Потенциал виртуальной среды в образовательной робототехнике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 06.08.2018

Статья просмотрена: 744 раза

Библиографическое описание:

Антипов, Д. Н. Потенциал виртуальной среды в образовательной робототехнике / Д. Н. Антипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/217/51435/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются возможности применения в робототехнике виртуальной среды, позволяющей симулировать работу робота, а также взаимодействие его с объектами в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: виртуальная среда, робототехника, образование.

The article discusses the possibilities of using a virtual environment in robotics that allows simulating the work of a robot, as well as its interaction with objects in virtual space.

Keywords: virtual environment, robotics, education.

Актуальность применения виртуальной среды позволяющий имитировать (симулировать) работу робота в виртуальном пространстве обусловлена относительной дороговизной обучающих наборов, в возможности работы удалённо от конструктора, в возможной экономии времени и материальных ресурсов, т. к. нет необходимости в сборке робота и изготовлении полигона (площадки для робота).

Наиболее распространёнными образовательными робототехническими наборами на данный момент в России являются образовательные конструкторы компании Lego серии WeDo и Mindstorms, которые позволяют охватить практически все возрастные группы обучающихся [1].

Под виртуальной реальностью (средой) следует понимать созданную компьютером трехмерную модель среды, позволяющая пользователю почувствовать иллюзию реальности, в которой чувства пользователя заменяются их имитацией генерируемой компьютером, а объекты ведут себя аналогично объектам материальной реальности, где имитирована физика, подобная реальной (гравитация, свойства объектов, столкновение с предметами и т. п.).

В настоящее время существуют программные средства компьютерного моделирования, применимых в обучении робототехники, позволяющие имитировать не только геометрические размеры, но и физические свойства, как реальных роботов, так и их прототипов [2].

Рассмотрим ряд программных разработок, применимых для образовательной робототехники Lego.

Первыми разберем программные среды моделирования Lego роботов. Такими являются Lego Digital Designer, LeoCad и LDraw. LDraw это открытый стандарт программ (MLCad, LDCad, LDView, LPub и др.), позволяющие создавать виртуальные модели и сцены [3]. Например, можно задокументировать физически собранные модели и даже сделать анимацию. Отдельно выделим разработку Lego Digital Designer, с которой можно приобщить к моделированию каждого, т. к. имеет интуитивно-понятный интерфейс. Все вышеперечисленные программы моделирования роботов могут помочь в составлении инструкции по сборке робота.

Рис. 1. Фотография реального робота и скриншот виртуальной модели робота в Lego Digital Designer

Следующими рассмотрим программные среды, позволяющие имитировать работу Lego роботов в виртуальном пространстве (Robot Virtual Worlds, MS Robotics Studio, Virtual Robotics Toolkit).

Одна из программ Robot Virtual Worlds — LEGO 4.x (RVW), слоган которой на странице сайта звучит: «No Robot, No Problem!». Сами разработчики, ссылаясь на свои исследования заявляются, что обучение программированию в RVW более эффективно, чем обучение программированию с использованием физических роботов [4]. Работа с RVW требует приобретения целого комплекта программ, т. к. иначе возможности будут сильно ограничены, например, программу для построения своей виртуальной площадки.

Высокий уровень реализма обеспечивает Virtual Robotics Toolkit (VRT) [5], разработанная на Unity 5, позволяющая имитировать роботов серии Lego Mindstorms NXT и EV3 в идеализированных условиях. В VRT возможно проводить эксперименты с тем, как изменение сил трения на игровой поверхности, положения датчиков покажут, как ваш робот будет вести себя в определённых условиях. VRT имеет возможность импортировать модели роботов, созданные с помощью ряда бесплатных редакторов, например MLCad, LDCad или Lego Digital Designer. VRT позволяет создавать виртуальные пространства из различных примитивов, устанавливая им графические текстуры, массу, выбрать тип материала, добавлять источники света и другое, т. е. позволяет быстро создавать пространство работы для робота. VRT существует возможность вручную управлять движением робота, а также имеет возможность выполнять написанные пользователем программы, разработанных в поставляемых с наборами визуальной среды программирования. Но на данный момент VRT пока не может позволить переход с визуальных языков программирования на текстовые языки, таких как C или Basic (среды программирования ROBOTC, MS Small Basic).

Рис. 2. Имитация манипулирования предметами роботом в виртуальной среде VTR

Обозначим просматриваемые возможности виртуальных сред для образовательной робототехники. Во-первых, виртуальные модели роботов могут послужить интерактивными 3D инструкциями, дающие очень точные модели, максимально приближённых к реальности с возможностью тщательной проработки и деления на составные части для представления в виде отдельных частей. Во-вторых, виртуальные среды позволяют проверить все механические узлы модели робота, перед постройкой реальной физической модели, экономя время на постройке реальных прототипов. В-третьих, виртуальная среда позволит имитировать различные учебные ситуации на смоделированной площадке экономя время её подготовки и материальные ресурсы, чтобы отработать соответствующие умения и навыки по конструированию и программированию. В-четвёртых, виртуальные среды дают возможность сборки и имитации работы робота, при отсутствии возможности работы с физической моделью робота. В-пятых, работа в виртуальной среде даёт развитие умений и навыков по проектированию предметного мира, осуществления абстрактных образов, представляя обучающему инструмент моделирования, позволяет развивать творческие способности учащихся, а также овладевать моделированием как методом познания.

Проведённый обзор отображает целесообразность использования виртуальных сред для обучения образовательной робототехники. Их использование позволит совершенствовать разработку роботов и программ, экономить время и ресурсы на проведение различных экспериментов, а также перечисленные выше инструменты могут быть особенно полезны для тех, кто заинтересован робототехнике, но не имеет робототехнического набора.

Литература:

  1. Вегнер К. А. Внедрение основ робототехники в современной школе // Вестник НовГУ. — 2013. — № 74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-osnov-robototehniki-v-sovremennoy-shkole.
  2. Виртуальные 3D среды как средство верификации и тестирования робототехнических систем / А. Г. Зыков, А. В. Межерин, В. И. Поляков // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2016. — № 21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25340150.
  3. Как сделать пошаговую инструкцию LEGO (создание модели в MLCad + LSynth) [Электронный ресурс] / ПрогХаус. — URL: http://www.proghouse.ru/article-box/37-mlcad.
  4. Robot Virtual Worlds [Электронный ресурс] / Robot Virtual Worlds. — URL: http://www.robotvirtualworlds.com/.
  5. Virtual Robotics Toolkit [Электронный ресурс] / Virtual Robotics Toolkit. — URL: https://www.virtualroboticstoolkit.com/.
Основные термины (генерируются автоматически): VRT, RVW, виртуальная среда, виртуальное пространство, образовательная робототехника, LEGO, NXT, ROBOTC, VTR, работа робота.


Похожие статьи

Развитие робототехники в школе | Статья в сборнике...

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. На современном этапе в школе рассматриваются проблемы робототехники.

Похожие статьи

Развитие робототехники в школе | Статья в сборнике...

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. На современном этапе в школе рассматриваются проблемы робототехники.

Задать вопрос