В настоящей статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к определению технологии горячей регенерации и таких понятий как «термопрофилирование», «термопланирование», «термосмешение» и других русскоязычных терминов, связанных с технологией горячей регенерации асфальтобетона на дороге, а также рассмотрена возможность их взаимоувязки друг с другом с целью гармонизации терминологического словаря.
Ключевые слова: горячая регенерация, автомобильные дороги, дорожное хозяйство, дорожные одежды, термопрофилирование, технологии ремонта.
В настоящее время с целью повышения экологичности и экономичности производства во всех сферах хозяйства всё активней проникают технологии переработки и повторного применения ранее использованных материалов. Для дорожного хозяйства особое значение имеет переработка и повторное применение материалов связных слоев дорожной одежды ввиду их наибольшей ценовой нагрузки на общую сметную стоимость дорожных работ, а также образования огромного количества гранулята, образующегося при их демонтаже.
Технологии переработки и повторного применения асфальтобетона востребованы и уже долгое время применяют и в сфере дорожного хозяйства. При этом следует различать близкие между собой термины регенерация и рециклинг. Рециклинг не предполагает восстановления или улучшения свойств асфальтогранулята как дорожно-строительного материала и подразумевает его применение в качестве альтернативы инертных материалов в основаниях дорог низших категорий, при отсыпке обочин и др. Регенерация же предполагает восстановление утерянных свойств материала и его дальнейшее применение. Таким образом регенерация асфальтобетона позволяет примененять материалы старого покрытия в новых (регенерированных) слоях асфальтобетона, что делает очевидным преимущества данной концепции перед рециклингом дорожного покрытия.
Способы регенерации связных слоев дорожных одежд можно разделить на следующие основные группы: горячая регенерация, холодная регенерация, холодно-горячая регенерация. При этом, как минимум, способы горячей и холодной регенерации в зависимости от принципа переработки отфрезерованного материала можно разделить на 2 вида: «на месте (дороге)», т. е. силами ресайклеров или термосмесителей, входящих в специализированный отряд машин, или на «на заводе», т. е. с доставкой материалов для дальнейшей переработки на завод или строительную площадку и переработку силами специализированных мобильных мешалок.
Общими, или базовыми, для всех методов горячей регенерации асфальтобетонных слоев на дороге, о которой далее пойдет речь, являются операции по разогреву, рыхлению на требуемую глубину конструктивных слоев дорожной одежды с последующим разравниванием и уплотнением регенерируемой смеси. При этом в зарубежной литературе чаще всего можно встретить описание следующих основных методов горячей регенерации:
– Reshape (Reform) — метод, включающий в себя только базовые операции и применяемый для восстановления ровности покрытия.
– Repave — метод reshape с укладкой накладного асфальтобетонного слоя поверх регенерированного без перемешивания новой смеси с регенерируемой.
– Remix — метод перемешивания новой и регенерируемой асфальтобетонной смеси с последующей укладкой единым слоем.
– Remix-Plus — развитие технологии Remix, предполагающее укладку нового слоя усиления на регенерированный по технологии Remix слой пока он не остыл.
В отечественной литературе находят применение такие русскоязычные термины, как «термопрофилирование», «термоукладка», «термосмешение», «термопланирование», «термоусиление», «термогомогенезация» и «термопластификация». Однако в настоящее время в различных статьях и работах одни и те же вышеуказанные термины могут применяться для обозначения различных методов горячей регенерации, что вносит определенную неясность при их употреблении. Отдельным, заслуживающим внимание, образом эту проблему неоднозначности русскоязычных терминов решили в «Межрегиональном объединении дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ» при разработке СТО 017 НОСТРОЙ 2.25.158–2015 «Горячая регенерация конструктивных асфальтобетонных слоев для устройства оснований дорожных одежд», в принципе от них отказавшись и заменив непосредственным описанием общих технологических особенностей того или иного метода горячей регенерации. Безусловно можно было бы пользоваться и русской транскрипцией англоязычных названий, но, думаю многие согласятся, что в отечественной литературе целесообразно использовать русскоязычные термины, если подобное возможно.
В настоящее время существует 1 нормативно-технический документ, регламентирующий применение технологию применения горячей регенерации — ОДМ 218.3.004–2010 «Методические рекомендации по термопрофилированию асфальтобетонных покрытий». Из всех русскоязычных обозначений методов горячей регенерации на дороге меньше всего споров вызывает термин «термосмешение», являясь русскоязычным обозначением метода Remix. Более спорными являются термины «термоукладка» и «термоусиление». Разночтения возникают при ассоциации терминов с методами Repave и Remix-Plus. Так в ряде работ термоукладка является аналогом технологии Remix-Plus [1], в то время как согласно определению ОДМ 218.3.004–2010 и другим источникам [2], [3] термоукладку уместно ассоциировать с Repave, а термоусиление с Remix-Plus соответственно. По вопросу термогомогенезации, как и термосмешению, в целом существует единая позиция, что данный термин обозначает операции по разогреву, рыхлению, перемешиванию, планированию и уплотнению верхних слоев асфальтобетонного покрытия, с тем уточнением, что в ряде работ данный метод может не выделяться как отдельный и быть включен в термины, обозначающие базовые операции по горячей регенерации на дороге, о которых речь пойдет далее.
Наиболее серьезные и значимые разногласия в трактовке относятся к термину «термопрофилирование». Можно выделить 2 основные концепции: термопрофилирование, как 1 из методов горячей регенерации асфальтобетона на дороге (reshape) [4] (далее — I вариант), и термопрофилирование, как синоним или односложное название технологии «горячая регенерация асфальтобетона на дороге» (далее — II вариант). Использование I варианта подменяет термопрофилированием также применяемое [2], [3] понятие термопланирование, используемое как аналог метода reshape. При подобной трактовке возникает 3 основные проблемы:
- Противоречие с ОДМ 218.3.004–2010 и рядом других работ, таких как «Книга линейного дорожного работника дорожного хозяйства» при постановке термопрофилирования в один ряд с другими методами горячей регенерации на дороге ввиду того, что термопукладка, термосмешение и термоусиление в данных нормативно-технических документах и работах представлены, как разновидность термопрофилирования.
- При попытке сохранения концепции и увязки с ОДМ 218.3.004–2010 возникает неоднозначность ввиду того, что термоусиление и термосмешение одновременно становятся методами как термопрофилирования, так и горячей регенерации на дороге, при принципиальном различии данных понятий.
- Также возникает логическая ошибка. Определяя термоусиление или термосмешение как методы/способы осуществление горячей регенерации последнее понятие задает максимально широкие границы включаемых в это определение действий и операций и уже на основании использования или не использование тех или иных операции определяем термоусиление, термосмешение или иные методы горячей регенерации как её частные случаи. Применительно к термпорофилированию это будет иметь обратный смысл, когда более сложные методы с более широким спектром применяемых машин и операций воспринимаются частным случаем более узкого способа осуществления технологии, по определению не включающего в себя инструментария, необходимого для выполнение более сложного вида работ.
Применение II варианта трактовки видится более целесообразным. Данная концепция во многом отражена в работе Васильева А. П. «Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника» [2, стр. 171–175]. Указанная концепция и определения, представленные в работе Васильева А. П., дают основу и методологический принцип по формированию однозначных и гармонизированной системы определений способов горячей регенерации на дороге. Также указанная концепция в основе своей не противоречит другим работам в области реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог [1], [3], [5] и положениям ОДМ 218.3.004–2010, который в свою очередь дополняет её понятием «термоусиление» [6, c. 3].
Литература:
- Полещук С. Е., Мепуришвили Д. Г. и др. Книга линейного работника дорожного хозяйства. — М.: ФГБУ «Информавтодор», 2009. — 368 с.
- Васильев П. А. (ред.) и др. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника. — М.: Транспорт, 1989. — 287 с.
- Семенов С. В. Горячая регенерация и традиционный ремонт. Что выбрать?
- Ушаков В. В. (ред.) и др. Справочник дорожных терминов — М.: Экон-Информ, 2005–20 с.
- СТО 017 НОСТРОЙ 2.25.158–2015 «Горячая регенерация конструктивных асфальтобетонных слоев для устройства оснований дорожных одежд» — М.: НП «МОД «Союздорстрой», 2015–56 с.
- ОДМ 218.3.004–2010 «Методические рекомендации по термопрофилированию асфальтобетонных покрытий» — М.: ФГБУ «Информавтодор», 2011. — 35 с.
- Васильев П. А. (ред.) и др. Реконструкция автомобильных дорог. Технология и организация работ: Учебное пособие — М.: 1998.
- Васильев А. П. (ред.) и др. Справочная энциклопедия дорожника. Том I. Строительство и реконструкция автомобильных дорог (СЭД) — М.: ФГБУ «Информавтодор», 2005.