Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Сидякина, И. В. Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога / И. В. Сидякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52529/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье актуализируются проблемы специфики кризисных периодов профессионального психолога в поисках профессиональной идентичности. Данная проблема рассматривается с позиций переживания психологом определенных статусов в профессии. В статье структурируются сферы кризисов, выступающие факторами дестабилизирующего характера для последующего достижения профессиональной идентичности психолога. Выявляются дестабилизирующие аспекты профессиональной деятельности и стратегии выхода из них.

Ключевые слова: профессия психолога, профессиональная идентичность, кризисы, дестабилизирующие факторы, экзистенциальная самоидентификация, критические ожидания, стратегии профессиональной самореализации.

The article actualizes the problems of the specifics of the crisis periods of a professional psychologist in search of professional identity. The author considers this problem from the standpoint of the psychologist experiencing certain statuses in the profession. In the article, the spheres of crises are structured, acting as destabilizing factors for the subsequent achievement of the professional identity of the psychologist. The destabilizing aspects of professional activity and exit strategies are revealed.

Keywords: profession of psychologist, professional identity, crises, destabilizing factors, existential self-identification, critical expectations, strategies for professional self-realization.

Современная жизнь социума подвергается все большей глобализации, перемешиваются национальные, экономические и культурные контексты. Социально — экономическая жизнь усугубляется кризисом государства. Нарушается базовое чувство безопасности. Происходит быстрая смена социальных ролей, появляются новые профессии, растет тенденция смены профессий (в США 40 — летний человек имеет на своем счету 10–12 профессий), повышаются требования не только к уровню профессионализма, но и к социальным качествам человека. Человек сталкивается с трудностями само осмысления себя, своего места в мире, своих ценностей, смыслов. Кризис идентичности проникает во все сферы жизни общества. Поэтому научные исследования идентичности обусловлены в первую очередь запросом современного общества.

Именно эти тенденции в социальной, политической и экономической жизни общества ориентирует личность на высококвалифицированную помощь практикующего психолога, профессиональная идентичность которого определяет и обусловливает тот необходимый уровень профессионализма, который опосредует эффективность и результативность профессиональной психологической помощи. Высокий уровень профессиональной идентичности психолога, в свою очередь, определяет уровень карьерной ориентации специалиста-психолога, которая в отечественных и зарубежных исследованиях на сегодняшний день рассматривается в качестве основной движущей силы, направленной на совершенствование профессиональной компетентности. Высоко идентичный психолог обладает более высокой мотивацией, направленной на успех профессиональной деятельности. Поэтому кризисам поиска профессиональной идентичности уделено достаточно значительное внимание [3].

Концепт поиска профессиональной идентичности практикующего психолога восходит, так или иначе, к опыту переживания профессионального кризиса, который может анализироваться психологом на любом этапе профессиональной самореализации. Профессиональный опыт, который присутствует в сознании психолога собственного опыта переживания кризиса профессиональной идентичности позволяет ему описать и прояснить содержание данного опыта (D. Polkinghorne, 2005). Т. Сарбин отразил «нарративный принцип» психологии: «люди думают, воспринимают, воображают и совершают моральные выборы согласно нарративным структурам» (Сарбин, 2004). Такая способность практикующего, академического или будущего психолога к саморефлексии позволяет понять и осознать нелинейность профессиональной идентичности и ее зависимость от тех периодов на этапах профессиональной самореализации, когда обозначается конфликт между компонентным составом идентичности и социально-биологической или социально-культурной трансформацией экзистенциальной самоидентификации (И. И. Кранц, 2007) [2; 5].

Обращаясь к исследованию кризисов профессиональной идентичности, ряд ученых выделяли особую ее классификацию, связанную с переживанием определенных статусов в профессии. Так, согласно А. Ватерману, Д. Марсии и Э. Эриксону профессиональная идентичность может быть соотнесена с такими статусами как достигнутая, предрешенная, диффузная и статус моратория, последняя из которых соответствует по мнению ученых, именно состоянию кризиса, в условиях которого психолог находится в состоянии так называемого выбора между профессиональными альтернативами. В таком состоянии профессиональные предпочтения не определены, существует стабильное стремление к самостоятельному принятию решения вплоть до конфликта и т. п. [3].

Изучению такого состояния психолога, находящегося на стадии сублимации профессиональных интересов, посвящены исследования C. A. Cooper (2011), внимание которых посвящено персональным личностным ситуациям на этапе профессионального самоопределения и плюралистичности тенденции их решений с большим акцентом на повышении интереса к профессии, популяризации психологической службы и сопровождения на стадии начального профессионального самоопределения, а также идентификации профессиональной самооценки за счет накопления психологического опыта уже на этапе профессионального обучения [4].

Говоря о кризисах поиска самоидентичности в профессиональной области психолога, необходимо отметить, что кризисы данного типа следует соотносить со следующим их структурированием:

– кризисы, обусловленные гетеротропностью, гетерохронностью и гетерокинетичностью возрастного развития психолога, включающие и состояние отдельных психофизиологических функций самого профессионала;

– кризисы, обусловленные логикой профессионального становления, к которым принято относить компонентную совокупность профессионализма психолога, уровень нормативного соответствия, опосредованный профессиональной компетентностью, а также возникающие противоречия, связанные с качественными преобразования мыслительной деятельности психолога и способностью погрузиться в контекст решаемых проблем в процессе оказания психологической помощи, влияющей на последующее самосознание и личностную самоидентификацию специалиста;

– кризисы, связанные с погруженностью психолога в его профессиональную среду, условия которой выступают факторами дестабилизирующего характера для последующего достижения профессиональной идентичности психолога.

Поиск профессиональной идентичности, как правило, может сопровождаться, различными ситуациями в профессиональной карьере психолога. К таким ситуациям (которые в некоторой степени опосредуют возникновение и развитие кризисов) относят:

– трансформации социальных ролей, которые сопровождают поиск профессиональной идентичности психолога в качественно новой профессиональной среде (например, после перехода на смежную специальность или профессиональной переквалификации и т. п.);

– назревание конфликта при наличии профессиональных альтернатив или так называемые ситуации нововведений [1];

– реструктуризация социального статуса в связи с идентификацией себя в процессе приобретения профессионального опыта;

– профессиональная среда, обусловливающая ряд неизбежных деформаций, таких как коммуникационная и рефлексивная перегруженность, несоответствие трудозатрат материальным ожиданиям и психологическому состоянию, недооценка профессиональной психологической помощи социумом и т. п.

Проявление в процессе поиска и достижения профессиональной идентичности подобных «case of personality» рассматриваются исследователями данной области в качестве специфических кризисных периодов, в процессе которых могут наблюдаться спад практической профессиональной эффективности, снижение эскалации значимости профессионального выбора, потеря удовлетворенности практикующей деятельностью и средой, ее обусловливающей, а также неадекватность и несовпадение оценки и самооценки, проявление конфликтности, «ломка» собственной концепции и собственных императивов профессиональной деятельности на фоне утраты целостности поведенческих паттернов и мн. др.

Таким образом, кризисы поиска профессиональной идентичности психолога как представителя социальной сферы профессий, могут иметь как позитивную, так и негативную тенденции развития. Помимо этого, специфика каждого отдельного уникального кризисного этапа может характеризоваться более или менее выраженной ситуационной остротой, процессуальностью и интенсивностью. Все эти факторы, прежде всего, будут зависеть от мотивации и готовности психолога к столкновению с новой профессиональной средой, изобилующей специфическим набором критических ожиданий и способностью самого специалиста к формированию индивидуального стратегического стиля выхода из них. В поиске профессиональной идентификации психолога, так или иначе, становится определяющим переход на качественно новое профессиональное функционирование, связанное с формированием новой профессиональной концепции, актуальной в реальных ситуациях и опробованных в качественно новых поведенческих стратегиях.

Литература:

  1. Канаева, Н. А. Идентичность как предмет психологического исследования / Н. А. Канаева // Молодой ученый. — 2010. — № 12. –Т.2. — С. 50–52.
  2. Кранц, И. И. Определение статусов идентичности [Электронный ресурс] / И. И. Кранц. — 2007. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/3._KAND_2007/Psihologia/18710.doc.htm
  3. Озерина, А. А. Типология переживания кризиса профессиональной идентичности / А. А. Озерина // Logos et Praxis. — 2009. — № 1. — С. 195–197.
  4. Cooper, C. A. Evaluating the college sophomore problem: the case of personality and politics / C. A. Cooper, D. M. McCord, A. Socha // Journal of Psychology. — 2011. — № 1. — Р.23–37.
  5. Polkinghorne, D. Language and Meaning: Data Collection in Qualitative Research / D. Polkinghorne // Journal of Counseling Psychology. — 2005. — April 1. –Vol. 52. — Issue 2.
  6. Сарбин Т. Р. Нарратив, как базовая метафора для психологии / Т. Р. Сарбин // Постнеклассическая психология. 2004, № 1. — С 6–28.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная идентичность, профессиональная идентичность психолога, профессиональная среда, профессиональная деятельность, профессиональная самореализация, последующее достижение, профессиональная компетентность, профессиональная психологическая помощь, профессиональный опыт, экзистенциальная самоидентификация.


Ключевые слова

кризисы, профессиональная идентичность, профессия психолога, дестабилизирующие факторы, экзистенциальная самоидентификация, критические ожидания, стратегии профессиональной самореализации

Похожие статьи

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность...

профессиональная идентичность, ценность, этап, курс, профессиональная деятельность, продуктивная жизнь, период обучения, мир профессий, личностный потенциал, интересная работа.

Похожие статьи

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность...

профессиональная идентичность, ценность, этап, курс, профессиональная деятельность, продуктивная жизнь, период обучения, мир профессий, личностный потенциал, интересная работа.

Задать вопрос