Статья посвящена проблеме повышения качества образования в медицинском колледже посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Рассматривается сетевой образовательный портал как одна из инновационных технологий обучения. В качестве примера приводится сетевой электронный образовательный портал «Современный медицинский колледж».
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, медицинский колледж, образовательный портал, сетевой электронный портал, инновация.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обязывают преподавателей внедрять и использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также обучать учащихся эффективному использованию ИКТ.
В качестве примера внедрения и использования ИКТ в образовательном процессе рассмотрим сетевой электронный образовательный портал «Современный медицинский колледж» (ОП).
Основной целью создания ОП было формирование открытого образовательного пространства для студентов с возможностью организации целенаправленной самостоятельной работы студентов по теме во внеурочное время.
ОП был создан для использования в качестве дополнительного средства обучения сестринскому уходу в хирургии студентов обучающихся по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Содержание ОП основывалось на требованиях ФГОС.
Для ОП была выбрана наиболее универсальная структура — древовидная, которая позволила включить в себя следующие уровни и разделы:
‒ главная страница,
‒ организационные материалы,
‒ материалы к занятиям,
‒ видео,
‒ тестирование,
‒ банк контрольных заданий,
‒ материалы к экзаменам,
‒ проектная работа,
‒ практика,
‒ выпускная квалификационная работа (ВКР),
‒ библиотека,
‒ полезные ссылки,
‒ кабинет,
‒ форум.
Первый уровень включает только главную страницу, на которой размещены приветственное обращение и правила пользования ОП. Содержание каждого раздела второго уровня с подуровнями приведено в таблице 1.
Таблица 1
Структура ОП
Раздел |
Содержание раздела |
Организационные материалы |
Раздел содержит текст ФГОС специальности 34.02.01 Сестринское дело и упрощенный календарно-тематический план (КТП) с указанием вида занятия, его темы, основной литературы и домашнего задания. В конце КТП имеются ссылки на скачивание основной литературы: учебника и практикума. |
Материалы к занятиям |
Раздел содержит полные тексты лекций и учебно-методические разработки для практических занятий. |
Видео |
Раздел содержит учебные видеоролики, видеофильмы и ссылки на видео. Все видео разделены на тематические категории: асептика и антисептика, кровотечения и гемостаз, десмургия и т. д. |
Тестирование |
В данном разделе можно пройти тестирование онлайн по темам занятий. Результат сохраняется в специальной базе данных. |
Банк контрольных заданий |
Раздел содержит сборники ситуационных задач и банк тестовых заданий по темам занятий. Приведены примеры решений задач. |
Материалы к экзаменам |
Раздел содержит перечень манипуляций для экзамена и список патологий, которые встречаются в экзаменационных билетах. К каждой манипуляции приведен алгоритм её выполнения. |
Проектная работа |
Раздел содержит методические рекомендации по выполнению проектной работы в рамках сестринского процесса в хирургии. Приведены примеры работ. |
Практика |
Раздел содержит набор материалов для учебной и производственной практики: бланки, учебную документацию, рабочую программу и др. |
ВКР |
Раздел содержит примеры ВКР и встроенную систему антиплагиат. |
Библиотека |
Раздел состоит из двух подразделов: основная литература и дополнительная литература. В каждом из подразделов размещены ссылки на скачивание необходимой учебной литературы. |
Полезные ссылки |
Раздел содержит ссылки на сайты профессиональных медицинских сообществ и сайты с медицинской литературой. |
Кабинет |
В данном разделе можно ознакомиться с оборудованием специализированного кабинета. |
Форум |
Средство общения между участниками учебного процесса в рамках ОП. |
Подобная структура и содержание ОП полностью перекрывает все потребности преподавателей и студентов при изучении сестринского ухода в хирургии.
Для оценки эффективности внедрения ОП в образовательный процесс было приведено исследование с определением среднего бала успеваемости студентов. Учитывались оценки, полученные при проведении как итогового (по разделу), так и текущего (по темам) контроля. Исследование проводилось в 2013/2014, 2014/2015, 2015/2016 учебных годах на базе двух средних специальных образовательных медицинских учреждений.
Из всех студентов, которые изучали в данном учебном году раздел, посвященный сестринскому уходу в хирургии, формировались две группы по 20 студентов: экспериментальная и контрольная. Для участия в эксперименте студентам контрольной группы необходимо было иметь доступ в сеть Интернет. Учебный процесс по разделу для экспериментальной группы был построен на использовании возможностей ОП, а для контрольной группы — на использовании классических учебно-методических материалов.
После изучения определенной темы студенты обеих групп проходили тестирование под контролем преподавателя. После изучения всего раздела студенты прошли итоговое тестирование. Содержание вопросов не выходило за рамки КТП. Практические навыки в данном исследовании не оценивались. Полученные результаты представлены ниже в сводных таблицах и диаграммах.
Таблица 2
Средний бал по темам
Тема раздела |
Средний бал |
|||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||||
Учебный год |
2013/2014 |
2014/2015 |
2015/2016 |
2013/2014 |
2014/2015 |
2015/2016 |
Асептика и антисептика |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
3,5 |
3,7 |
3,6 |
Обезболивание |
4,1 |
3,9 |
4,3 |
3,8 |
3,7 |
3,8 |
Кровотечение и основы трансфузиологии |
4,0 |
4,1 |
4,1 |
3,6 |
3,5 |
3,4 |
Основы травматологии |
4,2 |
4,0 |
4,6 |
3,3 |
3,7 |
3,4 |
Хирургическая операция |
3,9 |
3,9 |
4,3 |
3,8 |
3,8 |
4,0 |
Десмургия |
3,8 |
4,8 |
4,5 |
3,7 |
4,0 |
4,1 |
Хирургическая инфекция |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
3,3 |
3,6 |
3,7 |
Раны |
4,2 |
4,4 |
4,3 |
4,0 |
4,1 |
4,3 |
Из таблицы видно, что при использовании возможностей ОП результаты освоение тем лучше, чем при использовании только печатных учебно-методических материалов. Это же подтверждается и результатами итогового тестирования по разделу (таблица 3, рисунок 1).
Таблица 3
Средний бал итогового тестирования по разделу
Тема раздела |
Средний бал |
|||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||||
Учебный год |
2013/2014 |
2014/2015 |
2015/2016 |
2013/2014 |
2014/2015 |
2015/2016 |
Итоговое тестирование |
4,0 |
4,4 |
4,6 |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
Рис. 1. Средний бал итогового тестирования по разделу
Эти данные не претендуют на абсолютную объективность, но по ним уже можно судить об эффективности внедрения в учебный процесс ОП.
Данный ОП был создан в 2013 году и поддерживался исключительно усилиями преподавателей. Без должного интереса со стороны администрации учебных заведений, по объективным причинам, в первую очередь временным и финансовым, в начале 2018 года был реконструирован в более упрощенную форму. С ОП в его нынешнем виде можно познакомиться по адресу mmdc.su.