Интенсивное развитие информационных систем (ИС) привело к их широкому использованию в различных отраслях промышленности и образования. Вследствие этого начался процесс освоения новых информационных технологий, в которых компьютерные средства используются не столько для вычислений, сколько для хранения информации и обеспечения доступа к ней.
Рост сложности создаваемых систем (переход к цифровому производству) ведет к необходимости пересмотра учебной деятельности по подготовке молодых специалистов в области PLM, CAD, CAE, CAM технологий. Постоянное обновление систем автоматизированного проектирования требует внесения соответствующих изменений информации в учебной программе. Внесение новых данных в изданные учебники не представляется возможным, а перезадание занимает слишком много времени. В итоге бумажные книги быстро устаревают, а обучение студентов на основе устаревшей информации приводит к их не востребованности на рынке труда.
На практике можно выделить несколько этапов использования информационных технологий в образовании: доставка данных, наполнение хранилищ, поиск данных по запросу, переход к системному мышлению и т. д. В последнее время все больше внимания уделяется онтологии (представлению знаний о мире в учебной деятельности) (рис. 1).
Рис. 1. Изменение характера учебных целей в образовании, связанных с ростом возможностей информационных технологий
Новые возможности производственной среды требуют перехода от книги к электронным образовательным ресурсам, чтобы обеспечить организацию актуальности содержимого электронного образовательного ресурса. Эта возможность реализуется в схеме WEB 3.0.
Под Web 3.0 понимается новая технология, объединяющая качества. Высококачественный контент будет создаваться экспертами, а наиболее релевантная информация выводиться по поисковым запросам пользователей. Эксперт должен выступить своеобразным модератором содержимого публикуемого контента и отвечать за своевременность и согласованность поставляемого материала для читателей (рис. 2) [1, 2].
Рис. 2. Технология Web 3.0
Внедрение современных Web-технологий в образование обуславливается тем, что значительный объем нужных для работы знаний студент получает в ходе так называемого неформального обучения — общения с людьми, являющимися экспертами по определенным вопросам.
Первым шагом к применению технологий Web 3.0 в образовании, может стать создание небольших по размеру учебных объектов — модулей, на изучение которых нужно будет затратить небольшой промежуток времени, от одной до пяти минут. За это время необходимо предоставить хорошо сформированный учебный контент, созданный экспертом. В таком модуле можно сфокусироваться на одной задаче, проиллюстрированной примерами, визуальными данными и анимацией. Из таких модулей может собраться вся учебная программа.
Помимо качества контента, преимуществом технологии Web 3.0 является автономность системы, что позволяет студентам в любой момент времени обратиться к нужному контенту и из небольших блоков сформировать учебный курс, отвечающий их текущим задачам. Более подробный сравнительный анализ характеристик бумажного учебника и электронного представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные характеристики
Сравнительные характеристики |
Печатное издание |
Web 3.0 |
Уровень сложности |
Рассчитан на один определенный уровень сложности |
Может содержать практически неограниченное количество уровней сложность |
Уровень наглядности |
Ограничен в связи с возможностью представления информации (картинки и графики) |
Выше, благодаря возможности использования мультимедиа. Можно увидеть физический или химический эксперимент в динамике |
Уровень проверки знаний |
Небольшое разнообразие заданий для самопроверки. Невозможность узнать результат самопроверки |
Огромное разнообразие проверочных заданий, возможность не только сразу узнать результаты самопроверки, но и получить комментарии и разъяснения при неправильном ответе |
Дополнительная помощь |
Отсутствует |
Есть возможность создания подсказок, помогающих правильно выполнить задание |
Словарь |
Долгий поиск определений в учебнике |
При помощи гиперссылок ускоряется поиск нужной информации. |
Изменение |
Изданный учебник нельзя обновить. |
Возможность актуализации обучающего материалы в любое время. |
Заключение
На основе проведенного сравнительного анализа можно заключить, что представляется не только целесообразным, а и неизбежно необходимым внедрять в образовательный процесс технологию Web 3.0. для качественной подготовки специалистов в области PLM/CAD/CAM/CAE технологий. Подключать ресурсы и использовать возможности, предоставляемые Интернет-средой, что позволит повысить эффективность подготовки студентов и стать им более конкурентоспособными на рынке труда.
Литература:
- Сравнение Web 1.0, Web 2.0 и Web 3.0 // Планета Информатики. URL: https://inf1.info/web-1–2-3 (дата обращения: 4.04.2018).
- Дубовская Н. А. Внедрение технологий Web 3.0 в образовательный процесс // Молодой ученый. — 2018. — № 14. — С. 47–49. — URL https://moluch.ru/archive/200/49217/ (дата обращения: 12.04.2018).