Современный российский строительный рынок характеризуется большим количеством невыгодных проектов, низким качеством предпроектной подготовки, устаревшими методами управления проектами и противоречиями между подрядчиками и заказчиками. Как следствие, Госзаказчики рискуют бюджетными средствами и сроками, Заказчики — теряют в эффективности, Подрядчики — терпят убытки; Финансовые организации не участвуют в проектном финансировании.
Основными проблемами остаются:
- Отсутствие оформленных в установленном порядке земельных участков под новое строительство. Подрядным организациям после подписания контракта на строительство новых объектов приходится проводить переоформление участка земли под строительство или осуществлять мероприятия по выкупу земель у собственников, так как соответствующие службы заказчика не успевают выполнять эту работу. Указанные действия отнимают у подрядчика много времени (от 4 месяцев), в то время как контрактные сроки на строительство, указанные в договоре, никто не продлевает.
- Низкое качество технической документации, разрабатываемой для проведения конкурсных процедур на новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в рамках государственного заказа, приводит к тому, что подрядчик становиться заложником ситуации, причинами которой послужили не корректно посчитанные и заложенные в техническую документацию объемы работ, низкое качество изыскательских работ, возникновение различного рода дополнительных работ (вынос сетей из пятна застройки, дополнительные работы по благоустройству, обследования конструкций, изменение архитектурных решений и т. д.). Решение этого рода вопросов зачастую встречает «сопротивление» служб государственного заказчика, что только увеличивает сроки строительства и его стоимость. Так, например, существенные изменения в процессе строительства по согласованию сторон требуют от заказчика проведения работы по корректировке проектной-сметной документации с дальнейшим выходом на повторную экспертизу проекта.
- Разработанная техническая документация не отвечает современным запросам конечных пользователей возводимого объекта, может иметь несоответствие текущим требования нормативных документов, что требует ее корректировки, либо перепроектирования с последующим проведением всех необходимых процедур до момента начала строительства.
- Выбор подрядных организаций, не имеющих соответствующей квалификации, либо финансово нестабильных.
- Бюджет проекта находится в зоне риска, в связи с применением сметных расценок, не адекватным актуальным рыночным ценам. При необходимости корректировки стоимостей по ряду сметных позиций возникает проблема отсутствия гибкости при принятии управленческих решений в рамках утвержденных лимитов финансирования.
В то же время, часто в процессе решения проблем все усилия направлены на элементный контроль, вопросы рассматривается не в комплексе, а по отдельности:
‒ Маркетинг и продажи;
‒ Финансовая модель проекта;
‒ Условия кредитов и займов;
‒ Проектные работы;
‒ Выполнение строительно-монтажных работ;
‒ Комплектация;
‒ Управление проектом и т. д.
Процесс принятия решений по наиболее значимым и спорным для участников инвестиционно-строительного проекта вопросам затягивается по двум причинам:
‒ проблемы коммуникации заказчика, подрядчика и проектировщика;
‒ длительная процедура согласований в структурах заказчика и подрядчика.
В ряде случаев, для принятия решений на строительном проекте требуется высокий уровень представительства, при отсутствии этого условия управленческие, производственные вопросы решаются с существенной задержкой, что приводит к финансовым потерям и рискам срыва договорных обязательств.
Часто также имеет место сопротивление управленческого аппарата на местах, в угоду конъюнктуре регионального и даже муниципального уровня. В это же время, затягивание принятия решений грозит масштабными потерями.
В различных государственных, и частных структурах, данная проблема сглаживается путем регулярных инспекционных поездок высшего руководства на объекты строительства, выделение отдельных штатных единиц на местах, для постоянного присутствия на объектах строительства, для осуществления мониторинга реализации проекта, и регулярного информирования о происходящем центрального аппарата.
Однако, многие вопросы требуют немедленного решения, и лица, ответственные за реализацию инвестиционно-строительного проекта, обязаны принимать решения в кратчайшие сроки.
Зачастую в ситуациях, когда в зоне риска находятся сроки строительства, имеется риск возникновения непредвиденных убытков, за «круглый» стол для решения остро стоящих вопросов проекта вынуждены садиться руководители высшего звена и акционеры компаний. К сожалению, такая практика решения проблем в режиме «ручного управления» становится часто применимой, и далеко не всегда является результативной.
Принципиальным отличием контрактов по международному стандарту FIDIC от отечественных договоров подряда является то, что одним из основных участников контракта является инженер-консультант, а также наличие Комиссии (совета) по урегулированию споров. Согласно методологии FIDIC, инженер-консультант является независимой стороной. Инженер-консультант, согласно европейской практике, является в первую очередь инженером высокого профессионального уровня, способного квалифицированно и оперативно принимать необходимые решения, решать текущие технические проблемы, возникающие на строительной площадке, принимая на себя соответствующую ответственность. [1]
Функция контроля и мониторинга со стороны инженеров-консультантов может распространяться на следующие направления работы:
‒ контроль за подготовкой технической документации;
‒ соблюдение процедур отбора подрядных организаций;
‒ своевременное объявление конкурсных процедур;
‒ еженедельный мониторинг выполнения работ в соответствии с графиком производства работ;
‒ выявление причин отставания от графика производства работ, в т. ч. возникающих по вине Заказчика;
‒ координация всех участников проекта в рамках их компетенций;
‒ участие в урегулировании возникающих споров.
Существуют международные организации, которые разрабатывают методологию работы указанных специалистов, обосновывают необходимость их присутствия на проектах; в имеющихся источниках (в научных статьях и книгах по экономике) встречаются ссылки на рекомендации таких международных организаций как:
- The International Federation of Consulting Engineers — (FIDIC);
- Dispute Resolution Board Foundation (USA) (www.drb.org);
- Dispute Resolution Board Australasia Inc (www.drbf.org.au);
- The Dispute Board Federation (www.dbfederation.org).
Рис. 1. Совет по урегулированию споров в процессе взаимодействия участников инвестиционно-строительного проекта
Экономический эффект от введения в инвестиционно-строительной проект независимых авторитетных экспертов, чья деятельность существенно ускоряет процесс операционного управления, может достигать 45 %. [1]
В связи с тем, что большой строительный проект связан с огромным количеством корреспонденции, изобилует трениями и текущими малозначительными препирательствами между его участниками, весьма разумно введение промежуточной стадии разрешения спора за «круглым столом» [2], с участием авторитетных представителей заинтересованных сторон, и их независимых представителей, которые пытаются найти компромиссное решение.
Совет по урегулированию споров обычно работает как постоянно действующий орган, преимуществом которого является возможность непрерывно быть в курсе событий, наблюдать за развитием проекта. Речь идет, по сути, о разрешении споров посредством принятия решений рекомендательного характера признанными участниками проекта авторитетными экспертами, являющимися с самого начала участниками проекта, и отлично в нем ориентирующимися. [2]
Совет формируется и состоит из экспертов в количестве от 1 до 10 и более, в зависимости от масштаба проекта, которые выбираются и утверждаются участниками инвестиционно-строительного проекта.
Как показывает международная практика, работа таких советов позволяет снять до 90 % взаимных претензий без обращения в суд/арбитраж. [3]
Конструктивная роль Советов отмечена в проекте Тоннель под Ла-Маншем и множестве проектов, связанных со строительством автомагистралей. [4]
В статье 750 Гражданского кодекса РФ «Сотрудничество сторон в договоре строительного подряда» сказано, что, «если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий» [5]. Однако, отсутствует какой-либо установленный механизм, который регламентировал бы порядок действий субъектов договора подряда по устранению указанных препятствий, а также какая-либо их классификация.
Таким образом, возникает необходимость совершенствования методической и нормативной базы по регулированию взаимодействия участников инвестиционно-строительного проекта, как в ходе предпроектной проработки, так и на инвестиционной стадии его реализации.
Литература:
- Петров К. С., Ефисько Д. Е., Нагорный В. С. Современные подходы к модернизации процессов организации строительства// Инженерный вестник Дона. 2017. Т. 44. № 1 (44). С. 62.
- Клэе Л., Никифоров И. В. Контракты на строительство по правилам FIDIC: применение и толкование / Л. Клэе, И. В. Никифоров. — Москва: Статут, 2016. — 524 с.
- Никифоров И. В. Совет по урегулированию споров как орган альтернативного разрешения споров в договоре строительного подряда и концессионном соглашении// Третейский суд. 2008. № 5 (59). С. 149–153.
- Naoum S., People and Organizational Management in Construction/ S. Naoum — Thomas Telford Publishing, 2001. — 298 p.
- КонсультантПлюс [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.06.2018)