Военный быт во время Первой чеченской войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 20.08.2018

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Баранчиков, С. В. Военный быт во время Первой чеченской войны / С. В. Баранчиков, Р. В. Кастрыкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52384/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цель: Статья посвящена рассмотрению событий Первой Чеченской войны через жизнь отдельного солдата, судьба которого типична для целого поколения, но так важна для родных. В статье через письма отображается жизнь героя, переживания, военный быт. Раскрыты содержание понятий «патриотизм», «героизм» и «подвиг» во время одного из самых переломных моментов нашей страны.

Метод или методология проведения работы: изучение материалов войны, интервью с родителями героя, личный архив.

Область применения результатов: история, политология.

Ключевые слова: патриотизм, героизм, мужество, самопожертвование, военный быт.

«Они заслужили право на все.

Кроме забвения.

Представить бы их всех посмертно к ордену,

тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

— а Родину за жизнь не отдадим!» [1, ст.1]

Патриотизм — это любовь к своей стране, Родине, преданность своему отечеству и народу, а также ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя защиты и интересов своей Родины [2, ст.486].

Героизм — это следующая ступень патриотизма, символизирующая готовность к фактическому воплощению в жизнь его духовной сущности по собственной воле, которая выражается в проявлении мужества, стойкости, самопожертвования, способности к совершению подвига [2, ст.125].

Подвиг — это героический, самоотверженный поступок, труд, совершенный в опасных условиях, это составная часть последовательной цепочки «патриотизм — героизм — подвиг» [2, ст.523].

И вроде человек — самое разумное существо на планет Земля. Сколько открытий, изобретений сделаны человеком: колесо, машина, полет в космос, компьютер, современная техника. Этот ряд бесконечен. Да, нет предела человеческим возможностям.

Казалось бы, с таким интеллектом человек должен жить в мире и согласии. Но на протяжении всего своего пути рядом с великими открытиями ведутся великие кровопролитные войны. Со временем меняется оружие: палку заменило ружье, его сменил автомат, затем появилась атомная бомба, и этот список только растет.

Меняется оружие, а последствия войны всегда одинаковы: смерть, кровь, боль, горе…

Во время начала Первой Чеченской войны, боеспособность наших войск была на ничтожно низком уровне. Это далеко не новая техника, которую в спешке собирали буквально со всей страны, без нормального технического обслуживания, отсутствие полноценного материального обеспечения, не было ни нормальных бытовых условий, в связи с чем были эпидемии болезней, вшей «бриться приходиться на лысо, так как вшей по-другому не вывести», хромала медицинская подготовка. Комплектование частей было на низком уровне. Для отправки на Северный Кавказ собирали и посылали боевые силы со всех уголков страны. Уже на местах организовывали объединенные подразделения, где, понятно, часто не было согласованного и четкого взаимодействия между командирами и личным составом. Добавим сюда тяжелую политическую и экономическую ситуацию в стране в переломный момент истории нашей страны. И именно тогда наш народ, впрочем, как всегда, проявляли смелость и героизм. Подвиги солдат в Чечне поражают по уровню концентрации сил и отваги [3, 6, ст. 3–5].

Можно ли перечислить все подвиги, совершенные нашими людьми во время этой войны? Разве мы знаем их все? Сколько подвигов осталось за кадрами, неуслышанные, нерассказанные?

Об одном из таких подвигов в данной статье и пойдет речь, подвиге настоящего патриота нашей Родины Секретёва Владимира Анатольевича, который родился в хуторе Ковыленском Ростовской области в 1976 году. Окончил Ковыленскую школу.

На каждое поколение своя война. Его прапрадеду досталась Финская и Гражданская, прадеду — Великая Отечественная, дед в послевоенное время служил 3 года на границе, Владимир был участником первой Чеченской войны.

Что такое юность, проведенная на войне? Это ужасающие картины человеческой жестокости, голод и холод, бессонные ночи, погибшие товарищи. Это искренняя вера в то, что победный конец уже близко.

Все мужчины семьи Владимира были защитниками, страна позвала — они стали в строй. Не забрала предков Гражданская война, оставила в живых Великая Отечественная, а вот Чеченская… не прошла мимо.

24 мая 1995 года Владимир погиб, служивший в городе Назрань. О тех событиях я знаю из рассказов его родителей, друзей, а еще из его писем. Письма военных лет играют огромную роль для изучения жизни советского солдата в условиях фронта.

Первые и заключительные строки писем были стандартными: «Здравствуйте, мама и папа… За меня не волнуйтесь, кормят нормально, супы, тушенка, черный хлеб… Передавайте всем привет … целую, обнимаю».

Кроме скромных армейских новостей в своих письмах писал о том, что он испытывал там, где стреляли, где вовсю уже лилась кровь. «Сегодня выходили в город, сколько искореженной техники, разбитых домов, убитых людей. Ведь это были чьи-то дома, в них жили, радовались. Сегодняшние трупы были чьи-то сыновья. Жаль людей, ведь многие ни в чем не виноваты…» скучал, переживал за родных и старался успокоить «За меня не волнуйтесь, у нас не стреляют. Стрельбу слышно, но это далеко. Когда все затихает, то даже чего-то не хватает».

А еще на войне он оставался обыкновенным мальчишкой, радовался всяким мелочам «Я купил себе часы механические. Классные! Как позолоченные. Циферблат зеленый, пограничный цвет, а вместо цифр камешки красивые. Я так рад…»

Володя служил в пограничных войсках, в специальном пограничном отряде, был водителем. В канун своего 19-летия он со своей группой выполнял задание, находясь в Грозном. Война не объявлена, но кругом стреляют. Группа попадает в плен, но чудом спасается. Возвращаются чуть живые, ложатся спать. «Утром я проснулся, а под подушкой мне ребята положили «Сникерс» и банку «Колы». Я так был счастлив, что друзья не забыли за мой день рождения». Это был последний день рождения и самые дорогие подарки — внимание друзей, детские сладости, и еще полгода жизни, пусть на войне, но жизни.

В одном из писем писал о том, что его представили к награде, «за что, приеду, расскажу» [4]. Сам рассказать ничего не успел. А поведал об этих событиях его земляк, Мирясов Виктор. Сразу же после демобилизации он приезжал к родителям Владимира и рассказал о том, что Володя помог избавиться от плена всем, кто был с ним. За это и должна была быть награда. Но получить он ее не успел…

Не смотря на тяжелую службу, Володя гордился тем, что он солдат. «Мне служить нравиться. Горжусь тем, что я пограничник, так как и ты когда-то папа». В армии хорошо, дома даже и не знаю, что буду делать» [4].

Письма приходили регулярно. 14 мая 1995 года срок службы истек. Но домой Владимира не отпустили, как говорили его друзья, в части не было денег, чтобы отправить его. Обходной лист уже на руках, сумки собраны, каждому члену семьи приготовлен подарок.

24 мая 1995 год. На заставе тревога. Нужно срочно ехать на задание. На просьбу командования повести Владимир ответил согласием. Рядом сел молодой солдат, который в дальнейшем должен заменить Владимира. Задание выполнено успешно. Возвращаясь, машина попала в засаду. Стреляли почти в упор. Снайпер первым сразил водителя, пули попали в голову. Ранены остальные пять членов группы. Майор М. Хайдаров рассказывал: «Секретёв был смертельно ранен. Как он смог проехать еще 300 метров никто теперь не объяснит. Но эти самые метры спасли жизнь четырем военнослужащим (пятый от сквозных ран скончался). Изрешеченная пулями машина уперлась в препятствие и встала. Передвигаться кое-как мог лишь шофер-новобранец. Он и добрался до заставы, сообщил тяжелую весть» [5].

Полтора года службы Володю называли счастливчиком, везунчиком, в последний раз не повезло.

Сколько не рассказано, сколько не услышано, сколько не прожито…

Тысячу раз перечитывали родители строчки из письма, пришедшего от командования «…Ваш сын пал смертью храбрых, проявил мужество и героизм, спас жизнь товарищей…» теперь эти слова на гранитной плите [5].

Через полгода в родительский дом приехали из СКВО, из райвоенкомата и вручили родителям, Секретевым Анатолию Деяновичу и Анастасии Семеновне, орден Мужества, посмертно. Но никакая награда не заменит сына.

В красной коробочке значок, который Вова носил перед уходом в армию, на нем изображено улыбающееся лицо и надпись «Все в кайф», а рядом знаки «Отличник погранвойск I степени», «Отличник погранвойск II степени», орден Мужества и гильза с места боя. Короткий путь от обычного мальчишки до героя.

У чеченской войны нет истории, она малоисследована. Она никогда не уйдет в прошлое. Болезненная память о ней не оставит нас. Война возвращается через взрывы на вокзалах российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами противостояния. Чечня — контрастная фотография, образ времени. Чечня — символ нашей нестабильности и разобщенности.

Литература:

  1. Евгений Маркелов 2 «Баллада о пяти друзьях» 2016;
  2. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г., 944 с;
  3. Блог Юрия Бутусова «LIVEJOURNAL», https://v-n-zb.livejournal.com/9668025.html;
  4. Письма Секретева В. А. // Личный архив родителей;
  5. Извещение о гибели Секретева В. А. // Личный архив родителей;
  6. Анна Политковская, Чечня. Чужая война, или Жизнь за шлагбаумом; Правозащит. центр «Мемориал». — М., 2002, 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, чеченская война, война, чечня, военный быт, героизм, жизнь, орден Мужества, Отличник погранвойск, Родина.


Похожие статьи

Программы и проекты, направленные на воспитание...

− воспитание уважительного отношения к героям, ветеранам войны и труда

− Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Похожие статьи

Программы и проекты, направленные на воспитание...

− воспитание уважительного отношения к героям, ветеранам войны и труда

− Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Задать вопрос