На сегодняшний день существует большое разнообразие психологических практик, предоставляющих клиенту возможность самовыражения через творческую активность. Инструментом в подобной работе могут выступать предметы среды, а также окружающего ландшафта, в том числе непосредственно природный материал. Примером подобной работы выступает Терапия творческим самовыражением М. Е. Бурно [2], Ландшафтная аналитика С. В. Березин [1]. В Ландшафтной аналитике акцент сделан на эмоциональной динамике в процессе посещения различных ландшафтных объектов (пещера, луг, дорога). Данная динамика обеспечивает возможность встречи с теми душевными аспектами, которые в повседневной жизни клиента остаются не осознанными по различным причинам. Я полагаю, что подобную динамику возможно проследить при построении ОПК. Стоит пояснить, что за основу создания ОПК взято учение Икебана, которое подразумевает использование природного материала (ветви деревьев, цветы, травы и другой материал). Для применения ОПК в психотерапии, а также изучения степени ее действия на клиента была разработана техника рефлексивных вопросов. Вопросы в данной технике становятся инструментом рефлексии состояния клиента. Осмысление с помощью техники рефлексивных вопросов позволяет выстроить такое взаимодействие человека с самим собой и с окружающими людьми и миром, которое позволит эффективно для себя находить ответы на актуальные вопросы и решать их.
Процесс построения ОПК рассматривается как одно из средств самовыражения личности способствующее развитию и воспитанию человека, позволяющее ему разобраться в сложных жизненных ситуациях и лучше понять, осознать самого себя и других. Созданная композиция становится средством фиксации и передачи чувств. Созданная клиентом ОПК транслирует ценности и установки человека.
Психотерапия предполагает использование различных форм и видов творчества в лечебных целях. Основными направлениями, применяющими творчество можно назвать: арт-терапию, драма терапию, музыкотерапию, танце двигательную терапия и другие. В любом из этих направлений возникает ситуация кодирования и декодирования личностного экзистенциального состояния. И успешное завершение процесса кодирования и декодирования становится основной задачей способствующей коррекции или психотерапевтической помощи. С точки зрения западной психологии, коррекционный эффект оказывает не только привлечение клиента к занятиям изобразительным творчеством, но и анализ готовой изобразительной продукции и восприятие им готовой изобразительной продукции.
Исходя из этого, можно выделить активную арт-терапию предполагающую побуждение к самостоятельной творческой деятельности и пассивную арт-терапию, основанную на использовании уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию. В клинической модели ориентация на работу с пограничными психическими расстройствами, психотической симптоматикой. Основными задачами является лечение пограничных психических расстройств, профилактика и устранение их отрицательных воздействий на клиента, а также работа с отдельных симптомами и последствиями психозов. В психодинамической модели клиент рассматривается как больной человек, имеющий психоневрозы. В основе этого подхода лежат концепции З.Фрейда и К.Юнга. Арт-терапевт пытается изучить историю жизни человека на различных этапах его психосексуального развития и преодолеть интрапсихический конфликт, восстановить психическую устойчивость человека через реканализацию его либидо; выявить и устранить дисгармонии личности первой половины жизни и проблемы индивидуации второй половины жизни, адаптировать личность к социальной среде. Психодинамическая арт-терапия направлена на устранение инфантильных форм реагирования, актуализацию архитипического уровня психики, установление взаимодействия сознания и бессознательного.
Экзистенциально-гуманистическая модель предполагает работу со здоровым, но неактуализированным человеком. В ее основе лежат взгляды А.Маслоу, Ф.Перлза, К.Роджерса. Целью психотерапевтической работы в данном случае является оптимизация психического здоровья клиента, что достигается через развитие личности, раскрытие её творческого потенциала, расширение опыта. Холистическая или трансперсональная модель рассматривает сознание как универсальный феномен. Клиент воспринимается как человек, находящийся в состоянии «низшего психического здоровья». Целью психотерапии при этом выступает достижение «высшего психического здоровья» через расширение форм трансперсонального опыта, включая мистический, религиозный, общечеловеческий, планетарный и другие его формы. Клиент стремится к установлению аутентичной близости с объектным и социальным миром. В независимости от выбранной парадигмы для работы психологу необходимо владеть навыком кодирования и декодирования информации, текста клиента. При создании ОПК происходит кодирование, то есть формируется высказывание в виде продукта творчества. Сам продукт творчества становится своеобразным текстом клиента, который необходимо декодировать. Требуется выделение наиболее существенных элементов высказывания, превращение развернутой системы сообщения в лежащую за ним мысль.
Психолог, расшифровывающий посланное ему сообщение, должен проделать следующий путь: декодирование отдельных элементов и сопоставление друг с другом, выделение смысла, анализ общей мысли. Для понимания смысла сообщения необходимо учитывать, что материал, предлагаемый для создания продукта творчества, становится метафорой экзистенциального состояния человека и носит только тот смысл, который вкладывает в него автор.
Например, ваза, стоящая перед клиентом, имеет следующие характеристики: высота 30 см, прозрачное стекло, но автор, может, описывая ее сказать легкая — прозрачная, хрупкая — прозрачная и тогда необходимо уточнение личного отношения к данной характеристике, ваза названная тяжелой — может восприниматься как основательная или грузная, и так далее по каждому элементу. Ветка может нести характеристику крепкая или хрупкая, толстая или сильная. Все эти характеристики являются метафорой, отражающей протекающие психологические процессы и внутреннюю динамику клиента. Другим и наиболее существенным фактором, является контекст, который психолог способен задавать в процессе работы. Так можно предложить клиенту тематику для создания ОПК. Заданная тема способна погрузить в состояние ресурсное или же, наоборот, в тот момент переживания, в котором произошло эмоциональное застраивание.
Темы работы могут быть следующими: он и она, старость и молодость, я и небо, мужчина женщина и цветок, я и мои сны, страхи и так далее. Над разработкой понятия декодирования работали Ж.Лакан, Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Делез, Р.Барт, А.Вежбицкая, Ю.Кристева, К.Леви-Строс и др. и в результате с течением времени сформировался структурно-семиотический подход, который отличается универсальностью и применимостью к разнообразным формам деятельности в области консультативной психологии. Основное положение данного подхода, предполагает считать центральными категориями психологического консультирования переживания и смысл, а основными моментами собственно консультативной деятельности понимание и интерпретацию высказываний клиента как специфических дискурсов и текстов, несущих в себе эти личностные смыслы и переживания.
Процесс любого понимания сложный, и его описание может быть разным. Так, по М. М. Бахтину, он включает в себя отдельные акты: «в действительном реальном, конкретном понимании они неразрывно слиты в единый процесс понимания, но каждый отдельный акт имеет идеальную смысловую (содержательную) самостоятельность и может быть выделен из конкретного эмпирического акта.
- Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы).
- Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке.
- Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком).
- Активно-диалогическое понимание (спор-согласие).
Включение в диалогический контекст. Оценочный момент в понимании и степень его глубины и универсальности» [3]. «Психологическая сущность понимания, согласно М. М. Бахтину, состоит в превращении чужого (например, слова) «свое-чужое». На ценностные характеристики человеческого понимания указывал М. К. Мамардашвили, говоря об участии понимаемого в своей жизни [6].
Понятое именно таким образом преобразуется в личностное знание. Для консультанта понимание «чужих обертонов» (М. М. Бахтин) является необходимым моментом наращивания профессиональной компетентности: смысловые оттенки, нюансы ситуаций и судеб составляют его символический профессиональный капитал, своеобразную «дестинатеку» (от англ. destiny -- судьба). В процессе профессиональной подготовки консультант, помимо всего прочего, формируется и как существо понимающее. Точнее, из человека понимающего лучше всего формируется психолог. В. П. Зинченко, анализируя понимание, выделяет понимание естественное, культурное и творческое [5], которые оперируют по преимуществу разными языками: естественное -- предметными и операциональными значениями; культурное -- знаками, вербальными значениями и понятиями; творческое -- смыслами. «Человек понимающий» -- это высшая похвала для человека; это и есть человек думающий, оперирующий смыслами.
Необходимо рассмотреть метафору как механизм смыслообразования в процессе построения ОПК. Как указывает Н. Д. Арутюнова, метафора позволяет «извлекать признаки из предмета, превращать мир предметов в мир смыслов» [7]. Интуитивно переживаемое чувство общности, похожести одного на другое обладает большой эвристической силой, позволяя глубже проникать в сущность познаваемой реальности, четче структурировать и систематизировать ее в рамках «образа мира». Человек способен не только уловить неявное сходство, но и создать его силой своего воображения, сопоставляя несопоставимое и соизмеряя несоизмеримое. Метафора позволяет сделать нечто меркой чего-либо другого (да и вообще, чего угодно еще) и тем самым способствует образованию межфреймовых связей, сращиванию отдельных областей знаний о действительности друг с другом, концептуализации системы индивидуальных представлений в картине мира и, в конечном итоге, к формированию новых фрагментов действительности. Связывая идеи, мыслившиеся до этого как разнородные, метафора позволяет использовать различные ассоциативные системы и выходить за пределы только лишь одного круга представлений, ассимилировать новые взгляды и идеи.
Поэтому, истолковывая метафоры клиента и предлагая ему трактовку его ситуации в метафорической форме, психолог стимулирует поиск самостоятельного выхода из затруднительной ситуации, «внедряет» в исходное понимание проблемы новые параметры. ОПК по своей сути метафора, в которой есть элементы символизирующие небо, землю, человека и отношение между двумя людьми. В процессе работы происходит «привязка» к старым смыслам новых контекстов, что проявляет новые смысловые оттенки ситуации, а значит, порождает новое ее понимание, новые переживания и, в конечном счете, новое отношение к ситуации и самому себе (как смысловому центру проблемы). Рефлексия как неотъемлемая часть в работе с ОПК является процессом присвоения пережитой эмоции и понимания клиентом самого себя.
Поскольку любая проблема представляет собой единство известного и неизвестного сам процесс презентации/осмысления ситуации рефлексивен, поскольку во многом он заключается в сопоставлении старых и новых представлений о ней, выявлении различных связей и отношений между ними. Собственно, при внутренней обработке в сознании клиента проблемная ситуация при ее изложении тоже не остается исходной, поэтому каждый фрагмент по-новому изложенной ситуации включает в себя некоторые элементы, с точки зрения предшествующих обстоятельств лишенные смысла.
Отсюда возникает необходимость постоянно анализировать способы их взаимного увязывания. Рефлексия механизм, обеспечивающий целостность понимания клиента. Имеющееся у него знание позволяет ставить вопросы, на которые клиент должен произвести новое знание, исходя из измененного вопросом отношения к своей проблеме. Цепочки таких трансформаций дают возможность клиенту лучше понимать смысл высказываний, которыми он характеризует ситуацию, и, в свою очередь, помогают консультанту ставить новые вопросы, по-разному фокусирующиеся на проблеме.
Литература:
- Березин С. В., Исаев Д. С. Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии. Самара, 2009. — 109 с.
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. — 432 с.: ил.
- Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.
- Зинченко В. П. Живое знание. Самара: 1997.
- Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995
- Сапогова Е. Е. Человек как знак для самого себя: о концептах самоинтерпретации и самопостроения субъекта // Развивающийся человек в пространстве культуры: Психология гуманитарного знания. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции 26–27 октября 2004 г. (Тула) / Под ред. Е. Е. Сапоговой. — Тула: ТулГУ, 1004. — С.191–197.
- Топоров В. Н. Об одном классе символических текстов // Balcano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста. Предварительные материалы и тезисы. М.: 1979. -- С. 116–130.
- Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. — Минск: Пропилеи, 2000. — 200 с.
- Щедровицкий Г. П., Якобсон С. Г. Методологические проблемы понимания // Мышление и общение. Материалы Всесоюзного симпозиума. — Алма-Ата: 1973.