политические изменения, произошедшие в последние десятилетия, как ни для какого другого государства, исключительно важен точный и своевременный анализ глобальных геополитических процессов. Очевидно, что без самого пристального внимания к вопросам укрепления национальной безопасности нашей стране не выжить в условиях все более прагматичных и, к сожалению, все более опирающихся на силу глобализирующихся международных отношений. Пострадав от значительных геополитических потерь, понесенных на рубеже веков, и испытывая трудности в современном конкурентоустойчивом экономическом развитии, Россия тем не менее сохраняет потенциальные возможности как крупнейшей континентальной державы активно влиять на содержание и характер глобального баланса сил. В этих условиях достижения баланса интересов между основными мировыми и региональными центрами силы, которым и должен стать Евразийский экономический союз, является единственно разумной альтернативой силовому давлению и стремлению к установлению гегемонизма в формирующимся новом мировом порядке. Учитывая многообразие финансовых, экономико-хозяйственных, технологических, инфраструктурных проблем в развитии ЕАЭС и эффективном использовании его потенциала для достижения устойчивых темпов роста российской экономики, целесообразным представляется вовлечение бизнеса в обсуждение вопросов интеграции и выстраивание её институциональной основы путем учета пожеланий всех игроков рынка в реализации тех или иных общих проектов, а не представления лишь интересов политической элиты. Плодотворное сотрудничество и создание полноценного эффективного союза возможно лишь на основе реального единения экономик стран-участниц, а это требует координации функционирования национальных производственных систем. Вместе с тем, я считаю, что интеграция не должна ограничиваться лишь финансово-экономическими мотивами и методами. Важным является гармонизация интересов сохранения национального суверенитета при осуществлении продуманного, аккуратного и системного воздействия на элиты и население стран ЕАЭС с целью минимизации политически-идеологических или националистически-социальных несовпадений.

Литература:

  1. Абдулаева А. А., Гаан Р. Р. Перспективы экономического сотрудничества стран — участников ЕАЭС // Наука и общество. 2018. № 1 (30). С. 28–30.
  2. Антипова Ю. И., Соколова О. Ю. Экономическая оценка взаимодействия государств — членов Евразийского экономического союза // Аграрный научный журнал. 2017. № 3. С. 75–80.
  3. Андриянов Д. В. Евразийский экономический союз: борьба за «третье пространство» и интеграция через право // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3 (88). С. 163–172.
  4. Боброва В. В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1–3 (49). С. 499–511.
  5. Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных вызовов // под ред. А. Ткаченко М.: Инфра-М. 2015. 232 С.
  6. Казитова Э. И. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Евразийского экономического союза // Управление инвестициями и инновациями. 2018. № 2. С. 43–49.
  7. Кошанов А. Евразийский экономический союз: возможности и ограничения // Общество и экономика. 2017. № 9. С. 40–57.
  8. Никитин Н. А. Совершенствование внешнеэкономической стратегии российской экономики // Научные записки молодых исследователей. 2017. № 3. С. 27–33.
  9. Нуреев Р. М., Петраков П. К. Экономические санкции против России: ожидания и реальность // Мир новой экономики. 2016. № 3. С. 14–31.
  10. Оболенский В. П. Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. Т. 2017. № 5. С. 19–26.
  11. Плотников В. А., Ускова К. Л. Экономическая безопасность России и развитие евразийской интеграции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 1 (35). С. 5–10.
  12. Тимофеев Г. М. Модернизация России и евразийская интеграция // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 4. С. 70–74.
  13. Чернявский С. И. Евразийский экономический союз — реалии текущей ситуации // Международная аналитика. 2017. № 1 (19). С. 7–13.
  14. Чуфрин Г. И. Евразийский интеграционный проект и стратегические интересы России // Россия и новые государства Евразии. 2017. № 1 (34). С. 9–20.
  15. Федеральная таможенная служба РФ. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Евразийский экономический союз, Казахстан, свободная торговля, Армения, Беларусь, Киргизия, Российская Федерация, Белоруссия, Таможенный кодекс.


Похожие статьи

Экономическое партнерство в новых геополитических условиях

В статье рассматриваются современные вызовы и перспективы экономического партнерства между странами в условиях геополитической нестабильности. Анализируются ключевые факторы, влияющие на международные экономические связи, включая санкции, изменение т...

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран — участниц Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической арене. Ус...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Формирование открытой экономики Таджикистана в условиях международной интеграции

В статье рассматривается трансформация экономики Таджикистана в сторону большей открытости. Особое внимание уделено вступлению страны в ВТО, расширению участия в региональных объединениях, а также последствиям интеграции для структуры внешней торговл...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества

В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан)

В статье рассмотрена текущее состояние малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Казахстан, его функции в социально-экономическом развитии страны, методы государственного регулирования и поддержки, а также теоретические разработки ведущих эк...

Факторы, влияющие на развитие транспортной взаимосвязанности

В статье анализируются ключевые факторы, формирующие транспортную взаимосвязь Таджикистана с государствами Центральной Азии. Отмечается значительное влияние политической обстановки, включая межгосударственные отношения, участие в интеграционных союза...

Влияние экономических ограничений на обеспечение экономической безопасности России

Данное исследование посвящается комплексному анализу воздействия внешнеполитических санкций на экономическую устойчивость Российской Федерации. Рассматриваются ключевые направления давления, его последствия для макроэкономики и отдельных отраслей, от...

Похожие статьи

Экономическое партнерство в новых геополитических условиях

В статье рассматриваются современные вызовы и перспективы экономического партнерства между странами в условиях геополитической нестабильности. Анализируются ключевые факторы, влияющие на международные экономические связи, включая санкции, изменение т...

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран — участниц Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической арене. Ус...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Формирование открытой экономики Таджикистана в условиях международной интеграции

В статье рассматривается трансформация экономики Таджикистана в сторону большей открытости. Особое внимание уделено вступлению страны в ВТО, расширению участия в региональных объединениях, а также последствиям интеграции для структуры внешней торговл...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества

В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан)

В статье рассмотрена текущее состояние малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Казахстан, его функции в социально-экономическом развитии страны, методы государственного регулирования и поддержки, а также теоретические разработки ведущих эк...

Факторы, влияющие на развитие транспортной взаимосвязанности

В статье анализируются ключевые факторы, формирующие транспортную взаимосвязь Таджикистана с государствами Центральной Азии. Отмечается значительное влияние политической обстановки, включая межгосударственные отношения, участие в интеграционных союза...

Влияние экономических ограничений на обеспечение экономической безопасности России

Данное исследование посвящается комплексному анализу воздействия внешнеполитических санкций на экономическую устойчивость Российской Федерации. Рассматриваются ключевые направления давления, его последствия для макроэкономики и отдельных отраслей, от...

Задать вопрос