Понятие песенного дискурса
Прежде чем начать исследовать понятие патриотического песенного дискурса (песенного текста), необходимо проследить, как различные ученые понимают термин «дискурс». В настоящее время данный термин используется очень часто в научных статьях и лингвистических монографиях, однако не принято единого мнения о том, что же такое «дискурс». С одной стороны, это все многообразие форм устной и письменной речи, с другой — «специфическое лингвистическое и сопутствующее паралингвистическое взаимодействие между людьми в определенном контексте» [3, c.8].
На практике можно вывести такое понятие дискурса, как «текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом, определяющим все то, что существенно для порождения данного высказывания / текста, в связи с системой коммуникативно-прагматических и когнитивных целеустановок автора, взаимодействующего с адресатом» [9, c.104].
Именно эти особенности языка и создают уникальное видение мира, а потому дискурс можно считать историческим и всегда узнаваемым феноменом в лингвистической науке. Дискурс является коммуникативным событием, который приводит к формированию определенной структуры, то есть текста.
Песенный дискурс — это особый вид передачи информации между участниками социальной группы. Он предполагает свой собственный вид коммуникации как процесс языковой деятельности посредством вокальных нетекстовых произведений. Однако стоит заметить, что данная проблема стала значимой лишь в недавнее время, в качестве материала для исследования культуры народов с совершенно новой точки зрения.
Следовательно, песня как одна из самых простых форм передачи информации и взаимодействия с другими людьми является также и самым точным, узнаваемым методом общения. Через нее становится доступным освоить ценности, этические воззрения, изменения в обществе и стереотипы определенной эпохи и культуры, она создает модели поведения и культурные нормы. Все это также возможно представить следующим поколениям и представителям иных культур при помощи песен. В свою очередь патриотические песенные тексты становятся своего рода проводниками в общества других народов, они помогают отследить особенности социальных характеристик разных лингвокультурных сообществ.
Говоря о патриотических песнях, создававшихся в основном в военные годы, именно музыка и песни помогали тогда вызвать у людей чувства патриотизма и гордости за Отечество.
На всем протяжении истории Китая всегда были популярны патриотические песни, которые неотделимы от исторических событий. Это определяет огромную важность и актуальность их рассмотрения. Песни такого жанра отражают чувства, настроения и мировоззрение людей, передают национальную картину мира в определенный момент исторического развития государства, носят воспитательный характер для последующих поколений.
Значение и распространение патриотических песен всегда было тесно связано с событиями, происходившими в стране, — с войной и победой, с лидерами, национальными героями и народом. Исследователь Юй Пэнхуа, говоря о развитии патриотизма в песенном дискурсе Китая, отмечает, что «патриотическое движение в Китае было очень мощным и всеобъемлющим, оно сразу охватывало всю страну, и роль песен была огромна. В них прославлялись герои, правители, народ, победа над врагом, коммунистическая партия» [1, c.160–161].
Функции песенного патриотического дискурса
Песня, как и другие виды дискурса, выполняет разнообразные функции. Исследователь Плотницкий Ю. Е. приводит основные функции песенного дискурса по Якобсону. Необходимо проследить, какие основные функции песенного дискурса реализуются в патриотических песнях Ансамбля НОАК, в частности это:
- Эмотивная функция. Через песню автор высказывает свое мнение, тем самым вызывая у слушателей сочувствие, и помогает им ассоциировать себя с исполнителем.
- Конативная функция. Ориентация на побуждение к действию, призывность чаще всего является характерной особенностью определенной эпохи как знаковый элемент культуры, отражение политической и социальной реальности.
- Поэтическая функция. Данная функция раскрывает песенный текст со стороны его формы, а не содержание. За это в песне ответственно использование различных тропов и фигур речи, а также все детали музыкального произведения. Такое сочетание делает песенный текст уникальным и запоминающимся.
- Функция межэтнической консолидации. Это именно та функция песенного патриотического дискурса, направленная на объединение народа и этноса посредством затрагивания общих тем и интересов, которая и отличает патриотическую песню от других лингвистических текстов. Она является одним из механизмов выявления национальной идентичности, с помощью которой, прослушивая ту или иную песню, становится возможным глубже изучить культуру народа и его менталитет [5].
Таким образом, наличие таких отличительных черт песен этого жанра, как простота содержания, активная роль адресата, ориентация на побуждение к действию свидетельствует о том, что песенный патриотический дискурс представляет собой речевой жанр особого рода, который также необходимо тщательно исследовать.
Реализация функций вербальными средствами
При исследовании основного вопроса о реализации функций песенного дискурса вербальными средствами необходимо включить в круг нужных понятий феномен креолизованного текста. Сорокин Ю. А. и Тарасов Е. Ф. под этим термином понимают «текст, состоящий из двух негомогенных частей, представленных вербальной и невербальной системами» [7, c.180].
Вербальным компонентом песенного текста является песенный стих, который имеет особую структуру, в отличие от других форм текста. Главное отличие заключается в наличии у стиха ритмики и метра, который являются основными компонентами музыкального жанра.
Креолизованность песенного дискурса доказывается тем, что в случае разделения вербального и музыкального компонентов возможно изменение восприятия текста, так как текст без наложения музыки может быть прочтен не в соответствии с задуманным ритмом и мелодией, и вложенный в песню смысл утрачивается.
Известно, что вербальный и музыкальный компоненты, а именно песенный стих и мелодия, являются особыми видами текстов. В то время как вербальный компонент отвечает за формирование содержательной стороны произведения, музыкальный — организует формальный аспект, под который песенный стих должен подстраиваться для создания необходимого настроения и выполнения всех функций песенного дискурса.
Патриотическая песня является частью песенного дискурса и главными ее функциями выступает отражение патриотических ценностей, представлений и идей народа. По словам М. С. Каган, «деятельность человека реализуется в четырех основных формах: в познании действительности, в ее ценностном осмыслении, в её преобразовании, материально-практическом и проектно-идеальном, и в общении людей в процессе их совместной жизни и деятельности» [4, c.14]. Художественное освоение действительности «носит синкретический характер, то есть в нем сливаются воедино, взаимно отождествляясь, все четыре исходных вида деятельности; формой этого слияния является художественный образ» [4, c.15].
Следовательно, песенный дискурс представляет собой сферу человеческой деятельности через образы и символы. По мнению Голованова И. А., художественный образ в языке «не просто отражает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, случайном сущностное, неизменное, общее» [2, c.44]. Можно сделать вывод о том, что на основе вербальной и невербальной сторон текста, такой образ характеризуется целостностью и внутренним единством.
Композиция стихотворения
Очевидно, что главным составляющим любой песни, помимо музыкального аспекта, является стихотворный текст. Последний в свою очередь представляет собой текст, допускающий две точки зрения. Если на естественном языке текст необходимо рассматривать как последовательность отдельных знаков, соединенных по правилам синтагматики конкретного языка, то в поэтическом аспекте текст следует рассматривать как единый знак — «единое интегрированное значение» [6, c.144].
Говоря о песнях, написанных для военного хора или же о государственных гимнах, то помимо лично-чувственного мировосприятия одного автора, большую роль играет и цель создания этих произведений — создание определенного, патриотического, настроения и выработка подсознательной неразрывности связи «человек-государство» у слушателя.
Однако такая идея и семантическая организация песни не может существовать без внутренней структуры и упорядоченности текста. По мнению Лотмана Ю. М., эта система выступает как «дешифрующий код, она не заменяет текст как объект, эстетически воспринимаемый читателем» [6, c.115].
Действительно, связность текста и системы в художественных, а тем более в поэтических, произведениях наиболее чувствительна, чем в нехудожественных произведениях других жанров. Ведь любое отклонение от общепринятой нормы языка в рассматриваемых текстах приводит либо к нарушению стройности текста как единого целого, либо к раскрытию новых смыслов и форм употреблений конкретного слова или словосочетания.
По мнению исследователя Томашевского Б. В. «Интонация — это сложное явление, куда входит повышение голоса, усиление голоса, замедление голоса. При этом интонация в нормальной речи приходится на последнее слово каждого отрывка, который обыкновенно называется синтагмой» [8, c.262]. В свою очередь, синтагма — семантико-синтаксическая единица речи, отражающая кусочки действительности, наполненная экспрессией и интонацией данного сообщения. Обладает интонацией, значением, является единицей речи (т. к. интонация слышна во время звучащей речи).
Таким образом, правильное выстраивание, в первую очередь, системы текста определяет художественную коммуникацию всего произведения в целом. Этот аспект важно освещать, потому что художественный текст, в особенности поэтический, создает вокруг себя огромное число его интерпретаций. При этом, чем значительнее это произведение (здесь главную роль играет не стилевая тенденция текста, а его актуальность в конкретным период времени), тем дольше оно существует в исторической памяти, порождая тем самым еще большее количество интерпретаций в будущем.
Литература:
1. Абдуллина, Г. В., Юй Пэнхуа. Патриотическая песня в современном Китае / Г. В. Абдуллина, Юй Пэнхуа // Университетский научный журнал. — 2019. — № 50Б, — С. 160–166.
2. Голованов, И. А. Фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности /И. А Голованов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2009. № 22 (160). — С. 43–47.
3. Дуняшева, Л.Г., Гриценко, Е. С. Конструирование гендера в блюзе и рэпе: глобальное и локальное: монография — Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2013. — 213 с.
4. Каган, М. С. Эстетика как философская наука. / М. С. Каган.СПБ.: Петрополис, 1997. — 544 с.
5. Плотницкий, Ю. Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса [Электронный ресурс]: URL-https://www.dissercat.com/content/lingvostilisticheskie-i-lingvokulturnye-kharakteristiki-angloyazychnogo-pesennogo-diskursa/read (дата обращения: 22.01.2019).
6. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического стиха. Структура стиха / Ю. М. Лотман — Ленинград: Просвещение, 1972. — 271 с.
7. Сорокин, Ю.А., Тарасов, Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция/ Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 180–185.
8. Томашевский, Б. В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. / Б. В. Томашевский. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. — 288 с.
9. Чернявская, В. Е. Лингвистика теста. Лингвистика дискурса: учеб. пособие. / В. Е. Чернявская. — М.: Флинта: Наука, 2013. — 208 с.