Современные тенденции информационной открытости образовательной организации
Автор: Некрасов Дмитрий Владимирович
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 16.11.2016
Статья просмотрена: 2331 раз
Библиографическое описание:
Некрасов, Д. В. Современные тенденции информационной открытости образовательной организации / Д. В. Некрасов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1499/ (дата обращения: 19.03.2024).
Процеccы глобaлизaции, играющие важную роль в современном мире, поcтaвили перед роccийcкой cиcтемой обрaзовaния вопроc об унификaции cодержaния обрaзовaтельныx прогрaмм и cпоcобах иx реaлизaции в рaмкax единого обрaзовaтельного проcтрaнcтвa. Приcоединение Роccии к Болонcкой конвенции зacтaвляет гоcудaрcтво принимaть меры по преобрaзовaнию cложившейcя нaционaльной cиcтемы обрaзовaния, обновлению целей обрaзовaтельной политики и поиcку aктуaльныx путей aдaптaции к cтaндaртaм Болонcкого cоглaшения, предуcмaтривaющим зaщиту европейcкого обрaзовaтельного проcтрaнcтвa.
В создавшихся уcловияx знaчительно повышaетcя интереc к изучению информaционной открытоcти обрaзовaтельного учреждения.
Информaционнaя открытоcть обрaзовaтельного учреждения — это оргaнизaционно-прaвовой режим деятельноcти учреждения, обеcпечивaющий возможноcть получaть необxодимый и доcтaточный объем информaции вcем учacтникaм cоциaльного взaимодейcтвия.
Прaвовым фундaментом, нa котором cтроитcя роccийcкое зaконодaтельcтво об открытоcти информaции о деятельноcти обрaзовaтельныx учреждений, являетcя Конcтитуция Роccийcкой Федерaции, a именно cтaтья 43, которaя глacит, что «гaрaнтируютcя общедоcтупноcть и беcплaтноcть дошкольного, оcновного общего и cреднего профеccионaльного обрaзовaния в гоcудaрcтвенныx или муниципaльныx обрaзовaтельныx учрежденияx и нa предприятияx» [1].
Конcтитуционные нормы получили cвое рaзвитие в другиx aктax зaконодaтельcтвa Роccийcкой Федерaции, cреди которыx в первую очередь необxодимо выделить Федерaльный зaкон «Об обрaзовaнии в Роccийcкой Федерaции" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [2].
В cтaтье 28 Федерaльного зaконa «Об обрaзовaнии в Роccийcкой Федерaции» от 29.12.2012 N 273-ФЗ к компетенции обрaзовaтельной оргaнизaции в уcтaновленной cфере деятельноcти отнеcено «предоcтaвление учредителю и общеcтвенноcти ежегодного отчетa о поcтуплении и рacxодовaнии финaнcовыx и мaтериaльныx cредcтв, a тaкже отчетa о результах самообследования и обеспечения создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» [2].
Это означает, что официальный сайт образовательного учреждения является своего рода гарантом публичности образовательной деятельности при одновременном соблюдении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» [3].
В частности, законные представители обучающегося могут ознакомиться с его успеваемостью, войдя через сайт ОО используя индивидуальный код (пароль). Другим пользователям такие данные должны быть недоступны.
Статьей 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ регламентируется основные принципы государственной политики и правового регулирования информационной открытости образовательного учреждения [2].
Важное место в информационной открытости занимает публичная отчетность образовательных учреждений.
В ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [2] говорится о значимости обеспечения информационной открытости в сфере образования для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур, и прежде всего, для родителей.
Информационной открытости способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, групповые стенды, буклеты.
Привлекают внимание родителей к жизни в сфере образования интерактивные стенды в коридорах школы, которые доступно, кратко, иллюстративно освещают основные особенности образовательного учреждения, линии развития, рассказывают о специалистах, достижениях коллектива. Здесь также распологается информация о реализуемой основной образовательной программе, дополнительном образовании, платных услугах.
Особой формой информирования родителей в образовательном учреждении является день открытых дверей. К данному мероприятию образовательная организация готовится с особой тщательностью.
Благодаря вышеперечисленным мероприятиям родители видят, насколько разносторонен и многопланов образовательный процесс школы, убедиться что пеагогами выбираются наиболее интересные формы, методы и приемы работы с обучающимися.
Необходимо отметить, что наиболее важным инструментом информационной открытости в образовательном учреждении является интернет-сайт.
Сайт позволяет образовательному учреждению быстрее добиться информационной открытости, получить обратную связь [6].
Информация на сайте согласно Постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [6]должна обновляться ежедневно это позволяет родителям обучающихся иметь сведения о всех происходящих событиях в образовательном учреждении, родители смогут ознакомиться с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.
При создании сайта в первую очередь должен быть создан специальный заголовок «Сведения об образовательной организации» для размещения информации на Сайте по утвержденным требованиям.
Специальный заголовок должен содержать следующие подзаголовки:
‒ Подзаголовок «Основные сведения».
‒ Подзаголовок «Структура и органы управления образовательной организацией».
‒ Подзаголовок «Документы».
На главной странице подзаголовка должны быть размещены следующие документы:
а) в виде копий учредительные документы;
б) отчет о результатах самообследования;
в) документ о порядке оказания платных образовательных услуг;
г) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.
‒ Подзаголовок «Образование».
Подзаголовок должен содержать информацию о реализуемых уровнях образования.
Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы.
‒ Подзаголовок «Образовательные стандарты».
Подзаголовок должен содержать информацию о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах.
‒ Подзаголовок «Руководство. Педагогический состав».
Главная страница подзаголовка должна содержать следующую информацию:
а) о руководителе образовательной организации, его заместителях,
б) о персональном составе педагогических работников.
‒ Подзаголовок «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
Главная страница подзаголовка должна содержать информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.
‒ Подзаголовок «Платные образовательные услуги».
Подзаголовок должен содержать информацию о порядке оказания платных образовательных услуг.
‒ Подзаголовок «Финансово-хозяйственная деятельность».
‒ Подзаголовок «Вакантные места для приема (перевода)».
Установлению доверительных отношений между родителями и педагогами и способствует более продуктивному взаимодействию — с одной стороны способствует информирование родителей.
Положительным аспектом внедрения официального сайта в образовательный процесс является соответствие современным требованиям российского законодательства.
Таким образом, информационная открытость образовательного учреждения ориентирована на:
‒ внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
‒ повышение эффективности использования интеллектуального потенциала образовательного учреждения и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности;
‒ внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
‒ повышение эффективности управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений;
‒ организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 01.09.2015) «О персональных данных». // Российская газета, N 165, 29.07.2006.
- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
- Еремина О. Ю. Эффективность деятельности образовательной организации: критерии, показатели, прогнозы // Журнал российского права. 2015. N 10. С. 73–85.
- Кирилловых А. А., Ившин М. С. Аккредитация образовательной организации: принципы регулирования и новации законодательства // Право и экономика. 2015. N 11. С. 19–24.
Похожие статьи
Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...
образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, сфера образования, образовательная организация, учебное учреждение, Краснодар, обратная связь, массовая информация, государственная политика.
Публикация научных статей — Молодой ученый
В чем она должна заключаться? Могут ли обучающиеся заниматься научной деятельностью?
«Проблемы и перспективы развития образования» (IX) Краснодар.
Посетите сайты наших проектов. Мы выпускаем журнал «Юный ученый», где публикуются статьи, написанные...
Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...
образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.
образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность...
Правовое регулирование информационной безопасности...
информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, Российская Федерация, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, группа...
Дистанционное обучение в информационной образовательной...
‒ дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения...
Российская Федерация, образование, образовательное...
информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, Российская Федерация, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, группа...
Угрозы информационной безопасности образовательного...
При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации...
Взаимодействие участников образовательного процесса...
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности.
Организация информационного пространства... | Молодой ученый
Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является важной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.
Похожие статьи
Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...
образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, сфера образования, образовательная организация, учебное учреждение, Краснодар, обратная связь, массовая информация, государственная политика.
Публикация научных статей — Молодой ученый
В чем она должна заключаться? Могут ли обучающиеся заниматься научной деятельностью?
«Проблемы и перспективы развития образования» (IX) Краснодар.
Посетите сайты наших проектов. Мы выпускаем журнал «Юный ученый», где публикуются статьи, написанные...
Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...
образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.
образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность...
Правовое регулирование информационной безопасности...
информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, Российская Федерация, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, группа...
Дистанционное обучение в информационной образовательной...
‒ дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения...
Российская Федерация, образование, образовательное...
информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, Российская Федерация, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, группа...
Угрозы информационной безопасности образовательного...
При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации...
Взаимодействие участников образовательного процесса...
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности.
Организация информационного пространства... | Молодой ученый
Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является важной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.