В работе рассмотрены методы решения конфликтных ситуаций внутри коллектива. Приведена статистика исследования интернет-портала HEADHUNTER.
Ключевые слова: конфликтные ситуации, причины увольнений.
В жизни каждого человека происходят конфликтные ситуации. Практически невозможно представить себе ситуацию, в которой все стороны будут иметь единогласное мнение. Т. к. человек является существом, живущем в социуме, и в процессе развития своих личностных навыков он испытывает необходимость взаимодействовать с другими людьми для получения опыта, то наиболее часто конфликты происходят в повседневной жизни в семейном кругу, в школе, институте, работе и т. д.
Портал для поиска работы и подбора персонала HEADHUNTER в марте 2013 года провёл социологическое исследование на тему: “Основные причины смены работодателя — потеря интереса к работе и жажда перемен”. Результаты исследования приведены на рисунке 1 [1, 2].
Рис. 1. Рейтинг причин увольнения
В результате исследования выяснилось, что сотрудники увольняются по причине конфликтных ситуаций с руководством (11 %). Эта причина должна стать определённым сигналом для работодателя.
С экономической точки зрения наиболее опасными конфликтами являются личные конфликты на рабочем месте, т. к. разрозненный коллектив ведёт предприятие к лишним убыткам. Например, руководителю может потребоваться до 20 % рабочего времени для решения проблемы, возникшей между сотрудниками, что отвлекает его от более важных дел с точки зрения развития предприятия. В связи с этим крупные корпорации устраивают групповые тренинги для своих сотрудников, где специально обученные люди проводят беседы с каждым участником с целью выявления причин возникших конфликтных ситуаций [1].
Самые распространённые конфликты между сотрудниками возникают, как правило, между рабочими и начальником, либо между молодыми и более опытными специалистами. Такие ситуации возникают из-за того, что молодой специалист, недавно закончивший обучение в учебном заведении, имеющий новые знания в этой области, приходя на предприятие, вступает в противодействие с сотрудниками, владеющими привычной устаревшей информацией, с сотрудниками, которые отказываются принимать новое, потому что их методы всегда работали, а знаний было достаточно для достижения цели. При этом руководители отказываются принять к сведению доводы новых сотрудников, даже если их вариант позволит использовать такие методы, технологии, которые способны улучшить производительность, увеличить прибыль и сократить трудовые ресурсы. Плохие руководители в первую очередь применяют силовые методы решения конфликтов, используя методы психологического давления или принуждения.
Более опытные и мудрые руководители стремятся к решению конфликтной ситуации методом нахождения компромисса. Суть метода заключается в том, что каждая сторона высказывает свои интересы, приводит актуальные доводы для того, чтобы убедить оппонента в процессе такого общения. Могут составляться графики и таблицы, в которых приводится вся важная информация. Эту информацию впоследствии подвергают анализу, с целью принятия того решения, в котором будут учитываться все факторы, и которое будет удовлетворять все стороны конфликта.
Существует метод решения конфликтов, который крайне редко применяется в рабочей среде — это игнорирование проблемы. При этом методе возможен перевод сотрудника работодателем в другой отдел, для наименьшего взаимодействия конфликтующих сторон, и тем самым возникает иллюзия решения конфликтной ситуации. Данный метод слабо эффективен, согласно исследованиюHEADHUNTER. Результаты исследования приведены на рисунке 2 [1].
Рис. 2. Причины сотрудников остаться на работе
В результате выяснилось, что лишь 16 % опрошенных работников согласны остаться в компании, если будут уволены или переведены сотрудники, с которыми возникали конфликтные ситуации.
Исходя из проведённого анализа методов видно, что наиболее благоприятным для поддержания дружественной атмосферы в коллективе и улучшения производительности труда является такое общение между сотрудниками, при котором каждому необходимо идти на уступки.
Литература:
- Исследование HEADHUNTER: основные причины смены работодателя — потеря интереса к работе и жажда перемен // Гуманитарные технологии. URL: http://gtmarket.ru/blog/headhunter/2013/03/19/5678 (дата обращения: 15.05.2018).
- Сергеичева И. А. Способы преодоления конфликтных ситуаций внутри рабочего коллектива // Управление в современных системах. — 2015. — № 2(6). — С. 25–28.
- Канавец А. В., Кричмар В. А. Способы разрешения конфликта на рабочем месте // Методы науки. — 2017. — № 2(3). — С. 7–8.