Одним из способов обеспечения исполнения обязательств, которые позволяют кредитору-залогодержателю, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспечиваемого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества называется залогом.
Способ обеспечения исполнения обязательств характеризуется следующими свойствами: в случаях отчуждения залогодателем предметов залога третьим лицам, сохранение залогового обременения; наличие приоритета в удовлетворении требований из стоимости предмета залога.
Для кредитора-залогодерждателя лишение залога существенно девальвирует его ценность. В соответствии с п.2 ст. 357 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — ГК РФ) «Товары в обороте, отчужденные залогодателем, перестают быть предметом залога с момента их перехода в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление приобретателя, а приобретенные залогодателем товары, которые указаны в договоре залога товаров в обороте, становятся предметом залога с момента возникновения у залогодателя на них права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления». Для реализации права залогодержателя на удовлетворение своих требований из стоимости заложенного имущества перед кредиторами возможно лишь в случаях, если предмет залога принадлежит залогодателю в настоящее время [1].
В сфере кредитования залог получает широкое распространение в связи с тем, что является более эффективным для снижения финансовых рисков. В связи с данным обстоятельством большая часть инициатив совершенствования налогового законодательства происходит от банковских сообществ. В период с 2008 год нормы о залоге реформировались трижды: принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ; Федеральный закон от 06.12.2011 № 405-ФЗ [2]; Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ [3].
Залоговая реформа 2013 года характеризуется таким недостатком как не приведение в соответствие с обновленными нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) положения Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке». Следствием является то, что между общими и специальными законами появились противоречия. Для разрешения противоречий в прямом указании п. 4 ст. 334 ГК РФ необходимо руководствоваться — Федеральным законом об ипотеке. Но нормы, которые содержатся в этом Федеральном законе основаны на прежней редакции §3 Главы 23 ГК РФ и сохранение этих норм обосновывается тем, что законодатель откладывает синхронизацию в соответствии с положениями ГК РФ на более поздний срок.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не был скорректирован, достаточно долго бессистемно регулировал отношения в сфере обращения на заложенное имущество. В конце 2015 года Федеральной службой судебных приставов были разработаны Методические рекомендации по деятельности судебного пристава-исполнителя в сфере обращения взыскания на заложенное имущество.
В залоговом законодательстве и законодательстве исполнительного производства такое понятие, как «обращение взыскания» употребляется в разных значениях.
В исполнительном производстве обращение взыскания на заложенное имущество понимает изъятие имущества и его реализацию, которая осуществляется должником самостоятельно, либо принудительную реализацию, либо передачу взыскателю.
В залоговом законодательстве «обращение взыскания на заложенное имущество» употребляется в констатации фактов нарушения должником обеспеченного долга и наличия у залогодержателя права удовлетвориться из стоимости заложенного предмета.
В соответствии со статьей 349 ГК РФ существует два порядка обращения на взыскание на заложенное имущество: внесудебный и судебный.
В судебном порядке рассматривается в исковом производстве вопрос об обращении взыскания на предмет залога. В связи с данным обстоятельством путем изменения способов и порядка исполнения решений суда по требованию о взыскании с должника основного долга не может производится обращение взыскания на заложенное имущество [4].
Во внесудебном порядке обращение взыскания на заложенное имущество возможно в случае, если данный порядок закреплен в соглашении залогодателя и залогодержателя, но при этом в законодательстве закреплены случаи, в которых внесудебный порядок не возможен.
На основании п.3 ст. 349 ГК РФ взыскание на предмет залога может быть обращено только по решению суда в следующих случаях, если:
«-предметом залога является единственное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности гражданину, за исключением случаев заключения после возникновения оснований для обращения взыскания соглашения об обращении взыскания во внесудебном порядке;
‒ предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
‒ залогодатель — физическое лицо в установленном порядке признано безвестно отсутствующим;
‒ заложенное имущество является предметом предшествующего и последующего залогов, при которых применяются разный порядок обращения взыскания на предмет залога или разные способы реализации заложенного имущества, если соглашением между предшествующим и последующим залогодержателями не предусмотрено иное;
‒ имущество заложено в обеспечение исполнения разных обязательств нескольким залогодержателям, за исключением случая, когда соглашением всех созалогодержателей с залогодателем предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания».
В п.5 ст. 55 Федерального закона «Об ипотеке (о залоге недвижимости)» представлены случаи, которые полностью исключают внесудебный порядок обращения взыскания на предмет залога [5].
В ГК РФ предусмотрены два вида внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество: кредиторский и нотариальный порядки.
Нотариальный порядок допустим только в случаях, когда договор залога был удостоверен нотариально в соответствии с п.6 ст. 349 ГК РФ.
Кредиторский порядок обращения взыскания в практике употребляет редко в связи с тем, что кредитор — залогодержатель не имеет достаточно эффективных инструментов воздействия на залогодателя для принуждения к передаче предмета залога в целях его реализации.
На основании части 1.1. статьи 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель на основании исполнительной надписи нотариуса:
«изымает предмет залога у залогодателя или, если предметом залога является недвижимое имущество, принимает постановление о наложении ареста на предмет залога и направляет это постановление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации ареста в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении воздушного судна, подлежащего государственной регистрации, в Едином государственном реестре прав на воздушные суда, в отношении морского судна, судна внутреннего плавания, подлежащих государственной регистрации, в соответствующем реестре судов Российской Федерации или судовой книге, принимает меры по охране такого объекта недвижимости либо, если предметом залога являются ценные бумаги, налагает арест в соответствии со статьей 82 Закона Об исполнительном производстве» [6];
«передает соответствующие предмет залога или документы залогодержателю для последующей реализации заложенного имущества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)»».
Одна из функций судебного пристава-исполнителя — это создание условий для залогодержателя, которые позволяют залогодержателю реализовать заложенное имущество самостоятельно. В тех случаях, где залогодержатель принимает решение о нецелесообразности реализации предмета залога самостоятельно, то он может обратиться к судебному приставу-исполнителю с письменным ходатайством о реализации заложенного имущества на основании ч.1.2. ст. 78 Закона Об исполнительном производстве.
Реализация заложенного имущества, на которое обращено взыскание на основании решения суда, производится путем продажи этого имущества на публичных торгах (по общему правилу). Порядок проведения публичных торгов закреплен в ГК РФ и Главе 9 «Реализация имущества должника на торгах» Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
Если обращение взыскания на заложенное имущество происходит в судебном порядке, то суд в соответствии с просьбой залогодателя, который является должником по обязательству, на основании уважительных причин вправе предоставить отсрочку продажи имущества, которое выставлено на торги сроком до одного года.
Если обращение взыскания на заложенное имущество происходит во внесудебном порядке, то его реализация должна осуществляться проведением частных торгов, а не публичных, либо должно быть соглашение между сторонами договора залога.
Залог, возникающий в силу запрета на распоряжение имуществом должника (залог в силу ареста) один из видов залога, нормативно закреплен в п.2 ст. 174.1 и п.5 ст. 334 ГК РФ.
Согласно п.2 ст. 174.1 ГК РФ «сделка, совершенная с нарушением запрета на распоряжение имуществом должника, наложенного в судебном или ином установленном законодательством порядке в пользу кредитора или иного управомоченного лица, не препятствует реализации прав указанного кредитора или иного управомоченного лица, которые обеспечивались запретом, за исключением случаев, если приобретатель имущества не знал и не должен был знать о запрете».
В соответствии с п.5 ст. 334 ГК РФ «если иное не вытекает из существа отношений залога, то кредитор или иное управомоченное лицо, в чьих интересах был наложен запрет на распоряжение имуществом (ст. 174.1 ГК РФ), обладает правами и обязанностями залогодержателя в отношении этого имущества с момента вступления в силу решения суда, которым требования таких кредитора или иного управомоченного лица были удовлетворены».
В приведенных нормах, можно выделить основные идеи:
‒ лицо в чьих интересах наложен арест на заложенное имущество (кредитор или иное управомоченное лицо) приобретает права и обязанности залогодержателя в отношении этого имущества;
‒ действительной сделкой признается та сделка, которая была совершена с нарушением запрета на распоряжение имуществом должника, наложенном в судебном или ином законном порядке (также судебным приставом-исполнителем) в пользу кредитора или иного управомоченного лица;
‒ последствие совершения такой сделки — это возможность кредитора или иного управомоченного лица, произвести реализацию своих прав, которые им обеспечивались, за исключением случая добросовестности приобретателя имущества, несмотря на нарушение запрета.
Литература:
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество»;
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество»;
- Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
- Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ;
- Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.