Психология искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 2152 раза

Библиографическое описание:

Зураева, А. М. Психология искусства / А. М. Зураева, Б. К. Лалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51303/ (дата обращения: 08.12.2021).



Ключевые слова: психология, искусство, музыка, психоделия

Психология искусства одно из самых ярких и интересных отраслей науки. Предметная сфера психологии искусства охватывает свойства и состояния личности, которые, в свою очередь, создают правильное восприятие культурных и художественных ценностей и рассматривают их влияние на жизнедеятельность людей в общем и отдельных личностей.

Освоение духовного мира искусства у человека происходит при помощи создания им художественных образов, рассматривая в науке систему и особенности их формирования. Акцент ставится на опыте познания людьми окружающей реальности в совокупности с остальными культурными элементами, к примеру, языка, различных представлений и понятий. В результате чего происходит преобразование опыта в создание художественных творений.

Психология искусства основывается на представлениях о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным характеристикам создающих ее личностей. Исследование художественного творчества проводится при использовании следующих научных методов:

– экспериментального;

– метода анкетирования;

– метода наблюдения;

– проведения интервью;

– биографического метода;

– метода анализа и интерпретации результатов исследования.

Для создания художественного образа идет применение социально-исторических знаковых средств, освоение которых требует специальных способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства.

Интересно и то, что у творческих личностей под влияниями различных факторов изначально зарождается замысел будущего творения, который в его понимании заранее предвосхищает результаты конечного продукта творчества. Более детальное рассмотрение состояний и переживаний человека, находящегося в состоянии вдохновения и творческого поиска правильности выражения собственных эмоций, позволяет провести анализ происходящих в нем внутренних процессов мастерской создателя и выявить роль и влияние личностных факторов на создание художественного творения в совокупности сознательных и бессознательных механизмов и проявлений психики.

С точки зрения материализма, данные психологии искусства говорят о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности — в частности, в виде эмпатии [3].

Объектом искусства и психологии бесспорно является человек, каждая из ранее указанных научных областей раскрывает его потенциалы по- разному, открывая нам всю его многогранность. [1].

Музыкальное искусство, как и искусство вообще, основное внимание концентрирует на личностно-смысловой сфере, стремясь в эмоционально-ценностной форме подчеркнуть, говоря словами С. Л. Рубинштейна, «изменения смысла, которые явления и события приобретают для человека… изменения интонационных ударений, которые падают на те или иные места «партитуры событий» [5; 159]

Психология музыкального искусства, как в косвенной форме указывали Л. А. Мазель, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, призвана показать процесс становления художественного смысла в музыкальном произведении. Для специалиста-психолога он имеет более дифференцированную форму, составляющими процесса которого являются следующие:

– чувственная природа слуха;

– восприятие (во всем его многообразии) интонационной формы — процесса со своими стадиями, этапами;

– формирование целостного представления о произведении (его возможные типы, промежуточные этапы, то есть процесс «вызревания» этого представления); специфика художественных эмоций;

– роль мышления в осмыслении музыкальных эмоций и представлений, в том числе функция мышления в становлении замысла;

– показ регулятивной функции потребности и способностей в деятельности музыканта и т. д. [6].

В настоящее время, музыкальная психология относится к областям очень активно развивающимся и прогрессирующем в научном плане. Следует отметить, что интерес к изучению искусства со стороны психологии имеет, по крайней мере, такую же историю, что и общая психология. Назовем классические для психологии имена зарубежных ученых — В. Вундт, Г. Фехнер, Т. Рибо, К. Штумпф, Г. Мюнстерберг, неоднократно обращавшихся в своих исследованиях к проблемам искусства. Также большая группа отечественных психологов и психиатров, таких как В. М. Бехтерев, И. А. Догель, С. С. Корсаков, И. А. Тарханов, Г. И. Россолимо — уделяли внимание вопросам психологии музыки. Наши изыскания показали, что крупнейшие советские психологи — Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Н. А. Гарбузов, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и другие — откликались в той или иной форме на художественную проблематику. К сожалению, интерес ученых к проблемам искусства, музыки не вылился в строго научную программу психологического изучения. Работы отдельных авторов, появившиеся в печати за последние годы, не смогли преодолеть этот барьер [6].

Великие ученые и мыслители Древней Греции задумывались о влиянии музыки на человека. По мнению философа Аристотеля, музыка является воспроизведением любого движения, которые в свою очередь создаются различными энергиями. Нельзя не согласиться с тем, что разная музыка нравится каждому человеку по разному. Аристотель утверждал, что мы наслаждаемся именно той музыкой, которая нам более близка по характеру и настроению в определенный момент времени.

По мнению Платона и Аристотеля — музыка является уравновешивающим фактором между внешней жизнью человека и протекающими психологическими процессами внутри него. Философы древности основывались на подражательной природе музыки. Они сошлись на мнении, что, подражание различным аффектам, с помощью ритмов, мелодий, тембров, звука различных инструментов — музыка способна оказывать такой же аффект, которому она подражает. Исходя из данных позиций, в античности была придумана классификация музыкальных инструментов и даже ритмов, которые так или иначе могут влиять на человека и стали активно применяться в целях воспитания достойных граждан с определенными чертами характера. [4].

Солидарными являются мнения двух знаменитых ученных и исследователей Л. С. Выготского и Геннекен. По их мнению, эмоция, являющаяся эстетической (возникающей при помощи восприятия создания искусства, к ним же относится и музыкальное) не обладает сиюминутной реакцией и обратной связью, а формируется и осознается постепенно и отличается от эмоций, появляющихся в повседневной жизни.

Л. С. Выготский так же поддерживает вывод Геннекен о том, что такая эстетическая эмоция, не получая выражения в действии сказывается на изменении установки, и не только не вызывает тех действий, о которых говорит, но, наоборот, отучает от них. Однако добавляет: «Эстетическая реакция есть не просто ненужное действие, она является обратной связью, отвечающей на произведение искусства и новый мощный стимулятор для последующих поступков. Искусство требует ответа, побуждает к известным действиям и поступкам.

Музыка раскрывает в человеке чувства, которые зачастую ему вовсе не свойственны, побуждая личность к действию и созданию нового, интересного, глубокого, полного смысловой нагрузки. Действуя на человека катартически, музыка, очищая психологическую сферу личности, раскрывает сильные стороны и придает силы. Данный процесс является очень тонким, но действенным, оно также может проявиться когда-либо совершенно необыденно, хотя в немедленном действии оно не получит своего осуществления [2].

Сама по себе эстетическая эмоция как бы изолирована от нашего ежедневного поведения, она непосредственно ни к чему не влечет нас, она создает только неопределенную и огромную потребность в каких-то действиях, она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам; она действует подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты. Если музыка не диктует непосредственно тех поступков, которые должны за ней последовать, то все же от ее основного действия, от того направления, которое она дает психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она высвободит и что оттеснит вглубь. Искусство есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней. Поэтому искусство можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его действием и его исполнением лежит всегда более или менее продолжительный промежуток времени» [2, с.346].

По мнению Выготского, роль и значение искусства в том, что именно они могут воспитать и развить в человеке все лучшие возможные качества личности. Совокупность биологических процессов, происходящих в организме, совместно с социальными процессами человека являются способом гармоничного создания равновесия между личностью и миром в целом, в каждый его жизненный промежуток времени. [2].

Психоделическое музыкальное направление зародилось приблизительно в середине двадцатого века. У основания данного направления стояла группа Grateful Dead. Кроме того, одним из родоначальников психоделической музыки является известная группа Pink Floyd. Именно в период популярности этих групп началось экспериментирование с электронной аппаратурой с целью получения новых, необычных — психоделических звуков.

Название «психоделическая музыка» является общим для любой музыки, которая имеет непосредственное отношение к так называемой психоделии. Считается, что к психоделический музыке относится только то, что создано под влиянием психоделиков, или же то, что слушается под их воздействием. Однако это не совсем верно. На самом деле, психоделическая музыка — понятие более широкое, которое включает в себя несколько направлений, таких как:

– психоделический рок;

– психоделический поп;

– психоделический соул;

– психоделический фолк;

– транс (непосредственно психоделический транс, а также гоа транс).

Само определение «psychodelic» было впервые предложено психиатром живущим в Канаде — Хемфри Осмондом. Он был одним из первых исследователей такого вещества как ЛСД. Буквально это слово означает «проявляющий» психику. Позже слово психоделика несколько расширило значение и стало охватывать круг явлений, а также специальных факторов (немедикаментозных), которые якобы располагают сознание человека для перехода в измененное состояние или же сами являются продуктом творчества человека, находящегося в таком состоянии. Примером данного течения как раз и является психоделическая музыка, а также психоделическое искусство.

Психоделический рок — одно из ответвлений рок-музыки, который возник в Америке и Западной Европе в шестидесятых годах и непосредственно связан с применением наркотических средств галлюциногенного характера. По определению, исполнители, занимающиеся данным направлением музыки, не только сами принимали наркотические вещества, но и призывали при помощи исполняемой музыки привести слушателя к измененному состоянию сознания.

Во время своих выступлений психоделические группы использовали множество эффектов, влияющих не только на слух, но и на зрение и даже обоняние человека. Все эти средства, при определенном воздействии на рецепторы, должны были увести слушателя в «путешествие к иным мирам».

Следует отметить, что психоделический рок можно условно разделить на два подвида: американский и европейский. Даже без скрупулезного прослушивания отчетливо слышна разница между вечно конкурирующими континентами. В Европе «эра психоделии» началась со знаменитого случая, когда Боб Дилан (Bob Dylan) угостил музыкантов The Beatles марихуаной. У «ливерпульской четверки» после этого появился нездоровый интерес к галлюциногенам и, поэкспериментировав с LSD, группа уже в 1965 году начала свои первые опыты с психоделической музыкой, что уже слышно на альбоме «Rubber Soul».

Совсем иной была история этого стиля за океаном, где марихуана росла на каждом пустыре, а благодаря таким деятелям, как битники, Станислав Гроф, Тимоти Лири, Джон Лилли и Александр Шульгин, LSD превратился из наркотика в настоящий символ психоделической культуры тех лет. В отличие от Европы, в Америке в середине 60-х образовалось огромное количество групп, исполняющих психоделическй рок. Как правило, родоначальниками стиля здесь считаются великие The Grateful Dead, но в одном из своих интервью лидер другого коллектива 13th Floor Elevators Роки Эриксон заявил, что свою музыкальную деятельность они начали на две недели раньше «мертвецов», поэтому «праотцами» жанра следует считать именно их.

В музыкальном плане психоделический рок очень многогранен и ярорк. Группы, занимающиеся психоделической музыкой, пользуются множеством этнических инструментов из различных мировых стран, осознанно наращивая продолжительность своих творений, так как рассматриваемый музыкальный стиль включает в себя различные варианты для импровизирования. Смысловая нагрузка таких текстов гораздо глубже, чем во многих других музыкальных произведениях.

В Соединенных Штатах психоделический рок стал себя изживать сразу же после знаменитого фестиваля в Вудстоке. Пришла к завершению «эра хиппи» и музыка большинства групп приобрела отчетливые коммерческие нотки. В Европе же наоборот: психоделия плавно переросла в прогрессивный рок, подняв этот жанр до самых высот рок-музыки.

Литература:

  1. Алексеев В. А. «Творчество музыканта», М., 1991.
  2. Выготский Л. С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
  3. Головин С. Ю. «Словарь практического психолога»: Харвест; Минск; 1998.
  4. Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т.1. М., 1934.
  5. Рубинштейн С. Л. «Принципы и пути развития психологии». М., 1959.
  6. Тарасов Г. С. «О психологии музыки» М., 1992.
  7. Психоделический рок // [Электорнный ресурс] URL: http://www.djart.ru/lumber/psihodelik.php
  8. Психоделический рок // [Электорнный ресурс] URL: https://www.kultoboz.ru/psychedelic-rock
Основные термины (генерируются автоматически): психоделическая музыка, психоделический рок, LSD, музыка, психология искусства, Европа, музыкальное искусство, обратная связь, смысловая нагрузка, эстетическая эмоция.


Ключевые слова

искусство, музыка, психология, психоделия

Похожие статьи

История развития музыкальной психологии как науки

Ключевые слова: искусство, музыка, психология музыки, культурные эпохи, античные учения, гармония сфер, онтологический космологизм

Музыка — это не только огромный мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, но и вечная загадка для человечества.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

Одним из важных направлений художественного развития личности подростка является приобщение к музыке, музыкальному творчеству.

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Наша задача – рассмотреть, как представлены парадоксы музыки, эстетика музыкального абсурда в новеллах «Немая клавиатура» (1939) и «Смерть эльфа» (1938) С. Кржижановского, а также

Как видим, ставится под сомнение эстетическая ценность музыки как вида искусства.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Выготский Л. С. Психология искусства.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Функции музыкального искусства и их реализация...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет...

Особенности художественной деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): публика, исполнитель, слушатель, музыкальное искусство, восприятие музыки, форма общения, обратная связь, музыкальное исполнительство, исполнительское искусство, непосредственное общение.

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Музыкально-ритмическое чувство — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить

10. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.

Музыкальное искусство 1–3 кл.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово.

Методическая рекомендация педагогическим работникам...

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и...

Похожие статьи

История развития музыкальной психологии как науки

Ключевые слова: искусство, музыка, психология музыки, культурные эпохи, античные учения, гармония сфер, онтологический космологизм

Музыка — это не только огромный мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, но и вечная загадка для человечества.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

Одним из важных направлений художественного развития личности подростка является приобщение к музыке, музыкальному творчеству.

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Наша задача – рассмотреть, как представлены парадоксы музыки, эстетика музыкального абсурда в новеллах «Немая клавиатура» (1939) и «Смерть эльфа» (1938) С. Кржижановского, а также

Как видим, ставится под сомнение эстетическая ценность музыки как вида искусства.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Выготский Л. С. Психология искусства.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Функции музыкального искусства и их реализация...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет...

Особенности художественной деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): публика, исполнитель, слушатель, музыкальное искусство, восприятие музыки, форма общения, обратная связь, музыкальное исполнительство, исполнительское искусство, непосредственное общение.

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Музыкально-ритмическое чувство — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить

10. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.

Музыкальное искусство 1–3 кл.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово.

Методическая рекомендация педагогическим работникам...

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и...

Задать вопрос