Особенности осуществления закупок в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 13.05.2018

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Рафиев Р. Б. Особенности осуществления закупок в сфере образования // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 68-70. — URL https://moluch.ru/archive/205/50291/ (дата обращения: 26.05.2019).



Формирование контрактной системы обусловило коренные изменения в сфере закупок, что требует оперативного изучения новых способов, методов и инструментов анализа системы управления, предназначенной для обеспечения эффективного и целостно комплекса взаимоотношений в этой области, соответствующего запросам общества и государства, в том числе технологических, управленческих, экономических и организационных. И хотя универсальной системы эффективного управления закупками не существует, это не должно создавать препятствий поиску новых подходов к управлению закупками и заимствованию методик из других сфер.

Ключевые слова: закупки, образование, обеспечение нужд, закупочная деятельность, управление в образовании, менеджмент в образовании.

В основе управления закупками товаров, работ, услуг для обеспечения нужд образовательной организации находятся связанные между собой принципы эффективности, результативности, открытости, практичности, профессионализма.

Закупочная деятельность в сфере образования обладает социальной ориентацией, обусловлена направлениями и уровнем образования, которые образовательная организация реализует, направлена на обеспечение развития ее инфраструктуры и призвана к обеспечению безопасного и комфортного пребывания детей как в детских садах, так и школах.

Пристальное внимание теоретиков и практиков управление закупками получило с вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], поскольку система, установленная этим законом, в содержание управления закупками внесла довольно серьезные нововведения и потребовала пересмотра как отдельных аспектов, так и устоявшихся управленческих действий.

По своей сути, сфера образования, имея широкий спектр инновационных начинаний, потребовала глубокой проработки подходов к организации управления закупками в целях более эффективного расходования бюджетных средств. Как и каждая система, сфера образования, зиждется на определенных фундаментальных основах. К основным принципам управления в сфере образования следует отнести [3, C. 14–15]:

‒ социальную детерминацию;

‒ гуманизацию деятельности управленца;

‒ научность и компетентность управленческих кадров;

‒ аналитическое прогнозирование;

‒ деловую активность;

‒ информационную открытость;

‒ обратную связь;

‒ перспективность;

‒ стимулирование кадров;

‒ мотивацию кадров;

‒ финансово-экономическую рациональность и др.

Отдельные принципы требуют своего более подробного рассмотрения. Так, принцип социальной детерминации требует от руководителя четкого понимания задач, стоящих перед образованием и, в частности, столичным.

Принцип гуманизации предполагает уважение к каждому человеку, с которым управленец вступает в общение.

Принцип научности и компетентности управленческих кадров требует овладения руководителем в сфере образования теоретическими вопросами и технологиями не только в педагогике, но и в образовательном менеджменте.

Принцип аналитического прогнозирования отражает разные модели прогнозирования, приемлемые в том либо ином сегменте образовательной деятельности.

Принцип деловой активности требует не только принятия решений, но и ответственности за полученные результаты, и дальнейших управленческих действий.

Информационная открытость приобретет все большую значимость и на всех этапах управления становится одним из решающих факторов.

Быстрое реагирование на проблемы в образовательном менеджменте обусловлено принципом обратной связи.

С анализом прошлого, сегодняшним опытом и критической оценкой возможностей разработки стратегических перспектив тесно связан принцип перспективности.

Этот, далеко не полный, перечень принципов управления в образовании тесно переплетен с основными принципами контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, в основе качественного управления закупочной деятельностью находится принцип профессионализма заказчика, осуществляющего закупки для нужд образования столичного мегаполиса [5, C. 37].

Рассматривая принцип профессионализма заказчиков, И. П. Гладилина отмечает, что удовлетворение потребностей образовательной организации осуществляется использование различных механизмов отбора поставщиков (подрядчиков и исполнителей) общие принципы действия которых должны обеспечивать конкуренцию, открытость и прозрачность. Основные способы определения поставщиков для образовательной организации в контрактной системе состоят в открытой конкуренции, электронном аукционе, запросе котировок, закупках у единственного поставщика [4, C. 12].

Перед каждым заказчиком стоит задача эффективного расходования бюджетных средств. Сфера образования составляет не только экономически, но и социально важный аспект развития общества. Особое внимание к работе образовательных учреждений со стороны государства и общества требует детального анализа обеспечения образования. Предпосылки новой системы управления закупками для образования обусловлены реализацией новых стандартов образования, созданием крупных образовательных комплексов в Москве и многими другими изменениями.

Закупки наукоемкого оборудования, инновационной продукции и т. п. требуют использования новых управленческих механизмов. Организация закупок в сфере образования во многом зависит от направлений и видов образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями, которые, будучи бюджетными организациями, при закупках, преследуют в первую очередь реализацию программ развития образования, определенных Законом об образовании. Особенности управления закупками для целей образования в городе Москве состоят в централизации закупок. Применение такой управленческой модели стало возможным на основе взаимодействия образовательных учреждений города Москвы и Государственного казенного учреждения города Москвы, Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы [6, C. 51–52].

Организация взаимодействия при управлении закупками для нужд образовательного учреждения образует актуальную научную задачу.

Общеизвестные положения о факторах, обеспечивающих управление в образовании, позволяют выделение факторов, которые воздействуют на развитие управления закупками для образования.

К общим факторам относятся:

I — внешние в виде научного и технического прогресса; социально-экономического состояния; изменений в требованиях к образованию со стороны государства и общества; развития теории управления; рыночных факторов и т. п.;

II — внутренние, состоящие в изменении образовательной парадигмы; развитии социально-педагогической системы образовательного учреждения; повышении требований к личности руководителя такого учреждения и т. п.

С учетом интеграции в управлении образовательным учреждением социального, правового, экономического, административного управления, взаимосвязанных между собой, что позволяет утверждать о комплексном управлении закупками образовательного учреждения.

Управление закупками в сфере образования в целях эффективного расходования бюджетных средств обладает такими закономерностями:

‒ оно обусловлено закономерностями социального и экономического управления;

‒ существуют закономерности управления закупками объективно, вне зависимости от уровня управления;

‒ каждому уровню управления присущи частные закономерности, отражающие специфику конкретного уровня управления закупками;

‒ общие функции управления обусловлены общими закономерностями процесса управления;

‒ эффективность управления зависит от взаимодействия руководящей и руководимой подсистем.

Интересна точка зрения на взаимодополняющую команду И. Адизеса, который выдвигает идею о необходимости выполнения отдельных функций разными людьми. «Чтобы успешно управлять, нужно собрать вместе руководителей с различными подходами и образом мышления». О менеджменте, который и планирует, и организует, и т. п. «разглагольствовать» не следует, но необходимо подумать о команде, способной взять на себя все перечисленные функции. По утверждению И. Адизеса, в одиночку с функциями управленца в современных условиях не справится никто, под силу это только взаимодополняющей команде, члены которой, применяя разные подходы, не копируют, а взаимно уравновешивают естественную тенденциозность друг друга [3, C. 16].

При рассмотрении закономерностей, раскрывающих характеристики развития управления закупками в сфере образования с целью эффективного расходования бюджетных средств, необходимо учитывать, что [7, C. 103]:

‒ во многом на качество управления закупками в сфере образования для эффективного расходования бюджетных средств воздействует качество заданных результатов закупок;

‒ связь между субъектами управления прямо зависит от характера задач, форм и методов управления, профессионализма специалистов, которые осуществляют закупки.

Следует отметить, что управление закупками в сфере образования тесно связано с принципами менеджмента в образовании и требует нового управленческого подхода со стороны и должностных лиц, и каждого специалиста, который осуществляет закупку для образовательных нужд. Выявленные проблемы предыдущего Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2] в виде узких рамок правового регулирования; отсутствия общественного контроля; организованности государственного контракта; низкого уровня информационной открытости; низкой мотивации заказчиков к достижению конечных результатов закупки требуют от управления закупочной деятельностью при контрактной системе профессионального, компетентного отношения к своим функциональным обязанностям.

Централизация закупок в сфере образования города Москвы, выстроенная на основе взаимодействия образовательных учреждений столицы и Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы. Эта модель управления требует осмысления и научно-теоретического обоснования в целях обеспечения управления закупками для нужд образования [6, C. 54].

Необходимость повышения эффективности управления закупками обусловлена тем, что образовательная организация выбирает поставщиков для обеспечения собственных нужд и участвует в закупках. Сама закупка с подписанием контракта (договора) не завершается, а продолжается до прекращения между сторонами договорных обязательств и управление должно осуществляться на каждой ступени процесса закупки. Конечная цель управления закупками предполагает их успешность, эффективность, экономичность, рациональность и оптимальность, а это требует создания профессиональных образовательных программ подготовки специалистов в области управления закупками для нужд образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. ст. 1652.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). ст. 3105 // Утратил силу.
  3. Гаджиев Н. Г. Система государственных закупок в современном вузе: проблемы и перспективы // Апробация. 2016. № 6 (45). С. 13–16.
  4. Гладилина И. П. Принцип профессионализма как основа контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государтвенных и муниципальных нужд // Самоуправление, 2014. № 3. С. 11–13.
  5. Казанцева Е. В. Организационно-экономические подходы к управлению закупками в сфере образования // Современное педагогическое образование. 2017. № 4. С. 35–38.
  6. Попова Е. А. Государственная политика в сфере закупок и профессиональные стандарты: направления совершенствования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 48–54.
  7. Сварник Т. А. Управление закупками в сфере образования // Вестник научных конференций. 2016. № 9–1 (13). С. 102–103.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, закупка, управление закупками, образовательная организация, эффективное расходование, образование, образовательное учреждение, контрактная система, закупочная деятельность, информационная открытость.


Похожие статьи

Повышение эффективности современной контрактной системы...

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США, сфера закупок, официальный сайт, медицинское учреждение, закупочная деятельность, государственный заказчик.

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

план закупок, закупка, заказчик, контрактная система, государственный заказ, закупочная деятельность, план-график закупок, система планирования, сфера закупок, США.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ, услуга, работа, учреждение.

Эффективность государственных закупок | Статья в журнале...

Эффективность государственных закупок. Автор: Вершинина Екатерина Сергеевна.

Литература: 1. Информационный бюллетень ТТП РФ по вопросам малого

4. Статья 18 главы 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...

Современные тенденции информационной открытости...

образовательное учреждение, информационная открытость, образовательная организация, Подзаголовок, бра, официальный сайт, сфера образования, образовательная деятельность, главная страница...

Формирование системы управления муниципальными закупками...

закупка, Новосибирская область, система управления, государственная информационная система, муниципальное образование, сфера закупок, сфера закупок товаров, эффективность управления, услуга.

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, сфера образования, образовательная организация, учебное учреждение, Краснодар, обратная связь, массовая информация, государственная политика.

Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип...

Особенности осуществления закупок в сфере образования. Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае: практика применения и проблемы реализации. Новации законодательства в сфере государственных закупок...

Законодательные нововведения по системе закупок для...

Формирование системы управления муниципальными закупками... закупка, Новосибирская область, система управления, государственная информационная система, муниципальное образование, сфера закупок, сфера закупок товаров, эффективность управления, услуга.

Похожие статьи

Повышение эффективности современной контрактной системы...

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США, сфера закупок, официальный сайт, медицинское учреждение, закупочная деятельность, государственный заказчик.

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

план закупок, закупка, заказчик, контрактная система, государственный заказ, закупочная деятельность, план-график закупок, система планирования, сфера закупок, США.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Забайкальский край, сфера закупок, контрактная система, закупка, закупочная деятельность, поставщик товаров, Забайкальский край РФ, услуга, работа, учреждение.

Эффективность государственных закупок | Статья в журнале...

Эффективность государственных закупок. Автор: Вершинина Екатерина Сергеевна.

Литература: 1. Информационный бюллетень ТТП РФ по вопросам малого

4. Статья 18 главы 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...

Современные тенденции информационной открытости...

образовательное учреждение, информационная открытость, образовательная организация, Подзаголовок, бра, официальный сайт, сфера образования, образовательная деятельность, главная страница...

Формирование системы управления муниципальными закупками...

закупка, Новосибирская область, система управления, государственная информационная система, муниципальное образование, сфера закупок, сфера закупок товаров, эффективность управления, услуга.

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, сфера образования, образовательная организация, учебное учреждение, Краснодар, обратная связь, массовая информация, государственная политика.

Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип...

Особенности осуществления закупок в сфере образования. Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае: практика применения и проблемы реализации. Новации законодательства в сфере государственных закупок...

Законодательные нововведения по системе закупок для...

Формирование системы управления муниципальными закупками... закупка, Новосибирская область, система управления, государственная информационная система, муниципальное образование, сфера закупок, сфера закупок товаров, эффективность управления, услуга.

Задать вопрос