Конфликты и их влияние на рабочий процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 13.06.2022

Статья просмотрена: 1532 раза

Библиографическое описание:

Зазвонов, И. С. Конфликты и их влияние на рабочий процесс / И. С. Зазвонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 469-470. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93022/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор рассматривает понятие конфликта и его влияние на современные компании.

Ключевые слова: конфликт, социально-психологический климат, управление персоналом.

Конфликтные ситуации — это, без сомнения, одна из наиболее часто возникающих проблем любой организации. В современных реалиях большое количество специалистов уделяют много внимания изучению данного явления. Зачастую руководителям выпадает задача не просто решить возникающие конфликты и наладить обстановку в коллективе, но еще и спрогнозировать их появление и по возможности избежать их развития. Уже много лет ведется изучение конфликтов как явления, а также причин их возникновения. Многолетний опыт показывает, что конфликты — это естественное следствие межличностного взаимодействия и может нести не только отрицательные, но и положительные последствия. Любое столкновение интересов в коллективе так или иначе оказывает влияние на состояние социально-психологического климата всего коллектива и может спровоцировать изменения в его структуре.

По мнению Шаркова, конфликт — это столкновение двух и более сторон, преследующих личные цели и может возникать в любой последовательно-развивающейся системе. [1] С данной точки зрения, конфликты неизбежны при условии роста эффективности рабочего процесса. Любые изменения в производстве могут создать конфликт, который в последствии позволит всей компании продолжать развиваться.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, трудового и коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, а также по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров. [2] С точки зрения законодательства, конфликт — это прежде всего организационный процесс, основанный на ряде аспектов рабочего процесса. Этот подход акцентирует внимание на вертикальном конфликте между работником и управляющим, который может возникнуть как по профессионально-организационным, так и по личностным причинам.

Важно отметить, что конфликты не только возникают по ряду различных причин, но и сами по себе классифицируются по определенным показателям. Так, к основным видам конфликтов можно отнести вертикальный, горизонтальный и диагональный, а в каждом из них выделяются межличностные и межгрупповые конфликты. Вертикальный конфликт подразумевает столкновение интересов между руководителем и подчиненным. Такой конфликт может появиться на почве неразрешенных договоренностей о ведении рабочего процесса или из-за невыполнения любой из сторон имеющихся договоренностей. Горизонтальный конфликт — это конфликт между коллегами одного уровня, возникающий как на почве рабочих отношений, так и на почве межличностных отношений и может быть спровоцирован неправильным распределением обязанностей, стремлением одной из сторон получить больше ресурсов или даже ощутить превосходство над своими коллегами. Диагональный тип конфликта — это разногласие между коллегами разного уровня влияния. В целом, причины их появления схожи с причинами других видов конфликта и возникают из-за идентичных ситуаций. Каждый из этих типов задевает как управленческий, так и производственный персонал. [3]

Так или иначе, углубляясь в изучение причин возникновения спорных ситуаций, становится очевидным тот факт, что конфликты не всегда возникают из-за одного конкретного человека или фактора. Очень часто конфликты становятся следствием сразу нескольких событий или условий. Так как конфликт является признаком изменений в компании, необходимо понимать, насколько сильно эти изменения могут повлиять на дальнейшую работоспособность персонала и, как следствие, на конечные результаты производства.

Социально-психологический климат, по мнению Леоновой А. Б., формируется в групповом сознании и состоит из различных психологических характеристик, которые могут быть использованы как показатели для определения состояния коллектива. [4] Чем дольше протекает конфликтная ситуация, тем больше деструктивных последствий она может создать. Часто влияние конфликта распространяется не только на его непосредственных участников, но и на весь коллектив вне зависимости от должности.

Конфликты чаще всего провоцируют снижение общей психологической атмосферы, а значит, и снижают трудоспособность и эффективность работы персонала. Неудовлетворенность своим рабочим положением в дальнейшем может стать причиной текучести кадров и препятствием для будущего развития компании. Негативное влияние на общую эффективность персонала может проявляться в очень большом количестве последствий. Но конфликты не всегда несут исключительно негативный характер. В большинстве случаев конфликт имеет и положительное влияние, так как при его разрешении удается спроецировать конечный результат конфликта на будущее, а значит, опытным путем обнаружить очаг возникновения противоречий.

Конфликт может иметь ряд важных функций, которые в дальнейшем помогут улучшить существующие устои и принципы работы. Через конфликт, например, можно обнаружить недочеты в системе управления или социально-трудовых отношений, а значит, в дальнейшем такая информация поможет компании улучшить свои алгоритмы и повысить уровень качества работы. Конфликт также может показать сотрудникам пути достижения поставленных целей и необходимость объединить свои усилия. Успешное достижение цели — это ключ к совершенствованию социально-трудовых отношений внутри коллектива и помогает сотрудникам развивать свои навыки. Социально-психологическая функция конфликтных ситуаций заключается в налаживании социально-психологического климата, что в свою очередь снижает эмоциональную напряженность внутри коллектива и помогает повысить эффективность его работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современные компании конфликты оказывают очень большое влияние, помогая выявить недостатки в системе управления персоналом, спрогнозировать их дальнейшее появление и усовершенствовать взаимоотношения между сотрудниками. Грамотный подход к управлению конфликтами позволит компании ускорить ее развитие и повысить результативность работы персонала.

Литература:

  1. Шарков Ф. И., В. И. Сперанский Общая конфликтология: Учебник для бакалавров; под общ. ред. засл. деят. науки РФ Ф. И. Шаркова. — 2-е изд., стер. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. — С. 9
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022
  3. Дейнека А. В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров / А. В. Дейнека. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К», 2020. — С. 184
  4. Леонова А. Б., Базаров Т. Ю., Абдуллаева М. М. Организационная психология: учебник / под общ. ред. А. Б. Леоновой. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — С. 214
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, социально-психологический климат, рабочий процесс, вертикальный конфликт, коллектив, компания, причина, система управления, столкновение интересов.


Похожие статьи

Маркетинговые коммуникации в современных реалиях в сфере общественного питания

В статье рассматриваются следующие аспекты: роль маркетинговых коммуникаций в современном мире. Определение маркетинговых коммуникаций, анализ ситуации в сфере общественного питания.

Проблемы управления персоналом в современных организациях

В статье рассмотрены основные проблемы управления персоналом в современных организациях, оказывающие негативное влияние на ее будущее развитие и конкурентоспособность.

Исследование потребительского поведения

В статье рассмотрено понятие потребительского поведения, как формируется и от чего зависит потребление с точки зрения социологических и экономических наук. Были рассмотрены авторы, которые внесли наибольший вклад в теорию потребления, а также выявлен...

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал организации

В статье автор предпринимает попытку оценить зависимости и взаимосвязи корпоративной культуры и кадрового потенциала организаций, и их современное значение.

Место и влияние моббинг-процессов на работу организации в разных странах

В статье автор рассматривает моббинг как социальное явление, проводит анализ социологических исследований моббинг-процессов, их специфики в разных странах.

Вопросы управления транснациональными компаниями в условиях новой мирополитической системы

В статье обсуждается увеличение влияния транснациональных компаний на международную политику. Поднимаются вопросы о зарождение новой мирополитической системы и актуальности изучения возникающих управленческих задач.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Тенденции информационного менеджмента

В статье автор рассматривает тенденции информационного менеджмента и внедрение информационных технологий в различных компаниях, подчеркивая их влияние на конкурентоспособность и операционную эффективность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Похожие статьи

Маркетинговые коммуникации в современных реалиях в сфере общественного питания

В статье рассматриваются следующие аспекты: роль маркетинговых коммуникаций в современном мире. Определение маркетинговых коммуникаций, анализ ситуации в сфере общественного питания.

Проблемы управления персоналом в современных организациях

В статье рассмотрены основные проблемы управления персоналом в современных организациях, оказывающие негативное влияние на ее будущее развитие и конкурентоспособность.

Исследование потребительского поведения

В статье рассмотрено понятие потребительского поведения, как формируется и от чего зависит потребление с точки зрения социологических и экономических наук. Были рассмотрены авторы, которые внесли наибольший вклад в теорию потребления, а также выявлен...

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал организации

В статье автор предпринимает попытку оценить зависимости и взаимосвязи корпоративной культуры и кадрового потенциала организаций, и их современное значение.

Место и влияние моббинг-процессов на работу организации в разных странах

В статье автор рассматривает моббинг как социальное явление, проводит анализ социологических исследований моббинг-процессов, их специфики в разных странах.

Вопросы управления транснациональными компаниями в условиях новой мирополитической системы

В статье обсуждается увеличение влияния транснациональных компаний на международную политику. Поднимаются вопросы о зарождение новой мирополитической системы и актуальности изучения возникающих управленческих задач.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Тенденции информационного менеджмента

В статье автор рассматривает тенденции информационного менеджмента и внедрение информационных технологий в различных компаниях, подчеркивая их влияние на конкурентоспособность и операционную эффективность.

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Задать вопрос