В статье представлен один из путей совершенствования организации ООО «ПЭК», такой как автоматизация управления процессами складов. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие целесообразность внедрения данного новшества. Разобраны отличительные особенности именно для транспортных потоков на территории организации. Представлены основные преимущества применения программного обеспечения по автоматизации в организации.
Ключевые слова: система WMS, автоматизация, управления процессами складов, складской комплекс, складские операции, логистическая система, транспортные потоки.
Сегодня многие транспортно-логистические компании используют систему WMS (Warehouse Management System), которая систематизирует хранение, расположение и сортировку грузов на складе. Это программное обеспечение предназначено для автоматизации управления процессами склада и работы складского комплекса в целом. Функционал WMS разрешает пользователям централизованно, с применением рабочих станций и радиотерминалов выполнять складские операции. Эксплуатация склада с внедрением системы осуществляется просто и эффективно, позволяя свести к минимуму потери при выполнении складских операций.
При использовании данной системы компания получает большие преимущества при обслуживании клиентов, такие как:
‒ доставка заказов осуществляется в установленные сроки и без задержек, этому способствует то, что WMS содержит точную информацию о местоположении груза и обеспечивает возможность быстрой сборки необходимого товара в нужном количестве;
‒ обеспечивается управление процессами и контроль выполнения складских операций (приёмки, перемещения, хранения, комплектации, отгрузки и т. д.) благодаря тому, что WMS-система применяется для автоматизации работы склада;
‒ обеспечивается полная прозрачность данных в цепочке поставок всей компании благодаря тому, что WMS интегрируется с учетными программами организации.
Адаптивность и широта настроек позволяет компании постепенно создать свою собственную логистическую систему, отражающую индивидуальные потребности для управления транспортно-логистическим бизнесом. Основные возможности WMS-системы в организации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные возможности WMS-системы
Возможность |
Описание |
Совершенствование процесса приёмки груза |
Система управляет работой склада по предварительно настроенным процессам, выполнение которых является обязательным условием при осуществлении всех операций, в том числе и приёмки груза. Процесс приёмки может быть настроен по требованиям пользователей WMS, но основной задачей системы при этом все же должно оставаться обеспечение приёмки груза с минимальными ошибками, экономя при этом время на выполнение операции выгрузки транспортного средства. WMS ведет учет груза, предоставляя актуальную информацию о его количестве, позволяет минимизировать остатки на складе |
Экономия складского пространства и бесперебойная работа склада |
Возможность достигается за счет оптимального распределения и хранения запасов. Система предоставляет различные эффективные схемы хранения грузов, учитывающие их вес, объём, характер груза и т. д. Это позволяет организовать процесс хранения таким образом, что более востребованные или тяжелые грузы будут располагаться ближе к зоне отгрузки или грузы, отгружаемые вместе, будут храниться рядом друг с другом, за счет чего времени для его обработки потребуется гораздо меньше. Учет многочисленных факторов хранения обеспечивает эффективную работу склада |
Автоматизация большинства процессов работы склада |
WMS включает в себя автоматизацию большинства процессов работы склада, устраняя необходимость ведения бумажного документооборота, требующего значительных ресурсов, предоставляя всем пользователям общий доступ к базе данных, обеспечивая работников необходимой информацией для быстрой и качественной работы |
Обеспечение качественной сборки заказов |
WMS обеспечит, чтобы правильно собранный заказ был доставлен по верному адресу в нужное время |
Повышение качества обслуживания клиентов |
Возможность достигается за счет быстрой и безошибочной обработки заказов грузоотправителей и их своевременной доставки. Высокое качество обслуживания повышает конкурентоспособность компании, позволяет формировать лояльность текущих заказчиков и привлекать новых клиентов |
Контроль производительности персонала |
По результатам анализа данных производительности труда, доступного в автоматизированной системе складского учета можно принимать наиболее оптимальные управленческие решения, такого например, как оперативного перераспределения нагрузки путем направления сотрудников из других рабочих зон |
Чтобы автоматизировать склад необходимо в первую очередь разобраться с тем, что происходит на территории организации. Поэтому для того чтобы не создавать заторов на стоянке компании, в местах погрузки и выгрузки, надо наладить транспортные потоки на территории ООО «ПЭК». Для этого перед въездом в организацию необходимо настроить электронные терминалы, которые распознают транспортное средство по государственному номеру автомобиля. Они должны быть настроены таким образом:
- Водитель прикладывает карточку к электронному терминалу и получает талон, в котором содержится порядковый номер на стоянке и номер электронной очереди;
- Водитель ждет на стоянке смс-оповещение или дублирующий звонок, в которых будет содержаться информация о том, на какой пандус ему необходимо подъехать, для сдачи/забора груза. В отсутствие очереди водитель получит это оповещение сразу после въезда на территорию.
- На пандусе водитель получает квитанцию о сдачи/заборе груза с уникальным кодом (индексом);
- Пока машину выгружают/загружают водитель отправляется в офис для оформления документов по квитанции;
- Водитель забирает машину с пандуса и выезжает с территории.
Именно обучение совмещается с началом эксплуатации автоматического склада. Кратко описание работы автоматизированного склада представлено ниже.
После того, как сотрудник склада принял грузовое место от клиента, он крепит к нему уникальный штрих-код (индекс), сканирует его и отправляет на конвейер, который в свою очередь транспортирует груз к автоматическому складу. Он, в свою очередь, приняв грузовое место определяет его в готовящуюся к отправке партию. В какую из партий определить тот или иной груз склад понимает из команды, которая ему поступила от сотрудника склада после сканирования перед конвейером. Таким образом, партии для отправки в различные страны и города создаются сразу в ходе приема товаров, без участия грузчиков.
Когда какая-то партия будет готова к отправке, склад начнет выдавать груз на конвейер, который дальше займется транспортировкой товара на тот пандус, где ожидает погрузки назначенный автомобиль. После загрузки и пломбировки транспортное средство незамедлительно направляется сразу к складу-грузополучателю, т. к. весь документооборот будет в электронном виде.
На складе выгрузки дождавшись своей очереди водитель паркуется на выгрузку, где в дело вступает телескопический конвейер, который начинает выгружать и передавать груз конвейеру-транспортировщику. Дальше груз поступает в склад карусельного или лифтового типа, где распределяется по своим местам после сканирования кодов на грузе, также, как и после приемки.
Таким образом, автоматический склад позволяет существенно сократить рабочую силу, исключает ошибки человеческого фактора, увеличивает скорость всех складских операций, экономит пространство складского помещения, уменьшает время погрузочно-разгрузочных работ, что влечет за собой уменьшение срока доставки и положительный настрой клиентов, упрощает документооборот, а также увеличивает производительность компании в целом.
Автоматизация склада — это очередная ступень развития организации, которая поможет повысить показатель эффективности её деятельности, а также уменьшить издержки путем максимальной оптимизации бизнес-процессов.
Литература:
- Красильникова О. А., Юматов М. С. Совершенствование организации автомобильных перевозок // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 3–2. — С. 289–290;
- Менеджмент на транспорте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков и др.; под общей редакцией Н. Н. Громова, В. А. Персианова. — 4-е издание– М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 528 с.
- Официальный сайт ООО «ПЭК» https://pecom.ru/
- Официальный сайт Министерства Транспорта РФ — www.mintrans.ru