Инновации в музыкальном воспитании учащихся детской школы искусств № 4 г. Ставрополя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.

Дата публикации: 13.08.2018

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Камышанова, Т. Д. Инновации в музыкальном воспитании учащихся детской школы искусств № 4 г. Ставрополя / Т. Д. Камышанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52282/ (дата обращения: 25.11.2024).



Музыкальное образование в системе общероссийского образования на сегодняшний день находится в стадии модернизации, которая захватывает практически все образовательные структуры. В современных социально-культурных условиях нашей страны оно призвано принимать участие в решении задач по развитию отечественной культуры, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, а также его профессионального становления.

В статье 83 Главы 11 Закона «Об образовании в РФ», принятого 29.12.2012 года, подчёркивается необходимость выявления одаренных детей и реализации новых образовательных программ в области искусства.

«Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности» [1].

Практически все образовательные учреждения художественно-эстетического направления приступили к модернизации процессов обучения. Многими преподавателями созданы новые учебные рабочие программы по дисциплинам, предусмотренным образовательными стандартами. Особенно успешными являются программы в области предпрофессионального обучения, которые предполагают раннее профессиональное становление и развитие профессиональных качеств юных россиян в области искусства.

В Указе Президента РФ от 24.12.21014 года № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики РФ» говорится о том, что современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса [2].

Дополнительные образовательные учреждения художественно-эстетического направления Ставропольского края с 1 сентября 2013 года осуществляют выполнение задач, поставленных в новом образовательном стандарте.

Наравне с другими музыкальными школами Ставропольского края успешно реализует обновление учебного процесса школа искусств № 4 города Ставрополь.

В учреждении на высоком профессиональном уровне ведется методическая работа, которая позволяет внедрять новые методики обучения, а также инновационные программы с применением компьютерных технологий.

В 2013 году, в соответствии с федеральными государственными требованиями, коллективом преподавателей по основным направлениям деятельности разработаны и реализуются дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального и изобразительного искусств: «Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Живопись». В 2014 году разработаны и введены дополнительные образовательные общеразвивающие программы в области музыкального искусства.

Свою историю муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 4» города Ставрополя отсчитывает с 1977 года. Деятельность школы зарождалась на базе нескольких музыкальных классов, располагающихся в помещении средней общеобразовательной школы № 21. Коллектив состоял из 6 преподавателей: Атамановой Галины Александровны, Новиковой Тамары Борисовны, Никищенко Тамары Анатольевны, Климуковой Татьяны Николаевны, Ефремовой Татьяны Петровны, Грибановой Марии Ивановны. Первым директором был назначен Соломоненко Геннадий Иванович, ныне — почетный пенсионер, заслуженный работник культуры.

На протяжении 18 лет Детская музыкальная школа № 4 поочерёдно арендовала учебные аудитории общеобразовательных школ № 21, 22, 23 города Ставрополь и, наконец, в 1995 году учреждение получило своё собственное здание по улице Пирогова 64-а.

На сегодняшний день образовательные услуги, предоставляемые школой, широко востребованы жителями города Ставрополя. Контингент учащихся на бюджетном отделении составляет 437 человек. Дети имеют возможность получить начальное музыкальное образование по специальностям: фортепиано, синтезатор, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, скрипка, академический и эстрадный вокал. Одним из этапов развития образовательной деятельности учреждения стало открытие в 2007 году отделения изобразительного искусства, пользующееся большой популярностью среди детей и подростков.

Более пяти лет в школе функционирует отделение дополнительных платных образовательных услуг, на котором обучаются свыше двухсот учащихся.

В настоящее время в школе искусств осуществляют педагогическую деятельность 54 преподавателя по различным дисциплинам во главе с директором Овсянниковой Натальей Александровной. Более 60 % преподавателей и концертмейстеров имеют высшее профессиональное образование, более 80 % преподавателей и концертмейстеров аттестованы на первую и высшую квалификационные категории.

За более чем 37-летнюю историю существования школа наработала свои традиции в области преподавания и воспитания, имеет положительный опыт и высокие достижения в образовательной и творческой деятельности. За этот период МБУДО ДШИ № 4 г. Ставрополя окончили свыше 1500 учащихся. Многие из них продолжили профессиональное музыкальное образование и достойно представляют учреждение в различных направлениях культурной сферы нашей страны. Среди них: Ирина Белая –

солистка Ставропольской краевой филармонии, Медынская Оксана — преподаватель Киевской государственной консерватории, Шумакова Александра — кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования Ставропольского государственного педагогического института, Шипулина Елена — преподаватель ДМШ № 4, Оспин Дмитрий — преподаватель Ставропольского краевого училища искусств, Пипинов Александр — выпускник кафедры фортепиано Московской государственной консерватории, лауреат международных конкурсов.

В 2013 году детская школа искусств № 4 стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая музыкальная школа» в рамках Всероссийского Образовательного форума «Школа будущего: проблемы и перспективы развития современной школы в России». В 2014 году школе присвоено звание лауреата Всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей — 2014».

Премией Минобрнауки России в целях поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» была награждена Полина Хурцева (фортепиано). Именной стипендией администрации города Ставрополя премированы Ксения Водянова (фортепиано), Александр Ефремов (академический вокал), Милена Саргсян (фортепиано), именная стипендия Губернатора Ставропольского края Ксения Водянова (фортепиано), Вадим Андреев (фортепиано), Мария Хурцева (фортепиано), стипендия краевого отделения Российского детского фонда Мария Скрипникова (фортепиано) и Полина Хурцева (фортепиано). Двое учащихся: Полина Хурцева (фортепиано) и Василий Блинов (гитара), награждены медалью «Одаренный ребенок» и внесены в IV выпуск 2009 г. Общероссийской ежегодной энциклопедии «Одаренные дети — будущее России».

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в городских, зональных, краевых, региональных, международных конкурсах и фестивалях исполнительского мастерства, а также олимпиадах, конкурсных выставках художественных работ, пополняя «копилку достижений» учебного заведения. За период с 2012 по 2014 годы более трёхсот учащихся приняли участие и стали лауреатами и дипломантами международных конкурсов в Париже, Праге, Херцег–Нови (Черногория), Закопане (Польша), Йямса (Финляндия), Римини, Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, Пятигорске, Кисловодске, Георгиевске. Юные ставропольчане так же выступали на Всероссийских конкурсах-фестивалях в городах Ростов-на-Дону, Железноводск, региональных, краевых, зональных, городских конкурсах исполнительского мастерства, олимпиадах по музыкально-теоретическим дисциплинам, конкурсных выставках художественных работ.

На протяжении многих лет в МБУДО ДШИ № 4 г. Ставрополя работают творческие школьные коллективы: ансамбль отделения народных инструментов, ансамбль баянистов и аккордеонистов, ансамбли скрипачей, ансамбль гитаристов, инструментальные дуэты, трио, вокальный эстрадный ансамбль, младший и старший хоры. Работа в творческом коллективе способствует расширению художественного кругозора учащихся, развивает художественно-технические навыки, способствует повышению уровня их знаний и умений, укрепляет желание участвовать в коллективном творчестве.

В 1999 году в учреждении создан педагогический ансамбль народных инструментов «Музыкальный момент», который стал своеобразной визитной карточкой школы.

На музыкальном и художественном отделениях школы систематизирована работа по обмену педагогическим опытом. Преподаватели принимают активное участие в работе городского методического объединения. На базе МБУДО ДШИ № 4 г. Ставрополя организована работа городской методической секции по классу гитары, руководителем которой является директор Овсянникова Н. А., организуются и проводятся городские конкурсы исполнительского мастерства на классической гитаре среди учащихся ДМШ и ДШИ города Ставрополя. Одним из направлений методической деятельности, многие годы приносящим положительные результаты, является работа по проведению педагогической практики для студентов Ставропольского государственного педагогического института и Северо-Кавказского Федерального университета.

Коллективом школы искусств № 4 активно ведется культурно-просветительская и концертная деятельность. Налажено творческое сотрудничество с учреждениями социальной направленности — «Краевым центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», «Ставропольским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», администрацией Промышленного района города Ставрополя, а также средними общеобразовательными и дошкольными учреждениями. Для различных зрительских категорий регулярно проводятся концертные мероприятия, посвященные памятным и праздничным датам.

«Целями художественного образования на современном этапе являются:

– обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

– повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

– сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства [3].

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 4 города Ставрополя является маленькой частицей Российской системы образования в области искусств. Деятельность школы направлена, прежде всего, на раскрытие творческого потенциала учащихся, на использование ресурсов художественного образования для социально-культурной адаптации детей в современном мире. Внедрение программ предпрофессионального образования даёт возможность учреждению осуществлять подготовку творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования. Деятельность школы нацелена на реализацию нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов, идеалов личности и общества.

Многолетняя творческая деятельность учреждения направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие социально-культурного потенциала страны.

Литература:

  1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015] [Глава XI] [Статья 83]
  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/обр.20.03.2015г.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 1244-р О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг. (с изменениями и дополнениями)
Основные термины (генерируются автоматически): ставрополь, художественное образование, область искусств, Россия, город Ставрополя, Детская школа искусств, деятельность школы, исполнительское мастерство, преподаватель, программа, Ставропольский край, учреждение, фортепиано, школа.


Похожие статьи

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Оздоровительный эффект разных видов музыкальной деятельности для дошкольников в ДОУ

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Похожие статьи

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Оздоровительный эффект разных видов музыкальной деятельности для дошкольников в ДОУ

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Задать вопрос