Конспект НОД для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию «Волшебное звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 15.05.2018

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Паталах, И. А. Конспект НОД для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию «Волшебное звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра» / И. А. Паталах. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50412/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ход НОД.

Муз. рук. Тихо, тихо рядом сядем — входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

Добрый день! Я рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Анатольевна, и мы сегодня поговорим о волшебном звучании инструментов симфонического оркестра.

Ребята, а как мы называем людей, которые сочиняют музыку? (композиторы).

Я хочу прочесть вам замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

Муз. рук. Обращает внимание детей на экран, где дети видят большую группу музыкантов.

Муз. рук. Ребята, что вы видите на экране?

Предполагаемые ответы детей (Оркестр).

Муз. рук. Да, это оркестр — группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках — пюпитрах.

А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.

Он оркестром управляет,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнёт,

Музыка звучать начнёт.

Он не врач и не шофёр. Кто же это?.. Дети. (Дирижёр).

Муз. рук. Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично — им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро, и медленно, и тихо, и громко — как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот — пюпитр — и в оркестре воцаряется полная тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.

В некотором царстве, в некотором государстве,

Жила-была Гармония, по имени Любовь.

Жили, поживали, друг друга уважали,

И всегда в оркестре место звуку уступали.

Но в один ненастный день, холодный и дождливый.

Появилась злая тень — тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала,

Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

— Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.

А чтобы помочь Гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!

Муз. рук:

Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить.

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо-голоса!

Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

(Предполагаемые ответы детей).

Оркестр делится на несколько групп: струнную, деревянно-духовую, медно-духовую, ударную.

В состав струнной группы входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Попробуйте отгадать загадку про один из этих инструментов:

—Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет…

Дети. Скрипка.

Муз. рук. Правильно это скрипка — королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке.

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на скрипке).

Родом она из Италии. В городе Кремона жили замечательные скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Их скрипки до сих пор считаются самыми лучшими.

Играют на скрипке смычком: трость, на который натянут конский волос. Им водят по струнам, и скрипка начинает звучать.

Теперь мы перейдём к следующей группе музыкальных инструментов: деревянно-духовой. К ним относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот. Самый маленький представитель этой группы: флейта. Флейту придумали древние пастухи. Они услышали, как ветер дует в тростник, срезали его и тоже стали дуть. Так появилась свирель, а потом и флейта.

Мы послушаем с вами пьесу композитора Иоганна Себастьяна Баха, которая называется «Шутка».

Прослушивание пьесы.

А сейчас мы перейдём к группе медно-духовых инструментов. К ним относятся: труба, валторна, фагот, туба. Как вы думаете, про какой из этих инструментов следующая загадка:

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт.

(Предполагаемые ответы детей).

Муз. рук. Правильно. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов — торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах. Давайте покажем, как играют на трубе.

Музыкальный фрагмент.

Муз. рук. Следующая оркестровая группа — ударные инструменты. Попробуйте отгадать загадку:

По нему стучу, стучу,

Извлекая звук,

Музыкантом стать хочу

Инструмент — мой друг.

ДетиБарабан.

Муз. рук. Молодцы. Звук барабана отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на барабане).

Муз. рук. Следующая загадка:

Он стоит на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут его?

(Предполагаемые ответы детей).

Муз. рук. Да, это рояль — король всех музыкальных инструментов, красивый, сложный, большой, называется клавишным ударным инструментом.

Муз. рук. Голос рояля легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино или рояле (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют пальцами игру на пианино).

Муз. рук. Ипоследняя загадка:

Богиня инструментов всех,

Звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят,

Что даже птицы замолчат.

Муз. рук. Арфа является одиночным инструментом и относится к щипковым струнным инструментам. Красота и внешний вид ее превосходят всех остальных «участников».

Муз. рук. А теперь проверим, знаете ли вы голоса инструментов. Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов.

1 — пианино, 2 — барабан, 3 — арфа, 4 — скрипка, 5 — труба.

Муз. рук. В заключение нашего путешествия поиграем.

Муз. рук. Посмотрите на изображение инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Муз.-дидактическая игра «Что лишнее».

Муз. рук. Молодцы, ребята! Мы справились, все задания выполнили. (Достает дирижерскую палочку). Вот и наша дирижерская палочка! Давайте, проверим, ушла ли из оркестрового государства тень раздора, ссоры и злобы?

Вы сегодня молодцы! Постарались от души! Доброе сердце вернуло любовь, И музыку счастья услышим мы вновь.

Звучит музыкальный фрагмент симфонического оркестра, дети имитируют движения дирижера.

Муз. рук. Мы справились с вами с трудностями и помогли обрести оркестру гармоничное звучание! А теперь давайте подведём итог нашей беседы. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. (Струнные, духовые, клавишные, ударные). Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (предполагаемые ответы). Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале, из ваших рисунков, создадите свой симфонический оркестр.

Муз. рук. До свидания.

Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Шутка», «Вальс» из балета «Щелкунчик», «Утро» муз. Э. Грига, музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов симфонического оркестра.

Основные термины (генерируются автоматически): муза, рука, инструмент, музыкальный фрагмент, Предполагаемый ответ детей, симфонический оркестр, дирижерская палочка, оркестр, ребенок, скрипка.


Похожие статьи

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Вопрос — ответ.

Цель учебной работы в моём оркестре — это обучение детей профессиональным навыкам игры в духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплочённого музыкального коллектива.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном...

Ключевые слова: жест, дирижер, дирижерская воля, симфонический оркестр, визуальный ряд.

Жестикуляция дирижера неимоверно многообразна. Возможности левой руки и правой руки с палочкой безграничны.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма, игра, чувство ритма, детская, музыкальное произведение, дошкольный возраст, воспитанник.

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных способностей.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра...

Познавательно-творческий проект «Погружение в классику.»

Изготовление неозвученных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Разучивание песни «Под музыку Вивальди», сл. А.Величанского, муз. В.Берковского, С.Никитина). Выступление с песней перед детьми.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре

И. Г. Галянт «Орфей». Программа музыкального развития детей». Н. Михайленко, Н. Короткова. «Организация сюжетной игры в детском саду».

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

Детский оркестр. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской работы

− знание правил оркестровки, знание ключей «до», особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра для того, чтобы

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Похожие статьи

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Вопрос — ответ.

Цель учебной работы в моём оркестре — это обучение детей профессиональным навыкам игры в духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплочённого музыкального коллектива.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном...

Ключевые слова: жест, дирижер, дирижерская воля, симфонический оркестр, визуальный ряд.

Жестикуляция дирижера неимоверно многообразна. Возможности левой руки и правой руки с палочкой безграничны.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма, игра, чувство ритма, детская, музыкальное произведение, дошкольный возраст, воспитанник.

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных способностей.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра...

Познавательно-творческий проект «Погружение в классику.»

Изготовление неозвученных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Разучивание песни «Под музыку Вивальди», сл. А.Величанского, муз. В.Берковского, С.Никитина). Выступление с песней перед детьми.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре

И. Г. Галянт «Орфей». Программа музыкального развития детей». Н. Михайленко, Н. Короткова. «Организация сюжетной игры в детском саду».

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

Детский оркестр. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской работы

− знание правил оркестровки, знание ключей «до», особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра для того, чтобы

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Задать вопрос