Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 15.06.2018

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Алпатикова, С. В. Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра / С. В. Алпатикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51436/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время все чаще говорят о расстройствах аутистического спектра. В первую очередь это связано с частотой встречаемости у детей расстройств данного вида. Согласно данным Центра по контролю заболеваемости (США), РАС составляет один случай на 161 новорожденного. К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера.

Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС. Данная особенность проявляется наиболее ярко на втором-третьем году жизни. В более раннем возрасте дети с РАС отличаются от нормально развивающихся детей. Например, ослабленная реакция на близких и неспособность устанавливать эмоциональный контакт с матерью. У детей с РАС наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам — прикосновениям, запахам, свету и звукам.

Следует отметить парадоксальность поведения детей с РАС. Им свойственно отсутствие реакции на внешние воздействия, общая отгороженность, при этом, противоречивость в восприятии окружающего, особая ранимость при контакте с окружающей средой. Такие дети пассивны, у них отсутствует интерес к окружающему, но есть выраженные сверхпристрастия. Часто вызывает недовольство или даже бурный протест у детей, выраженный плачем или пронзительным криком любое изменение привычной обстановки, например появление новой вещи, новой игрушки, перестановка мебели. Схожая реакция возникает при изменении времени или порядка кормления, умывания, прогулок и других моментов повседневного режима.

Одно из важных проявлений РАС у детей — нарушение развития речи. Данное расстройство, в первую очередь, захватывает коммуникативную функцию, т. е. ребенок не использует речь, как инструмент социального взаимодействия. Если же речь отсутствует вовсе, невербальные средства общения не используются. Такие дети не используют указательные жесты, которые дети без особенностей ипользуют, чтобы показать новый для них предмет или объект своего интереса.

Многие исследователи, как зарубежные, так и российские описывают специфические особенности речи детей с аутизмом. L. Kanner (1943) первым выделил запоздалую эхолалию, которая проявляется в повторении детьми вопросов с сохранением не только слов, но и интонации. L. Bender (1952) отметил «деревянное», «чревовещательное» качество речи детей с аутизмом, механические модуляции голоса, особенности его высоты и тональности. B. Hermelin и N. O’Connor (1970), во время изучения особенности речи детей с аутизмом, пришли к выводу о том, что они не интегрируют текущий опыт с предшествующими схемами и представлениями, у них также снижена оценка в использовании грамматических средств речи. T. Shapirou и G. Ginsberg (1971), анализируя особенности развития речи таких детей, отметили преобладание эхолалий, а также одновременное сочетание «жаргона», «неполной» и «зрелой речи» [2].

По мнению В. М. Башиной, это связано с тем, что у детей с РАС неравномерно созревают речевые и другие сферы деятельности, нарушены иерархические взаимоотношения между сложными и простыми структурами в пределах каждой функциональной системы. Отсутствуют явления вытеснения, как это происходит при нормальном развитии, примитивных структур сложными. По этой причине в пределах каждой сферы деятельности (речевой, моторной и др.) наблюдаются хаотическое «переслаивание» примитивных и сложных функций, что и отличает детей с РАС от нормально развивающихся. Именно в этих явлениях находит своё отражение расщепление развития личности, её диссоциация [1].

По мнению К. С. Лебединской, из дизонтогенетических механизмов ведущим при аутизме принято считать асинхронию, которая приводит к искажению развития, в том числе и речевого. Согласно данным исследователя нарушения импрессивной речи проявляются в отсутствии или слабости реакций на речь, предпочтении шепотной и тихой речи, «непонимании» словесных инструкций [3].

Типичные особенности формирования экспрессивной речи проявляются в том, что у детей необычны лепет и гуление, может отсутствовать имитация звуков, слабо развиваются функции подражания. Если за лепетом появляются первые слова, то они не связаны с ближайшим окружением ребенка. Первые слова детей могут опережать обычные сроки, либо же, наоборот, запаздывать. Они носят эхолалический характер, необычны для детей младшего дошкольного возраста и не обращены к человеку.

Такие дети запоминают слова избирательно. В их речи часто встречаются малоупотребляемые в повседневной жизни слова, не накапливающиеся в лексиконе, а возникают и исчезают, уступая место другим, и «всплывают» иногда через длительный интервал времени.

О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг считают, что особенности речи, связаны у детей с аутизмом с нарушенной возможностью активно взаимодействовать со средой, со снижением порога аффективного дискомфорта в контактах с миром. По их мнению, при нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи у ребенка возможно увлечение отдельными речевыми формами, игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов. Ребёнок зачастую вообще не может направлено обратиться к другому человеку, даже просто позвать маму, попросить её о чем-то, выразить свои нужды, но, напротив, способен рассеяно повторять интересные для него по звучанию слова [5].

Т. И. Морозова связывает такую патологию речевого развития, как эхолалия, с непониманием сказанного, с особенностями нейродинамики и процессов имитации в силу органического поражения ЦНС ребенка с аутизмом, с аффективными и дизонтогенетическими проблемами, и наконец, с проявлениями кататонии [4].

На сегодняшний день достаточно подробно описано клиническое состояние детей, которые страдают РАС, охарактеризованы их специфические особенности речи. Между тем еще недостаточно изучены особенности формирования предпосылок к общению у детей с РАС. Разрабатывают методы коррекции нарушений навыков общения у детей данной категории. Однако охарактеризованные отдельные методические приемы направлены не столько на формирование предпосылок к общению, сколько на развитие речи в целом. Учитывая роль общения в формировании познавательных процессов, личности детей, социализации в обществе, а главное, речи детей, можно сказать, что исследование особенностей предпосылок общения у детей с РАС, определение и обоснование направлений и технологий коррекционно-логопедической работы с данными детьми по формированию у них предпосылок общения является приоритетным и актуальным для логопедии направлением.

Литература:

  1. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. — М., 1993.
  2. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / пер. с англ. О. В. Деряевой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. — СПб.: ИСПиП, 1998. — 124 с.
  3. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989.
  4. Морозова Т. И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции // Аутизм: метод. рек. по коррекционной работе / под ред. С. А. Морозова. — М., 2002. — С. 88–109.
  5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 5-е изд., стер. — М.: Теревинф, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, РАСА, аутизм, речь, сфера деятельности.


Похожие статьи

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых поражений мозга

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Аутостимуляции и пристрастия детей с расстройством аутистического спектра

Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Проблема формирования психологического здоровья у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Похожие статьи

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых поражений мозга

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Аутостимуляции и пристрастия детей с расстройством аутистического спектра

Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Проблема формирования психологического здоровья у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Задать вопрос