Настоящая статья посвящена исследованию песенного дискурса в общем контексте культуры. В статье рассматривается современная музыка и проводится ее сравнение с классической музыкой. Автор анализирует состав музыки, ее компоненты.
Ключевые слова: песня, поэтический дискурс, мелодическая композиция, текст.
Рассматривая песню как феномен музыкальной культуры, мы постараемся выявить все ее особенности в сравнении с классической музыкой, их отличительные характеристики. Мелодичность заключаются в простоте структуры, способности передавать эмоции и чувства человека. Несмотря на всю свою простоту, современная рок-песня обладает чрезвычайно мощным потенциалом воздействия на аудиторию и на личность в том числе. Роль текста состоит в том, чтобы конкретизировать эмоционально-чувственный компонент, рассказывая историю или ее отдельные детали, обычно любовных отношений, которые знакомы практически каждому человеку, которые сообщают о мнениях, оценках и суждениях автора. Современная музыка является результатом синтеза европейской мелодичности с жёсткой ритмикой афроамериканцев. Однообразие ритма влияет на однообразие музыкальной и текстовой организации материала. В современной англоязычной рок-музыке обычно автор и исполнитель — одно лицо, что способствует сокращению дистанции между автором теста и слушателей.
Одним из важных аспектов является современная песня, особенно рок-песня, которая выполняет свойственную музыке функцию быть средством достижения эмоционального баланса с окружающим миром. По мысли Л. С. Выготского, искусство и музыка тоже входит в это число, что «позволяет изживать величайшие страсти, которые не нашли себе выхода в реальной жизни… Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражителей — эта не осуществившаяся часть жизни должна быть так или иначе изжита». [2, c. 573]. Особую роль играет и физиологический аспект, благодаря которому ритмические телодвижения музыкантов во время исполнения рок-песни заставляют слушателя чувствовать экспрессивность, тональность и модальность восприятия.
Также по мнению В. Васина-Гроссман, мы видим, что обращение к энергичному, танцевальному ритму «всегда ведёт к решительному перевесу музыкального начала, а поэтическое слово превращается в простое средство вокализации мелодии» [1,c.150]. Современная англоязычная песня формировалась в 1960-х годах. Она известна своими контркультурными тенденциями. Ее характерными чертами являются негативизм и пессимизм, а также дух протеста. Рок-музыка и тексты рок-песен являются культурным феноменом, в рамках которого слушатели рок-композиций ощущают веяние и дух эпохи «мятежных шестидесятых»; многим в то время казалось, что буржуазную культуру можно легко заменить на новую. Тогда на Западе к року начало меняться отношение: перестали воспринимать просто как средство развлечения, молодёжная музыка стала результатом определенной идеологии.
В 1960-е годы тексты англоязычного песенного дискурса становятся глубже и серьёзнее, начинают появляться темы социального характера: одиночество, протест против войны, индивидуальное самосовершенствование, конфликт поколений и многое другое. Знание истоков современной англоязычной песни облегчает понимание тематических особенностей текстов современных рок-песен.
Необходимость наличия лирической мелодии и ритма делает поэтические тексты, которые написанные в классических стихотворных размерах, неподходящими для использования их в качестве музыкальных текстов.
Музыкальный поэтический дискурс является процессом передачи информации в форме музыкального сообщения и музыкальным текстом как коммуникативным событием данного дискурса. По словам И. И. Чумак-Жунь, реализация коммуникативных механизмов поэтического дискурса происходит в двух ипостасях — внешнем и внутреннем. Внутренние –это коммуникативно-прагматические механизмы, которые являются спецификой поэтической языковой личности, участвуют в процессе поэтической коммуникации, означают уникальный тип языковой личности, реализуются в виде автора и адресата. Внешние механизмы поэтической коммуникации связаны с метадискурсивной средой. [5, c.38]
Большинство исследователей считают, что мелодический компонент песенного дискурса доминирует над вербальным. Можно сделать вывод, что музыкальный компонент песенного дискурса является доминирующим по отношению к вербальному компоненту. Это доказывает, что песенный дискурс не может существовать в отрыве от вербального компонента.
Вслед за Ю. Е. Плотницким, под англоязычным песенным дискурсом мы понимаем корпус текстов песенной лирики английских и американских авторов, огромное разнообразие которых обусловлено прагматическими, социокультурными и психологическими особенностями, как авторов, так и ситуации предъявления песенного текста адресату. Кроме того, значение текстов песенного дискурса реализуется в рамках диалога с предшествующими текстами песенной культуры, наиболее значимые из которых получают статус прецедентных, становясь источником аллюзий и цитат. [4,c.204].
Тексты песенного дискурса способны представлять информацию о современных тенденциях развития английской разговорной речи и, в определенной степени, языка современной англоязычной поэзии. [4, c. 201].
Место песенного дискурса между бытийной и бытовой разновидностями дискурса. С одной стороны, в текстах песенного дискурса присутствуют черты бытового общения (обиходная проблематика, диалогичность, пунктирность), с другой стороны, присутствует попытка раскрыть внутренний мир автора в этих текстах, что сближает их с бытийной разновидностью дискурса. Необычность самого коммуникативного акта, имеющего место в случае публичного исполнения песни, состоит в том, что, не имея возможности полноценно участвовать в коммуникации и влиять на содержание предъявляемого ему текстового сообщения, адресат демонстрирует свою реакцию чаще невербальными средствами (аплодисменты, свист, топот, рев). Необходимость учета этой ситуации устного предъявления песенного текста влияет на упрощение синтаксиса и подбор лексики. Характерной особенностью текстов песенного дискурса является высокая частотность повторов и параллельных конструкций, облегчающих устное восприятие. А также следует отметить большое количество императивных и вопросительных предложений, что указывает на диалогизм текстов песенного дискурса. [4, c. 184].
Единицей текста в песенном дискурсе следует считать предложение, хотя в некоторых текстах мы скорее встречаем в качестве такой единицы предикативную единицу, т. е. часть сложного предложения. Средствами связанности предложений являются, помимо повторов и параллелизма, простейшие элементы когезии, такие как союзы and, because, then; элементы дейксиса, хотя главная роль, разумеется, принадлежит когерентности, которая «работает» даже при отсутствии средств формальной связности. С точки зрения стилистического своеобразия, язык текстов песенного дискурса можно отнести к разговорно-обиходному стилю, где словоупотребление колеблется в пределах от нейтральной до табуированной лексики, а количество стилистических приемов сравнительно невелико. Однако в текстах некоторых исполнителей мы встречаем элементы литературного стиля с присущей ему образностью и изобилием стилистических приемов, что сближает эти тексты с истинной поэзией. С точки зрения говорящего, в песенном дискурсе доминирует монолог, что согласуется с объективно пассивной ролью реципиента речевого сообщения; имеющиеся же примеры диалога скорее необходимы для буквальной передачи речи участников речевого акта, о котором повествуется в нарративном песенном тексте или фрагменте.
В рамках музыкального дискурса происходит выработка определенной системы, с ее помощью можно описать структуру музыкальной мысли, которая позволяет проследить все возможные закономерности и особенности композиторского процесса каждого конкретного автора. Понятие музыкального дискурса включает в себя следующее:
а) процесс создания музыкального текста: стадию зарождения идеи, особенности ее становления и реализации индивидуальные и коллективные, сознательные и бессознательные творческие импульсы;
б) текст и его исследование;
в) существующие и озвученные авторами или исполнителями, и также возможные интерпретации музыкального текста;
г) рефлексию (восприятие музыкального текста и его интерпретаций).
Анализируя различные системы музыкального языка, исследователи часто принимают во внимание какой-либо один из аспектов, а не все вместе взятое, что приводит к неполным и противоречивым выводам.
Понятие «музыкальный дискурс» включает музыкальный текст и основные составляющие в культуре: порождение, интерпретацию, рефлексию. Выделенные составляющие в целом являются видами музыкальной деятельности: сочинение, исполнение и восприятие музыки. Все они связаны с механизмами функционирования музыкального мышления.
Музыкальный язык, помимо функции передачи информации, выполняет эстетическую функцию. Музыкальная мысль существует во времени и пространстве. Она зафиксирована в нотном тексте или в сознании музыканта, но в то же время может быть изменчивой, так как каждый раз музыкальное высказывание может открываться с различных сторон в зависимости от воспринимающего субъекта и его эмоционального состояния.
Музыкальный язык не имеет всех свойств и функций вербального языка, а потому он не способен его заменить. Нельзя на основании этого утверждения отказывать музыкальному языку в наличии его собственно языкового плана содержания, в смысловом наполнении. Современная англоязычная песня, являясь масштабным феноменом музыкального плана, передает эмоции и, воздействуя на эмоционально-чувственный строй человека, способна пробуждать ассоциации, память о минувшем, переживания, способствовать перемене настроения. [3, c.38]. Хотя воздействие рок-песни невозможно сравнить с воздействием симфонической музыки, ей также присуща эта сила воздействия на чувства и эмоции публики. Можно сказать, что, сохраняя формальную простоту и ограниченный набор выразительных средств, рок-песня более эффективна в плане воздействия, поскольку она добивается результата. Традиционная песня в рамках англоязычного песенного дискурса имеет один и тот же ритм на всём своём протяжении и состоит из двух или трёх куплетов и припева, то есть имеет так называемую двухчастную структуру.
Литература:
- Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. — Ч.1.: Ритмика. –М.: Музыка, 1972. — 150 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
- Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств. — М.: Музыка, 1966, — 64с.
- Плотницкий Ю. Е. Пространство англоязычного песенного дискурса. — М., 1999. — 204 с.
- Чумак-Жунь И. И. Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII-начала XXI веков: Автореф.дис. …д-ра филолол.наук. — Белгород, 2009. — 38с.