Интеграционные объединения на постсоветском пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 26.01.2015

Статья просмотрена: 25196 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Я. В. Интеграционные объединения на постсоветском пространстве / Я. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15235/ (дата обращения: 19.11.2024).

Данная статья представляет собой обзор интеграционных объединений России со странами-соседями, называет форму интеграции каждого союза, дает сведения о правовых основах объединений. В статье также рассматриваются изменения в Таможенном союзе, трансформации ЕврАзЭС в ЕАЭС.

Ключевые слова: интеграционные объединения, Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный союз ЕАЭС, Шанхайская организация сотрудничества, Организация Договора о коллективной безопасности.

The article surveys Russian integration associations with the neighboring countries, designates a form of integration of each union, gives information about the legal framework of consociations.

Keywords: integration associations, Commonwealth of Independent States, Union State of Russia and Belarus, Eurasian Economic Union, Shanghai Cooperation Organization, The Collective Security Treaty Organization.

 

Распад СССР спровоцировал активизацию региональной интеграции, вследствие чего России пришлось выбирать новый вектор своего геополитического и геоэкономического развития. А. Н. Барковский[1] в своей статье указывает, что РФ необходима серьезная структурная перестройка, выработка внешнеэкономической стратегии, не направленная на выбор основного или преимущественного вектора географической ориентации своих внешнеэкономических связей. Россия занимает особый статус в мировом положении благодаря ряду факторов: она занимает место ведущего политико-экономического компонента на постсоветском пространстве; будучи частью Европы оказывает влияние на общеевропейский процесс, но не вписываясь в масштабы ЕС сотрудничает с ним на взаимосогласованных основах; а также является крупнейшим партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе и проявляет участие в интеграционных образованиях этой части мира.

В связи с этим стоит рассмотреть потенциальные возможности круга внешнеэкономических партнеров и форм сотрудничества на постсоветском пространстве в контексте развития мощных центров экономического влияния на Западе и Востоке.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение  [2] о его создании. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.  [3]

Таким образом, в СНГ входят 9 участников, 1 ассоциированный член (Туркменистан), 2 наблюдателя (Монголия и Афганистан). Высшим органом СНГ является Совет глав государств СНГ, который с 1 января 2015 года возглавляет Назарбаев Нурсултан Абишевич, президент Казахстана.

Основными целями организации СНГ является:  [4]

-          сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях

-          всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства

-          сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего разоружения

-          взаимная правовая помощь

Союзное Государство России и Белоруссии (СГРБ) — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии. В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. 2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. (Договор прекратил действие с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.)  [5]

Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. В заседаниях Высшего Государственного Совета так же участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Форма правления СГРБ определена как конфедеративный союз.

Основные цели организации:

-          создание единого экономического пространства двух стран и объединение их материального и интеллектуального потенциалов

-          обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью

-          проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны

-          формирование единой правовой системы демократического государства

-          проведение согласованной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни человека

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Страны-участники таможенного союза: Казахстан (с 1 января 2015 года), Россия (с 1 января 2015 года), Белоруссия (с 1 января 2015 года), Армения (со 2 января 2015 года), Киргизия (с 29 мая 2015 года). Возможный кандидат ЕАЭС — Таджикистан. Основными органами управления ЕАЭС продолжают являться Высший Евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.  [6]

Евразийский экономический союз возник в результате того, что в рамках СНГ договориться по самому широкому спектру вопросов не удалось из-за числа участников и отсутствия взаимного доверия внутри него. Ввиду санкций, введенных против России, задачей Евразийского союза будет протекционизм и замещение импорта.  [7]

Основные цели и задачи объединения:

-          завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования

-          обеспечение свободы движения капитала

-          формирование общего финансового рынка

-          установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки

-          создание общей унифицированной системы таможенного регулирования

-          создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996–1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.  [8] В 2003 году главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В сентябре 2004 на совете глав правительств ШОС в Бишкеке был утвержден план мероприятий по реализации этой программы.

План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы — транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

Государствами-наблюдателями являются такие страны, как Индия, Иран, Монголия, Пакистан (все — 2007 г.) и Афганистан (2012 г.). Партнеры по диалогу: Шри-Ланка (2009 г.), Белоруссия (2010 г.) и Турция (2012 г.)

Отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Помимо того, ШОС имеет соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН.

Основные задачи ШОС:

-          укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства

-          развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального международного порядка

-          совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех проявлениях

-          борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а так же незаконной миграцией  [9]

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Членами ОДКБ на настоящий момент являются 6 государств — Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (все — 1992 г.) и Беларусь (1993 г.). С 2013 года государствами-наблюдателями при парламентской ассамблее стали Сербия и Афганистан. Новыми государствами, переговоры о членстве которых ведутся или велись когда-либо стали Египет и Индия (2012–2013 гг.) Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ), также в ОДКБ создан Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Военный комитет, Секретариат организации и Объединенный штаб ОДКБ.  [10]

ОДКБ была создана для защиты территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. Принципы международной безопасности основываются на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.  [11]

Заключение

России и другим странам постсоветского пространства необходимо определиться со стратегическими приоритетами своей внешнеэкономической политики. Необходимо осмыслить экономические интересы всех стран постсоветского пространства и выработать единую стратегию, которая приведет страны этого региона к укреплению своих позиций на мировой арене. Роль России в международной экономике может заметно вырасти, если реальностью станет интеграция в рамках СНГ. Развитие подобных интеграционных процессов создаст новые конкурентные преимущества и позволит расширить импортозамещение, что является крайне актуальным в условиях введения санкций против РФ. Кроме того, направленность на организации постсоветского пространства поможет решить проблему ксенофобии при условии проведения эффективной миграционной политики. Такие мировые институты, как ООН, ОБСЕ и ШОС помогут урегулировать вооруженные конфликты и территориальные споры на постсоветском пространстве.

 

Литература:

 

1.         Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации ДО 2025 г. (А. Н. Барковский, С. С. Алабян) — 143 с.

2.         Соглашение о создании Содружества Независимых Государств — 08.12.1991, орган принятия: Совет глав государств СНГ, место подписания: Минск

3.         Устав Содружества Независимых Государств 22 января 1993 года, ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 15 апреля 1993 года N 4799-

4.         «Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития» (А. И. Быков, 2011 г., ISBN: 978–5–9765–1038–8, 978–5–02–037348–8) — 230 с.

5.         Договор от 8 декабря 1999 года О создании союзного государства

6.         Договор о евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года)

7.         Сегодня в Астане поставлена точка в создании Евразийского Экономического Союза — 14:02, 29 мая 2014 «Эхо Москвы»

8.         Декларация о создании ШОС (15.06.2001 г.)

9.         Хартия Шанхайской организации сотрудничества (07.06.2002 г.)

10.     Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанным 10 декабря 2010 года)

11.     Устав организации договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года, подписанным 10 декабря 2010 года).

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, постсоветское пространство, Белоруссия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Афганистан, Российская Федерация, Союзное государство, таможенный союз.


Ключевые слова

интеграционные объединения, Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный союз ЕАЭС, Шанхайская организация сотрудничества, Организация Договора о коллективной безопасности., Организация Договора о коллективной безопасности

Похожие статьи

Евразийская экономическая интеграция

В статье рассматриваются наиболее общие итоги развития евразийской экономической интеграции за 2010–2015 гг., цели и задачи Таможенного союза (ТС), предпосылки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проблемы и некоторые перспективы данных интеграц...

Итоги существования Евразийского экономического сообщества

В связи с созданием Евразийского экономического союза, Евразийское экономическое сообщество упразднено в январе 2014 года. В данной статье рассматриваются цели, задачи и результаты деятельности ЕврАзЭС.

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Диспропорции денежной сферы стран Таможенного союза

Статья посвящена анализу диспропорций в денежной сфере стран Таможенного Союза. В статье проведен краткий исторический обзор становления координации валютно-финансовой политики трех стран, выделены национальные особенности и современные проблемы. Кро...

Основные торгово-экономические партнеры России

В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Исследование особенностей оказания взаимной административной помощи таможенными органами

В статье автором рассмотрены теоретико-правовые основы взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов ЕАЭС, выделены виды взаимной административной помощи, а также особенности осуществления информационного обмена между таможенн...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС

Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза и их решениям, необходимости переименования Евразийского экономического союза в Евразийский союз, вводу в научный о...

Договор о ЕАЭС как конституирующий договор евразийской интеграции

Представленная статья посвящена исследованию целей, особенностей и структуры Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 года и действующем по настоящее время. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что исследуемый докум...

Похожие статьи

Евразийская экономическая интеграция

В статье рассматриваются наиболее общие итоги развития евразийской экономической интеграции за 2010–2015 гг., цели и задачи Таможенного союза (ТС), предпосылки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проблемы и некоторые перспективы данных интеграц...

Итоги существования Евразийского экономического сообщества

В связи с созданием Евразийского экономического союза, Евразийское экономическое сообщество упразднено в январе 2014 года. В данной статье рассматриваются цели, задачи и результаты деятельности ЕврАзЭС.

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Диспропорции денежной сферы стран Таможенного союза

Статья посвящена анализу диспропорций в денежной сфере стран Таможенного Союза. В статье проведен краткий исторический обзор становления координации валютно-финансовой политики трех стран, выделены национальные особенности и современные проблемы. Кро...

Основные торгово-экономические партнеры России

В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Исследование особенностей оказания взаимной административной помощи таможенными органами

В статье автором рассмотрены теоретико-правовые основы взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов ЕАЭС, выделены виды взаимной административной помощи, а также особенности осуществления информационного обмена между таможенн...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС

Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза и их решениям, необходимости переименования Евразийского экономического союза в Евразийский союз, вводу в научный о...

Договор о ЕАЭС как конституирующий договор евразийской интеграции

Представленная статья посвящена исследованию целей, особенностей и структуры Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 года и действующем по настоящее время. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что исследуемый докум...

Задать вопрос