Роль пропаганды и PR при переходе к советской власти
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Роль пропаганды и PR при переходе к советской власти

В данной статье рассматривается самый яркий период истории России с точки зрения массовой коммуникации, внедрения пропаганды и агитации — переход от монархии к советской власти. Так называемый успех проведенной кампании был выстроен, во-первых, на важнейшей физиологической потребности человека — пище. Во-вторых, на потребности принадлежать к какой-либо социальной группе, быть в обществе. В-третьих, успех кампании объясняется еще и наличием четкой цели, тактики и уверенности в действиях. Людям всегда нужен лидер, который твердо и решительно поведет эту толпу за собой.
Поделиться в социальных сетях
32 просмотра
Библиографическое описание

Вырикова, А. Д. Роль пропаганды и PR при переходе к советской власти / А. Д. Вырикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50076/ (дата обращения: 03.08.2021).



В данной статье рассматривается самый яркий период истории России с точки зрения массовой коммуникации, внедрения пропаганды и агитации — переход от монархии к советской власти. Так называемый успех проведенной кампании был выстроен, во-первых, на важнейшей физиологической потребности человека — пище. Во-вторых, на потребности принадлежать к какой-либо социальной группе, быть в обществе. В-третьих, успех кампании объясняется еще и наличием четкой цели, тактики и уверенности в действиях. Людям всегда нужен лидер, который твердо и решительно поведет эту толпу за собой.

Ключевые слова: власть, народ, массовая коммуникация, пропаганда.

С IX по XX века на территории нынешней Российской Федерации правили Цари и Императоры. Люди делились на такие классы, как крестьяне, мещане, ремесленники, купцы, казаки, духовенство, дворяне. Каждый представитель своего сословия точно знал, что он должен делать, по каким устоям жить и почитать своего «Царя-батюшку». Это длилось около 1.100 лет (11 веков). Конечно, были и смутные времена, и фактические правления, и дворцовые перевороты, но самые важные решения принимались «наверху». Сплотить людей «с низов» и провести смену власти — этого не удавалось никому. Однако есть в истории нашей страны такой период, когда люди разгромили всю власть, перестали подчиняться абсолютно всем указам и поверили в «Бренд Вождя Ильича».

Не рассматривая сейчас подробно данный исторический период, можно сделать некий вывод, что причиной сплочения народа стал голод. Да, простое, человеческое, вполне естественное желание «Хлеба!». 80 % всех рабочих вышли на забастовку. [1, с. 167] Люди выкрикивали лозунги «Долой самодержавие!», «Долой войну!», они винили в своих несчастьях только власть и желали немедленной расправы. Политическая борьба с каждым днем обостряется. Недовольство бушует по всей стране. Со дня на день может вспыхнуть революционный ураган... [2] Крестьяне не занимались хозяйством, рабочие не производили. Подключение армии и полиции для прекращения беспорядков, по поручению Николая II, ни к чему не привели, кроме как к потере людей, смерти и увеличению озлобленности, обессиленности русского народа. Часть армии изменяла своему долгу и присоединялась к толпе. «Кто-то сумел позабавиться — настроил толпу». [3, с. 82]

Снятие памятника Николаю II в Москве в 1918г.

Тем временем, при Императоре начались суета и некоторое отчаяние. Из сообщения Генерала Сергея Семеновича Хабалова Николаю II: «Исполнить повеление о восстановлении порядка в столице не смог. Большинство частей одни за другими изменяли своему долгу, отказываясь сражаться против мятежников. Другие части побратались с мятежниками и обратили свое оружие против верных Его Величеству войск». [4, с. 183]

Вместе с тем, мы берем во внимание, что Николай II к 1905 году вознамерился привлекать к власти, законодательной деятельности людей, избранных населением.

«Моя воля созвать выборных от народа — непреклонна… Пусть установится, как было встарь, единение между царем и всею Русью, которое ляжет в основу порядка…» [5, с. 231]

В этой работе существует ряд ошибок, которые привели к ужасающим последствиям. Все решения принимались «наверху», без подробного объяснения населению, точечной агитационно-поясняющей работы с ним. Созыв первых Государственных Дум был не понятен подавляющему большинству жителей страны. О том, что Дума созвана для содействия обновлению и улучшению всех сторон государственной жизни задумывались и понимали единицы. Это, с одной стороны, было действительно шагом к единению с народом, с другой — полный отрыв от него, волна непонимания, и паники, которые привели к отречению Николая II от престола 2 марта 1917 года.

После этого страна вновь подверглась решениям «на верхах»: и временному правительству, и двоевластию, и коалициям, и делению своих прав, обязанностей и возможностей. Часть жителей не понимала «А что же дальше?», часть, например, интеллигенция, была счастлива: отмена цензуры, свобода слова, стремительный рост числа политических партий. Эта часть общества подхватывала народ, скандируя «Свобода!», покрывая улицы городов, красными флагами, бантами, цветами и демонстрациями.

Демонстрация 1917 г.

Складывалось впечатление, что во время правления Романовых страна молчала, боясь что-то сказать, а теперь, казалось, что она будет без остановки говорить за все те триста лет.

Здесь то и начинается работа средств массовой информации (СМИ), пропаганды и PR, налаживания массовой коммуникации.

В газете «Русское слово» так описали реакцию народа на отречение Царя: «С какой легкостью деревня отказалась от царя. Даже не верится, как пушинку с рукава сдули».

Пережив весь ужас Революций, избранная тактика пришедшего к власти Ленина позволила расставить для общества снова все на свои места, как было раньше — доступно и понятно: «Вся власть Советам!», «Землю — крестьянам!», «Животноводство — ударный фронт!», «Фабрики и заводы — рабочим!», «Партия — наш рулевой!» и др. Эти настроения заполнили весь фронт, всю страну большевистскими газетами и агитаторами.

Новая власть очень ответственно относилась к публикациям в СМИ. Так, по пути в Россию, на финской границе, Владимир Ильич Ленин, когда его встречала делегация большевиков, высказал Каменеву: «Что это у вас пишется в «Правде»? Мы видели несколько номеров и здорово вас ругали…». А вопросы усиления агитации и пропаганды, улучшения постановки и содержания политработы в Красной Армии, контрагитации в войсках и тылу врага, проблемы выпуска агитационных газет, литературы, работы центральных издательств, Российского телеграфного агентства (РОСТА) и другие обсуждались не менее 110 раз на Съездах и совещаниях. [6, с. 34]

Всю «кровь», «смерть» и «боль» очень быстро исключили из СМИ и писали: «Солнечный ясный день. Шествие идет к Марсову полю с утра до вечера. Бесконечный лес знамен… От возгласов стоит гул, то и дело раздается: «Вся власть Совету! Долой министров — капиталистов!». [7]

Впервые появились обращения к народу: «Если вы все будете действовать дружно и стойко, никто не посмеет сопротивляться воле народа. Старое правительство уступит место новому, тем более мирно, чем сильнее, организованнее и мощнее выступите вы…». [8]

Вот то единение с народом и свобода, о которой говорил Николай II, но не смог правильно выразить и создать благоприятные условия. Нынешняя власть настроила диалог с народом, пусть даже и «на показ». Однако свобода выбора, нужность и причастность к изменениям в стране, государственном устройстве и убеждение, что их услышали, были на первых полосах газет, скандировалось в лозунгах, нарисованы на почтовых марках, открытках, рекламных объявлениях, развивалось на флагах, да где такой пропагандистской агитации только не было в Советское время.

Плакат и открытка 1917 г.

«К гражданам России. Временное Правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов Военно-Революционного Комитета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона.

Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского Правительства — это дело обеспечено.

Да здравствует Революция рабочих, солдат и крестьян!»

Подобные тексты массово печатались и расклеивались на каждом углу, раздавались толпам людей. Они создавали образы, помогали манипулировать народом. Именно благодаря этой работе получилось изменить сознание народа, выступать в интересах политической и экономической отраслей. Люди принимали все высказывания, статьи большевистских газет за истину и хотели поддерживать такие «близкие их душе» инициативы.

Массовая коммуникация, ее четкое разделение на виды воздействия приближали новую власть к цели. Умение убедить в том, что именно эти слова являются истиной, подталкивая людей к действиям, считается агитацией. В основном, это достигалось за счет сильного эмоционального воздействия. А пропаганда «закрепляла» действие агитации, демонстрируя победы и успех выбранной тактики. Необходимо также понимать, что для каждой целевой аудитории (крестьяне, рабочие, интеллигенция и пр.) нужен свой план работы. Поэтому пропаганда и налаживание коммуникации с каждым «сословием» происходили по своей траектории: предотвращая недовольство, недопонимание. Помимо активной работы СМИ, типографий и непрекращающегося выпуска полиграфической продукции (плакаты, портреты Ленина и Сталина, листовки и т. д.), с жителями проводились собрания, лекции, доклады, организовывались культурно — массовые мероприятия, появились праздники, переполненные большевистской символикой. Вариаций было множество для достижения цели и охвата, как малограмотных крестьян, так и агрессивных казаков.

Подводя итог, можно сказать, что пропаганда и PR в период становления советской власти — это, несомненно, первая в России, самая мощная работа над брендом, как сказали бы сейчас, и Культом — как говорили в то время.

Доказано, что работа с журналистами, литераторами, поэтами, полиграфистами, художниками является неотъемлемой частью в создании имиджа и составляет более 50 % успеха всей кампании. Пропаганда и агитации позволяют не только донести до общества свои идеи, но и сформировать новые идеалы и ценности, затронуть те темы, о которых люди никогда не задумывались.

Кроме того, нельзя забывать о том, что при планировании и проведении агитационных и PR-кампаний важнейшей составляющей успеха является психология. У человека есть инстинкты, эмоции, бессознательные действия, все это, при грамотном использовании, успешно влияет на всю агиткампанию.

Литература:

  1. Исмаилова С. Т. История России XX век.. — Т.5, ч.3.. — М.: Аванта+, 1996. — 672 с.
  2. Большевикам видится на расстоянии. О февральском крушении империи они узнали из европейских газет и писем далеких соратников // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/02/08/rodina-dokumenty.html (дата обращения: 27.04.2018).
  3. Радзинский Э. С. Сталин. Жизнь и смерть.. — М.: ООО Издательство Астрель, 2011. — 540 с.
  4. Щеголев П. Е. Падение царского режима. — Т. 1. — Ленинград: Государственное издательство, 1924. — 433 с.
  5. Добренко А., Орлова М., Александрова А., Карамазинова Р., Рынькова Г. Россия под скипетром Романовых 1613–1913. — М.: СП Интербук, 1990. — 225 с.
  6. Катков Н. Ф. Агитационно-пропагандистская работа большевиков в войсках и тылу белогвардейцев в период 1918–1920 гг. Ленинград.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. С. 168.
  7. К 100-летию Великого Октября. // КПУ. URL: https://www.kpu.ua/ru/87259/k_100letyju_velykogo_oktjabrja_1_yjulja_1917_goda_nachalys_massovye_demonstratsyy_v_petrograde_moskve_y_drugyh_gorodah_v_tom_chysle_y_v_ukrayne_pod_bolshevystskymy_lozungamy_vsja_vlast__sovetam_doloj_mynystrovkapytalystov (дата обращения: 29.04.2018).
  8. Сталин И. В. Передовая // Рабочий путь. — 1917. — № 44.

основные термины

генерируются автоматически
власть, народ, массовая коммуникация, пропаганда
Похожие статьи
Ситдикова Светлана Маратовна
Советы весны — лета 1917 года: проблемы войны и мира, решения вопроса о власти, хозяйственного реформирования России
История
2017
Иванова Екатерина Юрьевна
Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг.
История
2016
Черепенчук Валерия Сергеевна
Особенности освещения колчаковского переворота в периодической печати Москвы и Петрограда
История
2009
Гамелько Елена Вячеславовна
Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.
История
2010
Бокова Яна Михайловна
Эволюция общественных настроений и массового сознания советского общества в середине 50-х — первой половине 60-х гг. XX века
Исторические науки
2015
Фабинский Михаил Владимирович
Православные верующие в России перед Октябрьской революцией
История
2012
Каюмова Мохларойим Ильхомовна
Методы манипуляции массовым сознанием
Филологические науки
2016
Демидова Татьяна Вячеславовна
Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах
Журналистика
2010
Чекменев Сергей Николаевич
Вопросы фальсификации исторических событий в учебниках СССР
История
2017
публикация
№18 (204) май 2018 г.
дата публикации
май 2018 г.
рубрика
Политология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Ситдикова Светлана Маратовна
Советы весны — лета 1917 года: проблемы войны и мира, решения вопроса о власти, хозяйственного реформирования России
История
2017
Иванова Екатерина Юрьевна
Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг.
История
2016
Черепенчук Валерия Сергеевна
Особенности освещения колчаковского переворота в периодической печати Москвы и Петрограда
История
2009
Гамелько Елена Вячеславовна
Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.
История
2010
Бокова Яна Михайловна
Эволюция общественных настроений и массового сознания советского общества в середине 50-х — первой половине 60-х гг. XX века
Исторические науки
2015
Фабинский Михаил Владимирович
Православные верующие в России перед Октябрьской революцией
История
2012
Каюмова Мохларойим Ильхомовна
Методы манипуляции массовым сознанием
Филологические науки
2016
Демидова Татьяна Вячеславовна
Трансформация модели российских СМИ в 1990-х годах
Журналистика
2010
Чекменев Сергей Николаевич
Вопросы фальсификации исторических событий в учебниках СССР
История
2017