Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 29.07.2018

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Абсалямова, Г. А. Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности / Г. А. Абсалямова, Р. Р. Ильясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52192/ (дата обращения: 26.04.2024).



Известно, что основной государственный экзамен (ОГЭ) — основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. С 2014 года согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация для учащихся 9 классов является обязательной. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс или поступления в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Выпускники 9 классов общеобразовательных школ сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по предметам по добровольному выбору.

Экзаменационная работа разделена на 2 части, задания имеют сплошную нумерацию, включают тесты и задания повышенной сложности.

Подготовка к ОГЭ — это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависят результаты учащихся. От оценок учащихся зависит также авторитет учителя, подготовившего учеников к экзаменам.

Цель настоящей работы заключалась в поиске способов подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ, особенно заданий повышенной сложности, т. к. задания № 20–22 часто вызывают у учащихся затруднения.

С этой целью решались следующие задачи: развивать и совершенствовать навыки по решению расчетных химических задач и выполнению практических заданий по темам общей химии, в том числе правильного использования метода электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях; развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся; совершенствовать навыки по выполнению химического эксперимента, научить школьников проводить качественные реакции; развивать умения использовать информационные технологии при подготовке к экзамену.

Как показал анализ выполнения заданий ОГЭ более ранних лет, учащимся особенно сложно решать задания и расчетные задачи по темам: «способы выражения концентрации растворов», «окислительно-восстановительные реакции», «основы неорганической химии», которым следует уделить больше времени и внимания. Решение заданий 20–22 требует не просто механического ответа на вопросы теста, но обдуманного подхода, включающего творческие способности учащихся при выполнении заданий.

Выполнение достаточно теоретически сложных заданий 20 и 21 предполагает использование известных алгоритмов для решения данных заданий. Задание 22 является практико-ориентированным и предполагает проверку умений планировать эксперимент; описывать признаки протекания химических реакций; составлять молекулярные и сокращённые ионные уравнение этих реакций, уметь писать цепочки превращений из перечисленных в задании химических веществ и воды. Становится понятным, что для решения такого типа задания необходимы практические навыки и умения выполнять химический эксперимент и уметь описывать его результаты.

В задании № 20 ученики часто путают окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления; неправильно определяют степени окисления элементов в составе сложных соединений; допускают ошибки при составлении электронного баланса.

В задании № 21 учащиеся иногда путают названия кислотных остатков (сульфат с сульфитом), в итоге уравнение реакции составляется неправильно; путают единицы измерения величин; неверно вычисляют молярные массы, забывают уравнивать химические реакции и т. д.

В задании № 22 ученики неверно составляют уравнения химических реакций либо составляют, но не уравнивают; не записывают признаки химических реакций либо записывают неправильно и теряют баллы; не составляют схему превращений, которая должна быть оформлена в виде отдельной записи.

Безусловно, подготовить к выполнению заданий ОГЭ за полгода невозможно. Подготовка должна осуществляться на протяжении всего процесса обучения химии, особенно в 9 классе.

Глубокие знания предмета невозможны без интереса к данной области знаний, без внутренней мотивации к такому изучению. Отсюда для учителя становится важным выявить высокомотивированных учеников, формировать и развивать интерес к своему предмету.

Способы формирования такого интереса могут быть разные, в частности, внеклассные мероприятия на предметной неделе, участие в олимпиадах разного уровня, проектная деятельность учащихся, обязательное выполнение химических экспериментов, включая занимательные опыты по химии. Также презентация возможностей химической науки для использования ее достижений в обычной жизни: при покупке моющих средств, лекарств, строительных материалов, косметики и т. д. Для организации самостоятельной работы учеников можно использовать электронные пособия и ресурсы Интернета.

При работе с первою частью ОГЭ — тестами можно использовать такую форму работы, как тесты с подробными комментариями ответа. Такую работу можно организовать в группах из 5–6 человек. Учитель при этом может выступить в качестве консультанта.

Особое внимание следует уделить заданиям повышенной сложности с учетом практической направленности части данных заданий: организовать выполнение учебных экспериментов в соответствии с поставленными вопросами в заданиях 20–22.

Работа с использованием вышеуказанных рекомендаций была проведена с учащимися ряда школ г. Уфы РБ.

Как показали результаты, использование вышеуказанных подходов к подготовке

учащихся к ОГЭ способствует повышению успеваемости по предмету, баллов по пробным вариантам ОГЭ в течение года, приводит к развитию самостоятельности учащихся (умению находить в интернете необходимые видео и фотоматериалы), и особенно развитию экспериментальных навыков. Учащиеся уже не боятся заданий повышенной сложности и правильно распределяют свое время в зависимости от сложности заданий.

Таким образом, предложенная методика может быть использована и для подготовки учащихся для успешного выполнения задания ОГЭ, и для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Литература:

  1. Бочарникова Р. А. Учимся решать задачи по химии (8–11 классы). Волгоград: Учитель, 2008 г.
  2. Френкель Е. Н. Как решать задачи по химии? М.: Первое сентября, 2010, № 32.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, повышенная сложность, реакция, выполнение заданий, класс, решение заданий, учащийся, химический эксперимент, электронный баланс.


Похожие статьи

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

Задать вопрос