Интеграция вспомогательного бизнес-процесса «метрологический надзор» в процессную модель компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 01.05.2018

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Уткина, Д. С. Интеграция вспомогательного бизнес-процесса «метрологический надзор» в процессную модель компании / Д. С. Уткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49938/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье дается определение метрологического надзора и перечень документов, которые данный процесс регламентируют. Компаниям, применяющим процессное управление, как подход к менеджменту организации, необходимо грамотно встраивать любую деятельность в процессную модель. И чтобы это осуществить предлагается следующее решение.

Ключевые слова: метрологический надзор, процессное управление, процессная модель компании, бизнес-процесс, декомпозиция бизнес-процесса

Метрологический надзор представляет собой контрольную деятельность, осуществляемую метрологической службой юридического лица, заключающаяся в систематической проверке соблюдения метрологических требований, как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования. Проводится для предотвращения нарушений, а также для принятия мер по устранению несоответствий, выявленных во время проверки.

Сфера государственного регулирования распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении видов деятельности, которые приведены в части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102 «Об обеспечении единства измерений».

Регламентируется метрологический надзор следующими документами:

  1. Федеральный Закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
  3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 418 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению федерального государственного метрологического надзора»;
  4. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1325 «Об утверждении формы знака непригодности СИ и Порядка его нанесения знака непригодности СИ»;
  5. ГОСТ Р 8.884–2015 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц;
  6. ГОСТ Р 8.596–2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения.

В компаниях, в которых применяется процессное управление как подход к менеджменту организации, необходимо грамотно встраивать данную деятельность в процессную модель. В случае с метрологическим надзором рекомендуется, как и в целом с метрологическим обеспечением компании, осторожно лавировать между правилами процессного управления и требованиями законодательных документов, нормативных документов.

Процессный подход подразумевает од собой построение максимально эффективного и прозрачного кроссфункционального взаимодействия внутри организации с помощью создания сети взаимосвязанных процессов. Полагается определить и выделить процессы, которые существуют в организации. Определить их границы и связи между собой, а также закрепить за каждым бизнес-процессом владельца, который отвечает за его результативность. Разработать стандарты для формализации деятельности и описать в них последовательность операций, выполняемых в процессе, исполнителей данных операций, основные входы и выходы процесса.

Ключевые характеристиками процессного подхода:

‒ выделение существующих в организации процессов и определение их взаимосвязи между собой в рамках среды организации;

‒ каждый процесс организации должен иметь цель, а результаты, полученные в результате процесса, — внешнего или внутреннего потребителя;

‒ четко распределенные зоны ответственности и обязанности, закрепленные по границам бизнес-процессов;

‒ определяются показатели результативности выполнения для каждого процесса, что обеспечивает прослеживаемость достижения результатов;

‒ регламентация и формализация деятельности;

возможность мониторинга необходимости изменений в деятельности организации в силу изменений внешних или внутренних условий.

И чтобы это осуществить предлагается следующее решение.

Процесс метрологического надзора необходимо декомпозировать на два подпроцесса (см. рис.1):

  1. Централизованный метрологический надзор;
  2. Внутренний метрологический надзор.

Рис. 1. Декомпозиция метрологического надзора

Централизованный метрологический надзор будет осуществляться метрологической службой компании с привлечением базовой организации метрологической службы, аккредитованной в установленном порядке на техническую компетентность в указанной области деятельности.

Внутренний метрологический надзор проводит метрологическая служба (метролог, должностное лицо, назначенное ответственным за метрологическое обеспечение) конкретной организационной структуры дочерней организации компании.

Дальнейшая декомпозиция подпроцессов должна проводиться до тех пор, пока процесс не будет разбит на составляющие бизнес-процессы, которые в полной и достаточной мере раскрывают его суть. (см. Рис 2–3).

Рис. 2. Декомпозиция централизованного метрологического надзора

Рис. 3. Декомпозиция внутреннего метрологического надзора

После того как декомпозиция сделана нужно определить события начала и конца процесса. Завершающее событие смежного бизнес-процесса или же событие без привязки к смежному бизнес-процессу (например, событие наступления календарной даты) — все это, события, инициирующие собой начало процесса:

В метрологическом надзоре компании событием начала процесса будет являться наступление времени годового планирования метрологического (централизованного или внутреннего) контроля.

События завершения процесса — годовой отчет о результатах проведения метрологического надзора (централизованного или внутреннего) утвержден.

Так же необходимо определить зоны ответственности процесса. Для этого определяем роли процесса, ответственность и какие должности в компании могут выступать в качестве бизнес роли.

Рассмотрим некоторые бизнес-роли метрологического надзора и их исполнителей. В таблице 1 приведены бизнес-роли и их ответственность в рамках процесса метрологический надзор. В таблице 2 даны определения организационных единиц компании имеющих право исполнять данную роль.

Таблица 1

Ответственность

Бизнес-роли

Ответственность

Метрологическая служба компании

Своевременное и качественное планирование и проведение метрологического надзора в компании, оформление документации, контроль за выполнением предписаний

Комиссия по метрологическому надзору

Своевременное и качественное проведение работ по метрологическому надзору в дочерней организации или подразделениях дочерней организации, подписание документации по результатам надзора

Метрологическая служба дочерней организации

Своевременное и качественное выполнение метрологического надзора в дочерней организации

Таблица 2

Назначение на роли

Бизнес-роли

Организационные единицы

Метрологическая служба компании

Главный метролог компании и структурное подразделение метрологического обеспечения и контроля качества

Комиссия по метрологическому надзору

Председатель комиссии (руководитель проверки) и члены комиссии, назначенные распоряжением Заместителя генерального директора компании или руководителя дочерней организации

Метрологическая служба дочерней организации

Главный метролог дочерней организации или лицо, ответственное за осуществление метрологического надзора и структурное подразделение или иная организационная структура дочерней организации, деятельность которого направлена на обеспечение единства измерений, задачи, права и обязанности которой определены в «Положении о метрологической службе»

Далее можно выделить общие требования к процессу в которых можно отразить внутренние требования стандартизации компании или требования бизнеса.

К примеру, возможно определить взаимодействие между участниками процесса метрологического надзора посредством электронной почты с использованием личных электронных адресов или путем передачи документов на бумажном носителе в случае необходимости наличия подлинников подписей на документах.

Литература:

  1. Коллектив авторов. Свод знаний по управлению бизнес-процессами. BPM CBOK 3.0. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 480 с.
  2. Р 50–601–46–2004 Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества.
  3. ГОСТ Р 8.884–2015 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц.
Основные термины (генерируются автоматически): метрологический надзор, дочерняя организация, метрологическая служба, внутренний метрологический надзор, метрологическая служба компании, метрологическое обеспечение, процесс, централизованный метрологический надзор, государственное регулирование, Российская Федерация.


Ключевые слова

бизнес-процесс, процессное управление, метрологический надзор, процессная модель компании, декомпозиция бизнес-процесса

Похожие статьи

Методика реинжиниринга бизнес-процессов организации

В данной статье дано определение понятию бизнес-процесса, рассмотрены его суть, цели и задачи. Рассмотрены различные случаи, когда компании необходимо совершенствовать бизнес-процессы. Разобраны основные методы реинжиниринга бизнес-процессов. В рамка...

Бизнес-процесс как основа процессного подхода

Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...

Совершенствование управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации

Статья посвящена рассмотрению возможностей улучшения системы управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации. Основным направлением цифровизации является охват всех направлений деятельности компании, в ходе чего происходит из...

Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии

В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.

Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе

В статье авторами сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения в рамках каждого из них. Для ...

Образовательный менеджмент: от теории к практике

В статье речь идёт об образовательном менеджменте. Делается попытка рассмотреть сущность, задачи, функции, виды, методы, принципы образовательного менеджмента. На основании анализа делается вывод о том, что главной задачей образовательного менеджмент...

Функции планирования и контроля в деятельности современного менеджера дошкольной образовательной организации

В статье авторы описывают некоторые особенности реализации функций планирования и контроля в современной образовательной организации. Уточняя и конкретизируя объекты, условия эффективности выполнения данных функций современным менеджером сферы образо...

Система риск-ориентированного управления охраной труда на предприятии

В настоящее время преобладает концепция риск-менеджмента в системе охраны труда. Важно понимать, что основой риск-ориентированного подхода является оценка рисков на предприятии как неотъемлемая часть процесса менеджмента риска, представляющая собой с...

Моделирование учебного процесса колледжа и его автоматизация

Статья является продолжением предыдущей статьи по анализу известных проблем автоматизации процессов учета, контроля и управления учебной работы колледжа. В современном развитии колледжа должна быть совершена реструктуризация основных его бизнес-проце...

Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия

Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...

Похожие статьи

Методика реинжиниринга бизнес-процессов организации

В данной статье дано определение понятию бизнес-процесса, рассмотрены его суть, цели и задачи. Рассмотрены различные случаи, когда компании необходимо совершенствовать бизнес-процессы. Разобраны основные методы реинжиниринга бизнес-процессов. В рамка...

Бизнес-процесс как основа процессного подхода

Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...

Совершенствование управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации

Статья посвящена рассмотрению возможностей улучшения системы управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации. Основным направлением цифровизации является охват всех направлений деятельности компании, в ходе чего происходит из...

Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии

В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.

Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе

В статье авторами сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения в рамках каждого из них. Для ...

Образовательный менеджмент: от теории к практике

В статье речь идёт об образовательном менеджменте. Делается попытка рассмотреть сущность, задачи, функции, виды, методы, принципы образовательного менеджмента. На основании анализа делается вывод о том, что главной задачей образовательного менеджмент...

Функции планирования и контроля в деятельности современного менеджера дошкольной образовательной организации

В статье авторы описывают некоторые особенности реализации функций планирования и контроля в современной образовательной организации. Уточняя и конкретизируя объекты, условия эффективности выполнения данных функций современным менеджером сферы образо...

Система риск-ориентированного управления охраной труда на предприятии

В настоящее время преобладает концепция риск-менеджмента в системе охраны труда. Важно понимать, что основой риск-ориентированного подхода является оценка рисков на предприятии как неотъемлемая часть процесса менеджмента риска, представляющая собой с...

Моделирование учебного процесса колледжа и его автоматизация

Статья является продолжением предыдущей статьи по анализу известных проблем автоматизации процессов учета, контроля и управления учебной работы колледжа. В современном развитии колледжа должна быть совершена реструктуризация основных его бизнес-проце...

Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия

Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...

Задать вопрос