Достижение обучающимися метапредметных результатов по физике посредством развития логического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.07.2018

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Семененко, Н. М. Достижение обучающимися метапредметных результатов по физике посредством развития логического мышления / Н. М. Семененко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51914/ (дата обращения: 05.07.2020).



В статье автор рассматривает формирование логического мышления, у обучающихся способных осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в гармонии с природой, самостоятельно находить правильное решение в нестандартной ситуациях т. к. развитие логического мышления обучающихся является одним из метапредметных (УУД) и одна из важных и актуальных проблем на сегодняшний день.

Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, универсальные учебные действия, логическое мышление.

Новый Государственный стандарт предъявляет и новые требования к результатам основного образования. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Развитие логического мышления обучающихся является одним из метапредметных (УУД) и одна из важных и актуальных проблем на сегодняшний день, школа должна не только вооружать обучающихся глубокими, всесторонними и прочными знаниями, но и дать им навыки работы с этими знаниями, приобретения на их основе новых знаний, а также оптимизации способов понимания учебного материала. На современном этапе развития нашему обществу требуется воспитания творчески мыслящей личности, способной самостоятельно находить правильное решение в нестандартной ситуации. Для воспитания такой личности я обращаю внимание на развитие логического мышления, т. к. мышление расширяет границы познания, дает возможность судить о том, что человек не наблюдает, позволяет предвидеть явления, которые в данный момент не существуют. Великий ученый-физиолог Иван Павлович Павлов говорил: «Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный только человеку». Умение мыслить логически — необходимое условие успешного усвоения учебного материала не только в школе, но и на последующих ступенях обучения. Развитие логического мышления призвано повысить мотивацию обучающихся к получению новых знаний, способствует повышению активности и инициативности обучающихся на уроке, но главное состоит в организации рациональной учебной деятельности обучающихся и формировании самостоятельности их мышления. Следовательно, на уроке необходимо научить, обучающихся работать с книгой, пользоваться Интернетом и другими источниками знаний, помогать, им вырабатывать самостоятельность мышления. Логическое мышлениеэто мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок — это процесс, в ходе которого человек прибегает к логическим понятиям, основанным на доказательности и рассудительности. Его цель — получить обоснованный вывод, исходя из «данности», то есть конкретных предпосылок. Выделяют три типа логических рассуждений: Образно-логическое. При нем ситуация «проигрывается» воображением, при этом мы вспоминаем образы задействованных предметов или особенности явлений, это можно назвать воображением. Абстрактное. Здесь, в ход идут категории, предметы или связи, которых нет в реальности (то есть абстракции). Словесное, при котором люди делятся своими логическими суждениями с окружающими. Здесь важна не только склонность к анализу, но и грамотная речь. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике — развитие учебно-познавательного энтузиазма обучающихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой обучающихся к восприятию нового учебного материала.

Установление причинно-следственных связей. Процесс, вскрытия причин физических явлений тесно связан со знанием самих явлений, условий их протекания и физических теорий, на основе которых должна быть вскрыта причина. Ряд логических операций и составляет основу таких познавательных процессов, как объяснение и предсказание явлений. Каждое изучаемое физическое явление нужно не только пронаблюдать, вскрыть условия протекания и на основе выявить внешние причины, но и объяснить механизм внутренних процессов, вызвавших или повлиявших на протекание наблюдаемого явления, установить связь между внешними и внутренними причинами и условиями. Для формирования причинно-следственных связей обучающимся предлагаются задания разных типов. Задания большей частью могут быть использованы в процессе урока, при закреплении учебного материала, а также при опросе обучающихся, если учитель хочет установить, насколько глубоко обучающийся понял изученный вопрос. Развитие логического мышления способствует повышению активности и инициативности, обучающихся на уроке. Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний, которые закреплены в слова, поэтому оно ускоряет процесс усвоения знаний и применять в других областях знаний, не отделять физику от математики, химии, биологии, в новой обстановке, это можно сделать на уроке решения физических задач не как способе закрепления изученного материала, а как микромодель научного исследования, особенно экспериментальных и изобретательских задач.

Примеры:

Вопросы на выявления причинно-следственных связей можно включать в объяснения нового учебного материала или в решение тестов, задач.

Прием логической обработки результатов физических опытов. Цель: развивать познавательные интересы обучающихся, путем создания проблемной ситуации, воздействующей на эмоциональную сферу личности обучающихся. Задание1: Стальной шарик висит на нитке, привязанной к штативу (рис. 1). Затем под шарик подставили стакан с водой, и шарик оказался целиком в воде (рис. 2). Как изменились при этом сила натяжения нити и сила тяжести, действующая на шарик?

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/23_6.files/image001.jpg http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/23_6.files/image002.jpg

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Решение. При погружении шарика в воду на него начинает действовать выталкивающая сила воды (сила Архимеда), направленная вертикально вверх. Вследствие этого сила натяжения нити, равная изначально силе тяжести, также будет скомпенсирована выталкивающей силой Архимеда. Сила тяжести шарика, равная mg, остается неизменной, так как она зависит только от массы шарика. Ответ: 23.

Приемы практической направленности связаны с мыслительными операциями.

Задание 2

В цилиндрическом сосуде под поршнем находится газ. Поршень может перемещаться в сосуде без трения. На дне сосуда лежит стальной шарик (см. рисунок). Из сосуда выпускается половина газа при неизменной температуре. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения, верно описывающие данный процесс, и укажите их номера.

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/23_11.files/image001.jpg

1) Давление газа в сосуде остаётся неизменным.

2) Объём газа в этом процессе остаётся неизменным.

3) Плотность газа в этом процессе увеличивается.

4) Сила Архимеда, действующая на шарик, не изменяется.

5) Концентрация молекул газа в сосуде увеличивается.

Решение.

1) Поршень будет находиться в равновесии, если атмосферное давление, давящее на поршень, (плюс давление самого поршня) будет уравновешиваться давлением газа внутри сосуда. Если из сосуда выпустить половину газа, то это приведет к опусканию поршня, пока давление газа вновь не будет равно прежнему значению. Таким образом, давление в сосуде останется неизменным.

2) Объем, занимаемый газом, будет меньше, так как поршень опустится (см.п. 1).

3) Плотность газа — это отношение массы газа к занимаемому объему. При неизменной температуре и давлении эта величина остается неизменной.

4) Так как плотность газа не меняется (см. п. 3), то сила Архимеда, действующая на шарик, не изменится.

5) Концентрация газа — это среднее число молекул газа на единицу объема. При неизменной температуре и давлении эта величина остается неизменной. Ответ: 14.

Решая данные задания мы приходим к выводу, чтобы выполнить эксперимент обучающимся нужно выполнить следующие операции: анализ, чтобы установить: а) какие компоненты нужно в опыте менять, а какие- оставить постоянными, б)где причина явления, а где следствие, в) как регистрировать происходящие перемены, т. е. какие и где индикаторы поставить; индукцию, чтобы сформулировать вывод из полученных фактов; синтез информации, чтобы подготовить отчет или устное сообщение.

Тестирование на уроках физики начинаю с 7 класса после изучения тем. Тестирование в отношении не только запоминания, но и степени осмысления понятий имеет огромное значение как средство обучения и контроля. Это позволит обучающимся подготовиться к будущей итоговой аттестации. В основу тестов положены принципы, благодаря которым они являются не только контролирующими, но и обучающими:

‒ ситуационность — условие теста является кратким описанием определенной ситуации, одной из ключевых для данной темы;

‒ комплектность — вариантами ответов является утверждение относительно данной ситуации, которые требуют от обучающихся рассмотрения данной ситуации с разных сторон, поэтому правильных утверждений может быть несколько, и обучающийся должен внимательно продумать каждое утверждение, а не искать только правильное;

‒ дифференциация — обучающийся имеет возможность выбора заданий: даже для того, чтобы получить высшую оценку, ему не надо выполнять все задания

Умение мыслить логически ценно для всех, независимо от рода деятельности. Тренировка мышления помогает: Быстрее и точнее делать правильные выводы даже в нестандартных ситуациях; Исправлять собственные ошибки и оплошности других; Четко и емко излагать свои доводы; Убеждать собеседника, приводя нужные аргументы.

Логическое мышление: врожденное или приобретенное? Способность к логическим раздумьям — это черта, которую люди приобретают. Это подтверждают как психологи, так и другие специалисты. Никто не рождается с уже сформированным даром логического мышления.

Задания, направленные на работу ссуждениями

Задание 3

Дан график зависимости числа нераспавшихся ядер висмута http://self-edu.ru/htm/2018/ege2018_phis_30/files/9_20.files/image001.gif от времени. Чему равен период полураспада этого изотопа висмута?

http://self-edu.ru/htm/2018/ege2018_phis_30/files/9_20.files/image002.jpg

Решение.

Период полураспада — это время, за которое распадается ровно половина начального объема ядер изотопа. Из графика видно, что начальное число ядер равно http://self-edu.ru/htm/2018/ege2018_phis_30/files/9_20.files/image003.gif. Половина от этого числа соответствует моменту времени t=750 мин, следовательно, это и есть период полураспада.

Ответ: 750.

Задание 4.

В инерциальной системе отсчёта вдоль оси Ох движется тело массой 20 кг. На рисунке приведён график зависимости проекции скорости Vx этого тела от времени t. Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера

1) Модуль ускорения тела в промежутке времени от 0 до 20 с в два раза больше модуля ускорения тела в промежутке времени от 60 до 80 с.

2) В промежутке времени от 0 до 10 с тело переместилось на 20 м.

3) В момент времени 40 с равнодействующая сил, действующих на тело, равна 0.

4) В промежутке времени от 80 до 100 с импульс тела уменьшился на 60 кг • м/с.

5) Кинетическая энергия тела в промежутке времени от 10 до 20 с увеличилась в 2 раза.

Ответ: 34.

Задание 5.

Что является носителем тока в полупроводниках?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) электроны 2) ионы 3) электроны и дырки 4) электроны и ионы

При низких температурах основными носителями тока в полупроводниковом кристалле с акцепторной примесью являются дырки, а не основными носителями — электроны. Полупроводники, в которых концентрация дырок превышает концентрацию электронов проводимости, называют дырочными полупроводниками или полупроводниками р-типа

Ответ: 3

Логическое мышление является средством познания объективного мира, в процессе логического мышления происходит отражение мира в определенных формах и законах.

Задание 6.

Как горит свеча? Если подуть на пламя свечи, оно погаснет. Почему? будет ли гореть свеча в невесомости?

Ответ: Для горения необходим подток кислорода к испаряемому веществу свечи. В земных условиях этот подток, удаление продуктов горения осуществляется за счёт конвекции. Горячие газы, образующиеся в результате сгорания, лёгкие и поднимаются вверх, увлекая воздух снизу фитиля за счёт пониженного давления. Это и обеспечивает как подток свежего воздуха, так и удаление CO и CO2 из зоны реакции. Конвекции в невесомости не будет. Останутся подток воздуха за счёт слабых потоков воздуха в космическом корабле, подток за счёт расширения продуктов сгорания и за счёт диффузии. Эти процессы слабые, хватит ли их для горения можно выяснить только экспериментально. Такие эксперименты проводились на космической станции «Мир» в 1996 году. Оказалось, что свеча гореть в невесомости может, правда, не столько интенсивно. Пламя свечи будет выглядеть иначе: вместо вытянутой формы оно будет иметь сферическую форму. Причина понятна: в невесомости нет тепловой конвекции, поскольку для неё нужна выталкивающая сила, а значит, и гравитация. Свеча в невесомости горела иногда более 45 минут, причём задолго перед потуханием начинались самопроизвольные колебания пламени.

Из заданий мы видим, что законы логического мышления функционируют как принципы правильного рассуждения в процессе доказательства истинных суждений и теорий, а также опровержения ложных суждений и теорий. Под формами логического мышления понимаются понятия, суждения, умозаключения. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Логические знания и умения относятся к метапредметным достижениям обучающихся и очень важны для удовлетворения современных требований к уровню подготовки выпускников средней школы и у обучающихся будут развиты уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении физики. результаты эксперимента. Достижение обучающимися метапредметных результатов в изучении физики на основе развития логического мышления возможно при выполнении специальных видов заданий.

Литература:

  1. Браверман Э. М. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.3. Формирование образного и логического мышления, понимания, памяти. Развитие речи— М.: Ассоциация учителей физики, 2005. — 360 с.
  2. Полякова, Е. Н. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения физике [Текст]: дисс. … канд. пед. наук / Полякова Е. Н. — Курган: Курган. гос. ун-т, 2001. — 178
  3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8734/ Развитие логического мышления учащихся на уроках физики..
  4. https://www.dissercat.com/.../razvitie-logicheskogo-myshleniya-uchashchikhsya-v-protsesse-. Диссертация на тему «Развитие логического мышления учащихся...
  5. https://www.dslib.net/.../razvitie-logicheskogo-myshlenija-uchawihsja-v-processe-obuchenija Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения...
  6. https:// www.alsak.ru/item/276–5.html Янчик Н.К Развитие логического мышления учащихся — Alsak.ru
  7. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32292 Формирование логическое мышления учащихся
  8. https://cyberleninka.ru/.../model-protsessa-formirovaniya-logicheskih-priemov-myshl... Сазонова Н. Г. Модель процесса формирования логических приемов мышления у учащихся.

9. https://www открытыйурок.рф/статьи/645106/ Роль физики в формировании научного мышления учащихся

10. https://www. diplomba.ru/work/103737 Развитие учащихся в процессе обучения физики

  1. https://www self-edu.ru/ege2018_phis_30.php ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов М. Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, учебный материал, промежуток времени, задание, обучающийся, плотность газа, период полураспада, давление газа, неизменная температура, процесс.


Похожие статьи

Газодинамика процесса истечения из резервуаров со сжатыми...

Стоит задача в нахождении параметров газа: давления, температуры и плотности внутри баллона на всем процессе истечения, а так же самого времени процесса. Рассматриваются две модели газа: идеального и реального.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

В процессе решения качественных задач прививаются навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту

При этом, конечно, завяжется дискуссия, которая будет способствовать развитию физического и логического мышления учащихся.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Логическое мышление. Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач.

В учебном процессе к творческим целесообразно отнести все те задания, принцип выполнения которых не указан, а часто и не известен учащимся явно.

Викторина «Физика в природе» | Статья в журнале...

Радиоактивный газ, который скапливается в плохо проветриваемых помещениях.

попали в равных количествах атомы радиоактивных веществ с разными периодами полураспада.

Форточки открывать целесообразно: давление пара в цехе всегда больше (температура...

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

Мыслительные операции и процессы, происходящие при продуктивном мышлении «не случайны

Измерить время перемещения учащегося вдоль каждой из двух смежных стен.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Экспериментальные задания по физике: учебное пособие для...

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

В процессе решения задач происходит формирование у школьников приемов мыслительной деятельности; развитие научно-технического, логического и образного мышления; формирование и

За сколько времени температура в комнате повысится от 10 до 18˚С?

Подбор прикладных задач при преподавании математики...

Задача 1. На какой промежуток времени расситан запас зерна в ящике сеялки в 250 кг, если ширина сеялки 3

Задача 8. Газ заключен в цилиндр с подвижным поршнем.

Решение выше приведенные задачи и подобного рода задач способствует развитию логического мышления...

Система заданий с использованием модели «Элемент — имя...»

увеличить температуру газа. то. давление газа увеличится.

Физическая величина равная отношению перемещения тела ко времени, за которое оно совершено.

13. Ширяева, В. А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения...

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по...

...барометра, температуры жидкости или газа без термометра, давления, без манометра, т.е. показать

домашнее задание, он не может заняться другими делами, процесс преодоления закаляет волю.

МО Саратовской области для использования в учебном процессе.

Похожие статьи

Газодинамика процесса истечения из резервуаров со сжатыми...

Стоит задача в нахождении параметров газа: давления, температуры и плотности внутри баллона на всем процессе истечения, а так же самого времени процесса. Рассматриваются две модели газа: идеального и реального.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

В процессе решения качественных задач прививаются навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту

При этом, конечно, завяжется дискуссия, которая будет способствовать развитию физического и логического мышления учащихся.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Логическое мышление. Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач.

В учебном процессе к творческим целесообразно отнести все те задания, принцип выполнения которых не указан, а часто и не известен учащимся явно.

Викторина «Физика в природе» | Статья в журнале...

Радиоактивный газ, который скапливается в плохо проветриваемых помещениях.

попали в равных количествах атомы радиоактивных веществ с разными периодами полураспада.

Форточки открывать целесообразно: давление пара в цехе всегда больше (температура...

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

Мыслительные операции и процессы, происходящие при продуктивном мышлении «не случайны

Измерить время перемещения учащегося вдоль каждой из двух смежных стен.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Экспериментальные задания по физике: учебное пособие для...

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

В процессе решения задач происходит формирование у школьников приемов мыслительной деятельности; развитие научно-технического, логического и образного мышления; формирование и

За сколько времени температура в комнате повысится от 10 до 18˚С?

Подбор прикладных задач при преподавании математики...

Задача 1. На какой промежуток времени расситан запас зерна в ящике сеялки в 250 кг, если ширина сеялки 3

Задача 8. Газ заключен в цилиндр с подвижным поршнем.

Решение выше приведенные задачи и подобного рода задач способствует развитию логического мышления...

Система заданий с использованием модели «Элемент — имя...»

увеличить температуру газа. то. давление газа увеличится.

Физическая величина равная отношению перемещения тела ко времени, за которое оно совершено.

13. Ширяева, В. А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения...

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по...

...барометра, температуры жидкости или газа без термометра, давления, без манометра, т.е. показать

домашнее задание, он не может заняться другими делами, процесс преодоления закаляет волю.

МО Саратовской области для использования в учебном процессе.

Задать вопрос