Разработка коэффициента загруженности дорог для моделирования математической модели создания оптимального маршрута | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Биглова, А. Д. Разработка коэффициента загруженности дорог для моделирования математической модели создания оптимального маршрута / А. Д. Биглова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 108-109. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50939/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описывается создание математической модели построения оптимального маршрута с учётом загруженности дорог.

Ключевые слова: ГИС, коэффициент загруженности дорог, оптимальный маршрут, построение оптимального маршрута.

Индустрия путешествий, по-другому туризм, процветает и занимает лидирующие позиции среди других отраслей экономики [1]. Но и у него имеются недостатки, особенно заметные для путешественника, стремящегося сэкономить [2]. Не у каждого автомобилиста, отправившегося в путь, есть собственный навигатор, который позволил бы не только не заблудиться, но и показать достопримечательности незнакомого города и построить оптимальные маршруты между объектами культуры, чтобы в кратчайшие сроки посетить интересующие места. Кроме того, навигаторы являются очень дорогостоящей вещью. Существует ряд программных продуктов, в разной степени показывающие основные достопримечательности и строящие оптимальные маршруты между ними. Большинство из таких систем платные, в бесплатных же программах не хватает той или иной функции.

Это наводит на мысль разработки своего программного средства, позволяющего быстро сориентироваться в незнакомом городе, вывести список интересных достопримечательностей, а также построить оптимальный маршрут для передвижения между ними. Это существенно упростит жизнь любого туриста, который рискнул отправиться в путешествие своим ходом — «дикарём».

Для разработки программного продукта такого плана потребовалась своя математическая модель построения оптимального маршрута между выбранными объектами.

Был проанализирован ряд алгоритмов построения оптимального пути, но ни один не учитывал ситуацию, которая может возникнуть на дороге [3].

Существует матрица расстояний U, записанная как (1):

; (1)

где: U — матрица расстояний,

( и .) — расстояние между i и j пунктом. Заданы следующие условия:

a) i = j (например ), то расстояние считается равным 0.

b) Расстояния и не обязательно совпадают.

c) Если между пунктами нет дороги, то считаем, что она есть, но принимаем её за бесконечность.

Для построения оптимального маршрута в городе, где пробки постоянны, использовать матрицу расстояний в километрах не всегда правильно, потому что ввиду загруженности дороги оптимальный путь между объектами может оказаться совершенно иной.

Тогда делаем преобразование из матрицы расстояний и построим матрицу времени A, которая будет выглядеть как (2):

; (2)

где: A — матрица времени,

( и .) — время пути между i и j пунктом. Заданы следующие условия:

a) Время между двумя пунктами рассчитаны благодаря расстояниям из матрицы U при езде со скоростью 60 км/ч, если отсутствуют пробки на дороге.

b) i = j (например), то время считается равным 0.

c) Время и не обязательно совпадают.

d) Если между пунктами нет дороги, то время пути принимается за бесконечность.

Для верного алгоритма подсчёта оптимального времени в зависимости от времени суток и дня недели, был сделан недельный мониторинг Яндекс карт города Уфы [4]. Он показал, что наибольшая загруженность дорог:

  1. В будние дни 8:00–10:00 и 18:00–19:00 для центральных улиц города.
  2. В будние дни 8:00–10:00 и выходные/праздничные дни 18:00–23:00 для нецентральных улиц города.

На основе собранных данных был составлен коэффициент загруженности дороги, который выглядит как:

В остальных случаях для центральных улиц:

a) z = 1, в будние дни 11:00–17:00, 20:00–7:00, в выходные/праздничные дни: 23:00–12:00.

b) z = 2, в выходные/праздничные дни: 12:00–18:00.

c) z = 3, в выходные/праздничные дни: 18:00–23:00.

d) z = 4, в будние дни 7:00–8:00, 10:00–11:00, 17:00–18:00, 19:00–20:00.

e) z = 5, в будние дни 8:00–10:00 и 18:00–19:00.

Для нецентральных улиц:

a) z = 1, в будние дни 10:00–17:00, 20:00–8:00, в выходные/праздничные дни: 23:00–11:00.

b) z = 2, в выходные/праздничные дни: 11:00–18:00.

c) z = 3, в будние дни 8:00–10:00 и выходные/праздничные дни 18:00–23:00.

Таким образом окончательная матрица времени будет выглядеть (3):

; (3)

Получаем итоговую математическую модель (4):

(4)

где T — общие временные затраты на маршрут между достопримечательностями, состоящие из суммы времени пути между пунктами умноженные коэффициент на загруженности дороги, последовательно включённых в маршрут.

Литература:

  1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. Учебное пособие СПб., 2000. 192 с.
  2. Квартальнов В. А. Туризм. Учебник. М., 2002. 320 с.
  3. Сетевые методы решения задачи коммивояжёра / Успехи современного естествознания URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30093 (дата обращения: 27.04.2018).
  4. Яндекс карты Уфа / Яндекс карты URL: https://yandex.ru/maps (дата обращения: 07.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): оптимальный маршрут, день, матрица расстояний, время пути, выходной, загруженность дороги, математическая модель построения, матрица времени, незнакомый город, оптимальный путь.


Ключевые слова

ГИС, оптимальный маршрут, коэффициент загруженности дорог, построение оптимального маршрута

Похожие статьи

Методика анализа и схема алгоритма анализа динамических погрешностей отработки программной траектории

В данной статье рассмотрены методики анализа динамических погрешностей отработки программной траектории. На основе проведенного исследования автором предлагается блок-схема обобщенного алгоритма вычисления погрешности.

Концепция BIM-технологии при проектировании автомобильных дорог

В статье авторами проводится анализ технологии информационного моделирования и оценка эффективности использования.

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Поиск пути в трехмерном пространстве

В рамках данной работы рассматривается вопрос нахождения оптимального пути между двумя точками в трехмерном пространстве, рассматриваются соответствующие методы решения.

Исследование и разработка модели оценки информационной безопасности объекта

В статье проведен анализ качественного, количественного и комплексного подходов для минимизации угрозы информационной безопасности, выбран наилучший. На основании проведенного анализа строится математическая модель и алгоритм модели оценки информацио...

Машинное обучение для прогнозирования динамики качества воздуха в городских условиях

В данной работе представлен метод прогнозирования качества воздуха в городских условиях с применением машинного обучения на глобальных данных о качестве воздуха. Модель на основе алгоритма случайного леса предсказывает концентрации PM2.5.

Организация поточной застройки жилых комплексов

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой алгоритма оптимальной организационно-технологической последовательности возведений жилых комплексов (кварталов и микрорайонов).

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Методы диагностики состояния дорожного полотна

В статье рассматриваются разные методы диагностики состояния дорожного полотна для повышения безопасности дорожного движения.

Методология планирования городских платных парковочных пространств (на примере Волгограда)

В статье на примере городского округа город-герой Волгоград рассмотрен упрощенный алгоритм планирования платных городских парковочных пространств. Алгоритм изложен в виде последовательности действий по исследованию количественных и качественных показ...

Похожие статьи

Методика анализа и схема алгоритма анализа динамических погрешностей отработки программной траектории

В данной статье рассмотрены методики анализа динамических погрешностей отработки программной траектории. На основе проведенного исследования автором предлагается блок-схема обобщенного алгоритма вычисления погрешности.

Концепция BIM-технологии при проектировании автомобильных дорог

В статье авторами проводится анализ технологии информационного моделирования и оценка эффективности использования.

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Поиск пути в трехмерном пространстве

В рамках данной работы рассматривается вопрос нахождения оптимального пути между двумя точками в трехмерном пространстве, рассматриваются соответствующие методы решения.

Исследование и разработка модели оценки информационной безопасности объекта

В статье проведен анализ качественного, количественного и комплексного подходов для минимизации угрозы информационной безопасности, выбран наилучший. На основании проведенного анализа строится математическая модель и алгоритм модели оценки информацио...

Машинное обучение для прогнозирования динамики качества воздуха в городских условиях

В данной работе представлен метод прогнозирования качества воздуха в городских условиях с применением машинного обучения на глобальных данных о качестве воздуха. Модель на основе алгоритма случайного леса предсказывает концентрации PM2.5.

Организация поточной застройки жилых комплексов

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой алгоритма оптимальной организационно-технологической последовательности возведений жилых комплексов (кварталов и микрорайонов).

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Методы диагностики состояния дорожного полотна

В статье рассматриваются разные методы диагностики состояния дорожного полотна для повышения безопасности дорожного движения.

Методология планирования городских платных парковочных пространств (на примере Волгограда)

В статье на примере городского округа город-герой Волгоград рассмотрен упрощенный алгоритм планирования платных городских парковочных пространств. Алгоритм изложен в виде последовательности действий по исследованию количественных и качественных показ...

Задать вопрос