Ключевые слова: физическая культура, сердечно-сосудистая система, здоровый образ жизни, здоровье.
Здоровый образ жизни студентов представляет собой совокупность установок, привычек, режима, ритма и темпа жизни, которые направлены на сохранение, укрепление здоровья в процессе обучения. Здоровый образ жизни означает, что необходимо соблюдение, определенных правил, обеспечивающих гармоничное и правильное развитие, высокую работоспособность, душевное равновесие и здоровье человека. В его основе лежит индивидуальная система поведения каждого отдельного человека, которая обеспечивает необходимый уровень жизнедеятельности. Здоровый образ жизни — это действия, которые направлены на предотвращение заболеваний, укрепление организма и улучшение общего самочувствия и работоспособности человека.
Формирование здорового образа в жизни студента начинается прежде всего с занятий физической культурой.
Физическая культура затрагивает различные аспекты жизнедеятельности всех людей, но особо можно выделить студентов, поскольку их организм все еще развивается, и правильный подход к физическим упражнениям принесете огромную пользу здоровью молодых людей. Именно поэтому рассмотрение роли и значимости физической активности у молодого поколения имеет особое значение.
Известно, что ежедневные многочасовые академические и самостоятельные занятия вынуждают студентов вести малоподвижный образ жизни. С точки зрения физиологии это один из стресс-факторов, негативно влияющий на здоровье [1, с. 3].
Без достаточной двигательной активности человек не в полном объеме реализует свой потенциал, который дам ему от природы, вследствие этого, продуктивность и труда и состояние его здоровья значительно снижаются. Двигательная активность, как самый естественный и сильный раздражитель, способствующий изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Именно поэтому рекомендуется проводить систематические занятия спортом, которые могут помочь:
– справиться с нагрузками учебной деятельности без особого напряжения, так как физические упражнения положительно воздействуют на умственную активность;
– нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть физическое напряжение и различные стрессы;
– повышать расход энергии, компенсируя избыток питания, тем самым помогая контролировать вес и бороться с ожирением, снизить риск заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнями сердца.
Перед каждым, кто решил приобщить себя к физическим нагрузкам, стоит выбор, какие упражнения будут эффективны и полезны, например, бег или оздоровительная гимнастика, ходьба или тяжелая атлетика? В данном вопросе стоит учитывать здоровье человека.
Статистика показывает, что в современных условиях именно сердечно-сосудистая система оказывается самым слабым звеном в нашем организме, но существует немало средств для ее укрепления, например, может помочь оздоровительный бег. Его всегда применяют при занятии общей физической подготовки у студентов. Он не требует лишних приспособлений и затрат, и является эффективным, общедоступным и естественным упражнением. В комплексе с бегом стоит включать гимнастику, так как повышается обмен веществ, положительно влияет на дыхательную, пищеварительную и сердечно-сосудистую системы, развивает выносливость, гибкость, а таже координацию движений [2, с. 7].
При выполнении тех или иных упражнений, особое внимание стоит уделить мышцам тела. Мышцы — двигательные органы человеческого тела, поэтому их стоит постоянно держать в тонусе. Для студентов наиболее необходимо развивать мышцы ног, рук, туловища. Правильно развиты мышцы туловища способствуют формированию правильной осанки [3, с. 27].
Большинство гимнастических упражнений, которые используются при занятии физической культурой воздействуют одновременно на укрепление мышц, совершенствуют координацию движений и поддерживают тонус. Обращает на себя внимание тот факт, что представление о составляющих здоровья являются разрозненными и не систематизированными. Основой гимнастики является дыхание, выполнять следует в 5 этапов:
– полный выдох ртом;
– шумно вдохните носом;
– выдохните сильно через рот;
– задержите дыхание на 10 секунд, одновременно ещё более втягивая живот;
– выдыхайте и расслабляйтесь.
Вот некоторые из того множества упражнений, которые можно выполнять в качестве гимнастических:
Упражнение № 1. Занять исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, сделать полуприсед, слегка наклонившись вперёд и установить ладони чуть выше своих коленей. Дыхание ровное. На четвёртом этапе при затаённом дыхании переведите взгляд вверх, округлите губы и высуньте язык. Спустя 10 секунд расслабьтесь. Сделать 5 таких подходов.
Упражнение № 2: Исходное положение — лёжа на спине. Ноги поднимаем вверх, носки тянем на себя, взявшись руками за икры подтягиваем прямые ноги к себе. Повторений: 5.
Упражнение № 3: Исходное положение — лежа на спине, сгибаем ноги в коленях, ставим их на некотором расстоянии друг от друга, руками тянемся к потолку, отрываем голову и плечи от пола, а живот втягиваем. Повторений: 5.
Упражнение № 4: Исходное положение — лежа на спине, поднимаем ноги над полом и делаем ими широкие махи из стороны в сторону, а живот втягиваем. Повторений: 5.
В современном обществе практически каждый человек имеет массу дел и обязанностей, ввиду чего ему недостаточно времени на досуг и отдых. При накапливании этих мелких проблем можно и упустить проблемы со здоровьем, например, часто люди переносят болезни на ногах, в связи с чем может возникнуть рецидив болезни. Но это лишь полбеды, ведь возможны и более тяжелые последствия. На самом деле, не так сложно следить за состоянием своего здоровья, зато позже организм скажет нам «спасибо!».
Литература:
- «Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни студентов», А. В. Марковская;
- «Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие». Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Малинина С.В;
- «Физическая культура студента» — под редакцией профессора, доктора педагогических наук В. И. Ильинина. Москва 2004 г.