Формирование познавательной активности студентов во внеаудиторной работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 29.05.2018

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Умаржонова, Г. М. Формирование познавательной активности студентов во внеаудиторной работе / Г. М. Умаржонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50882/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье рассматриваются познавательная активность студентов как необходимое сущностное свойство личности, пути формирования их готовности к непрерывному образованию и сознательной реализации приобретённых во внеаудиторной работе знаний.

In this article speaks about students activity as a needful maintains of personality and the lines of formation of their preparation to the education and the realization of the studies on the outworks.

В условиях независимого развития Республики Узбекистан возрастает потребность общества в инициативных, предприимчивых людях, обладающих социальной и профессиональной зрелостью, высоким уровнем развития творческих способностей. Достижение стратегических целей общественного развития — реформирования, либерализации и модернизации, в первую очередь экономики страны, диверсификации ее структуры, а также обновления всех сфер общественной жизни — невозможно без активности (и познавательной в том числе) субъектов социального действия.

Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала молодежи необходимо всячески расширять ее знания, развивать активность и самостоятельность в познавательной деятельности. Познавательная деятельность — это особый вид мыслительной деятельности, протекающий на эмпирическом и теоретическом уровнях, творческий по сути, где в единстве выступают эмоциональные, волевые и интеллектуальные процессы.

Познавательная активность является компонентом социальной, творческой, гражданской, профессиональной активности личности и представляет собой определенную совокупность свойств. Активность в познании характеризуется интенсивностью и продуктивностью деятельности человека, направленной на изучение и преобразование окружающей действительности. Она обусловлена и индивидуальным развитием личности и общим социальным контекстом, а также удовлетворением ее духовных потребностей.

Критериями сформированности познавательной активности учащихся являются:

‒ устойчивость познавательного интереса;

‒ общественная направленность деятельности;

‒ практическая подготовленность студентов к самостоятельной, познавательной деятельности, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках.

В современном информационном обществе актуальность развития и совершенствования активной познавательной деятельности студенческой молодежи значительно возрастает.

Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование развития познавательной активности личности.

Исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом и познавательной активностью в процессе профессиональной подготовки с одной стороны, и системой взаимоотношений, складывающихся между средой и личностью, способствует пониманию личности студента, его возможностей для будущей преобразовательной, инновационной деятельности.

Среда и общественные условия оказывают социализирующее воздействие на личность студента, но, в тоже время, значимые для человека ценностные ориентиры определяются им самостоятельно и зависят от его способности осознанно и свободно выбирать цели и средства деятельности, проявлять активность во взаимодействии с обществом. Внутренняя активность личности как импульс преобразования воплощается в профессиональном творчестве.

В практике реформирования общества в условиях независимого Узбекистана познавательная активность личности является обязательным условием формирования и ее правовой грамотности, развития ее духовного мира, повышения профессиональной компетентности и определения активной гражданской позиции.

Активизация познавательной деятельности в ее различных формах и проявлениях, превращение личности в субъекта деятельности — активного и творческого — это важнейшая проблема практической работы в ВУЗах.

В решении поставленных задач наряду с учебно-воспитательным процессом важна и необходима и внеаудиторная работа, которая, оказывая разностороннее воздействие на личность, интенсифицирует образовательный познавательный процесс в целом.

Акцентирование внимания на внеаудиторной работе, как ресурсе формирования познавательной активности, является новым аспектом в исследовании проблемы познавательной активности.

Внеаудиторная работа — это форма реализации активной жизнедеятельности учащейся молодежи, наиболее соответствующая ее потребностям и интересам.

Задачи этой работы многообразны:

‒ формировать активную личность, способную самостоятельно расширять знания;

‒ развивать интересы и познавательную активность студентов;

‒ развивать способности и творческий потенциал личности;

‒ обогащать опыт социальной деятельности студенческой молодежи;

‒ выявлять склонности и формировать профессиональные интересы учащихся.

Внеаудиторная работа в вузе позволяет разнообразить общественно-значимую деятельность студентов посредством таких форм как учебная, научно-исследовательская, поисковая, дискуссионная, творческая, организационно–пропагандистская. Сущность внеаудиторной работы заключается в приобщении студентов с первого курса к различным видам общественной деятельности, что позволит не только определить, с каким «багажом» пришёл каждый из них в вуз, но и укрепить, и развить их способности и творческие возможности. Включаясь в перечисленные виды деятельности, студенты не только приобретают соответствующие умения и навыки, но и получают возможность на практике реализовать свои способности и различные виды активности.

Механизм развития активности личности представляет собой взаимодействие целей, потребностей, интересов и мотивов деятельности, от направленности которой зависят убеждения, чувства и способы поведения человека, что особенно важно в процессе воспитания.

Организаторы внеаудиторной работы имеют дело с множеством потребностей и различными интересами. Поэтому они должны обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов, учитывать мотивы участия в общественной деятельности.

Для того, чтобы сформировать у студентов положительное отношение к общественно-значимой деятельности, педагогам необходимо обладать значительным воспитательным потенциалом, быть увлеченными своим делом людьми, умеющими организовать и совершенствовать межличностные отношения и общение. Они должны обладать современным стилем мышления, предлагать новые формы и виды деятельности, что позволит обеспечить разнообразие и комплексность познавательных процедур, способных вызвать интерес студентов и стимулировать их активность. Руководитель внеаудиторной работы должен использовать проблемно–поисковые методы работы, позволяющие глубже познать изучаемые явления, обеспечить общественно значимую практическую направленность познавательной деятельности и области интересов личности. При этом преподавателю важно понимать, что познавательная активность — это не только результат деятельности, но и определенная система (комплексное образование) из знаний, навыков, умений, интересов и способностей личности. С этой целью необходимо актуализировать имеющийся у студентов познавательный опыт, организовывать их интеллектуальное общение, открывать каждому перспективу дальнейшего развития его духовных потребностей.

Развитие познавательной активности осуществляется путём использования таких форм деятельности, при которых возникает потребность в познании. «Познавательная потребность характеризуется тем, что человек испытывает необходимость в некоторых отсутствующих, т. е. неизвестных ему знаниях и способах действия. Познавательная потребность определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечит открытие человеком этих знаний» [1]. Влияние общественно значимой деятельности на процесс формирования познавательной активности студентов будет эффективней если:

во-первых, создано положительно-эмоциональное отношение к деятельности;

во-вторых, организована систематическая поисковая деятельность созидательного характера;

в-третьих, создана перспектива для профориентации на будущую профессию, на непрерывное самообразование.

Практика показывает, что студенты смело включаются в поисковую деятельность, активно вооружаются способами самостоятельного поиска знаний и осваивают методы научного познания. Следует отметить, что уже ко 2–3 курсу у большинства студентов формируется осознанное отношение к участию в общественно–значимой деятельности как к возможности их духовного и профессионального развития.

Одним из приоритетов в Узбекистане является воспитание активной творческой личности, что выступает, в свою очередь, важной составной частью системы обучения и воспитания, направленной на формирование всесторонне развитого поколения.

Активизация познавательной деятельности студента посредством внеаудиторной работы способствует гармонизации в развитии личности, формированию у него активной жизненной позиции, что, как следствие, побуждает к социальному творчеству.

Литература:

  1. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: 1972.
  2. Маркова А. К. Формирование ценностных ориентаций и социальной активности личности. М.: 1985.
  3. Шукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. Педагогика. 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторная работа, познавательная активность, познавательная деятельность, познавательная активность студентов, значимая деятельность, общественная деятельность, познавательная активность личности, познавательная потребность, студенческая молодежь, Узбекистан.


Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная

Познавательная активность студентов как... Наиболее успешно учебная деятельность протекает, когда ведущим является познавательный мотив.

Познавательная активность студентов как детерминанта...

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность

Формирование познавательной активности студентов во внеаудиторной работе.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Формирование познавательной активности студентов во...

Формирование познавательной активности студентов во... В решении поставленных задач наряду с учебно-воспитательным процессом важна и необходима и внеаудиторная работа, которая, оказывая разностороннее...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

- повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании...

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная деятельность, процесс формирования, процесс обучения, профессиональное мастерство... Подпишитесь на нашу рассылку

Формирование познавательной активности студентов...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

Развитие познавательной активности студентов через...

Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность...

Особенности развития познавательной активности студентов...

Исследование познавательной деятельности студентов обусловлено также необходимостью реализации новых целевых установок, стоящих перед современным вузом и производством, связанных с развитием индивидуальных, творческих потенций личности.

Познавательная активность студентов как...

Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема. Автор: Бидова Бэла Бертовна. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная

Познавательная активность студентов как... Наиболее успешно учебная деятельность протекает, когда ведущим является познавательный мотив.

Познавательная активность студентов как детерминанта...

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность

Формирование познавательной активности студентов во внеаудиторной работе.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Формирование познавательной активности студентов во...

Формирование познавательной активности студентов во... В решении поставленных задач наряду с учебно-воспитательным процессом важна и необходима и внеаудиторная работа, которая, оказывая разностороннее...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

- повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании...

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная деятельность, процесс формирования, процесс обучения, профессиональное мастерство... Подпишитесь на нашу рассылку

Формирование познавательной активности студентов...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

Развитие познавательной активности студентов через...

Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность...

Особенности развития познавательной активности студентов...

Исследование познавательной деятельности студентов обусловлено также необходимостью реализации новых целевых установок, стоящих перед современным вузом и производством, связанных с развитием индивидуальных, творческих потенций личности.

Познавательная активность студентов как...

Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема. Автор: Бидова Бэла Бертовна. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Задать вопрос